Людмила Миничева
Дидактические словесные игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
• Игры, предназначенные для развития речи детей помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, со взаимоотношениями людей, свойствами предметов и многим другим.
• Играть в подобные словесные игры можно по дороге куда-либо или сидя на веранде.
Публикация «Дидактические словесные игры по развитию речи» размещена в разделах
• Можно не отводить специальное время для них.
• Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
• Воспитатель должен предложить ребенку во время игры меняться с ним ролями, а сам время от времени допускать ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
• Правила – большинства словесных (устных) игр одинаковы: взрослый начинает, ребенок продолжает, и наоборот.
игра «Для чего и для кого?»(3-5 лет)
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.
Чайник нужен для …. (чая)
Кофейник….
Салатник….
Конюшня…
Коровник…
Курятник…
Обезьянник…
Скворечник….
Свинарник…
игра «Назови ласково»(3-5 лет)
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Ход игры. Воспитатель: - Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушайте, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее В. произносит только часть фразы, а дети ее заканчивают.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое);
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая);
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая);
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
игра «Один - много»(3-5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, речи.
Ход игры: Воспитатель называет один предмет, а ребёнок (дети) много.
Один нос - много (носов)
одна рука - много (рук)
один стол - много (стульев)
одна слива - много (слив)
игра «Магазин посуды»(3-6 лет)
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в магазин за посудой.
Нам нужна посуда для супа — супница.
посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница;
посуда для масла — маслёнка;
посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
игра "Узнавание"(3-6 лет)
Цель игры: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
Например: - "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" — береза;
- "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" — солнце.
игра «Скажи наоборот»(3-5 лет)
Цель: расширение словаря антонимов.
Ход игры: воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Воспитатель: - Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
игра «Два приятеля»(4 -7 лет)
Цель: развитие словаря синонимов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать слова-приятели к данным словам:
крошечный — маленький,
смелый — храбрый,
прекрасный — красивый
игра «Верно ли это?»(3 -5 лет)
Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?
Л. Станчев