Елена Мешкова
Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку.
Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.
Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.
Воспитывая любовь к родному очагу мы воспитываем интерес к семейным обрядам и традициям. Это тоже система хозяйственного труда и рукоделия, искусство традиционной кухни, убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Они связаны с обычаями жизненного цикла: рождение ребенка, его воспитание с обязательным учетом половозрастных особенностей - крестины, свадьбы и т. д. Все перечисленные обряды - это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения, милосердия. Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека - детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную педагогику, выработанную народом : понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.
Пояснительная записка
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В. А. Сухомлинский
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Цель:
Активизация познавательной и речевой деятельности детей.
Закрепление и систематизация знаний детей о русских на-родных сказках.
Развитие познавательных процессов, творческой активности и коммуникативных навыков.
Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
• Научить различать виды русских народных сказок.
• Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.
• Формировать нравственные представления о моделях поведения.
РАЗВИВАЮЩИЕ
• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
• Содействовать развитию элементарных навыков продуктив-ной деятельности.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
• Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
• Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда
Данный проект сочетает в себе интеграцию следующих образовательных областей:
• «Познание»
• «Коммуникация»
• «Чтение художественной литературы»
• «Художественное творчество»
• «Музыка»
• «Социализация»
• «Труд»
• «Физическая культура»
• «Здоровье»
• «Безопасность»
Методы и приё мы реализации проекта:
• Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.
• Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Русские народные сказки», «Угадай сказку».
• Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации
• Выставки поделок, рисунков и аппликаций.
• Участие родителей в проведении выставки книг, изготовлении масок и декораций.
Ожидаемые результаты:
Данный проект позволит в условиях образовательного процесса доу:
• Расширить и творчески применить знания детей
о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности
• Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе
Тематическое планирование.
Месяц Содержание Программные задачи
октябрь
1. Пересказ сказки :
«Заяц-хваста»
2. Консультация для родителей. Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей.
ноябрь
1. Три медведя»
2. Экскурсия в музей «Русская изба» Цель: Продолжать знакомить детей с русской избой, развивать интерес к семейным традициям. Учить детей считать до 3; показать образования числа 3. Продолжать развивать воображение детей.
Цель: Показать ребятам наглядно предметы русского быта. Закрепить знание детей о русской избе.
декабрь
1.«Крылатый, мохнатый да масленый»
2.«Два мороза»(поход в библиотеку.) Цель: Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.
Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).
январь
1.«Царевна-лягушка»
2. Театрализованное представление «Теремок»
Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.
Цель: Вызвать интерес к русским традициям : помощь ближним, уважение друг к другу. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.
февраль
1. Игра инсценировка «Репка»
2. Родительское собрание
Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.
март
1. ознакомление с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2. Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Угадай сказку». Цель: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.
Цель презентации: Уточнить и обогатить знания детей о сказках.
апрель
1. Физкультурное занятие по сказке «Волк и семеро козлят»
2. Выставка поделок «Моя любимая сказка» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем.
май
Итоговая викторина «В гостях у сказки»