МААМ-картинки

Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку

Елена Мешкова
Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
▼ Скачать + Заказать документы

Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку.

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку» размещена в разделах

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.

Воспитывая любовь к родному очагу мы воспитываем интерес к семейным обрядам и традициям. Это тоже система хозяйственного труда и рукоделия, искусство традиционной кухни, убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Они связаны с обычаями жизненного цикла: рождение ребенка, его воспитание с обязательным учетом половозрастных особенностей - крестины, свадьбы и т. д. Все перечисленные обряды - это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения, милосердия. Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека - детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную педагогику, выработанную народом : понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.

Пояснительная записка

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

В. А. Сухомлинский

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Цель:

Активизация познавательной и речевой деятельности детей.

Закрепление и систематизация знаний детей о русских на-родных сказках.

Развитие познавательных процессов, творческой активности и коммуникативных навыков.

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

• Научить различать виды русских народных сказок.

• Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.

• Формировать нравственные представления о моделях поведения.

РАЗВИВАЮЩИЕ

• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.

• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи.

• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

• Содействовать развитию элементарных навыков продуктив-ной деятельности.

• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.

Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда

Данный проект сочетает в себе интеграцию следующих образовательных областей:

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Художественное творчество»

«Музыка»

«Социализация»

«Труд»

«Физическая культура»

«Здоровье»

«Безопасность»

Методы и приё мы реализации проекта:

• Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок, заучивание пословиц, поговорок.

• Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Русские народные сказки», «Угадай сказку».

• Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации

• Выставки поделок, рисунков и аппликаций.

• Участие родителей в проведении выставки книг, изготовлении масок и декораций.

Ожидаемые результаты:

Данный проект позволит в условиях образовательного процесса доу:

• Расширить и творчески применить знания детей

о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности

• Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе

Тематическое планирование.

Месяц Содержание Программные задачи

октябрь

1. Пересказ сказки :

«Заяц-хваста»

2. Консультация для родителей. Цель: Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей.

ноябрь

1. Три медведя»

2. Экскурсия в музей «Русская изба» Цель: Продолжать знакомить детей с русской избой, развивать интерес к семейным традициям. Учить детей считать до 3; показать образования числа 3. Продолжать развивать воображение детей.

Цель: Показать ребятам наглядно предметы русского быта. Закрепить знание детей о русской избе.

декабрь

1.«Крылатый, мохнатый да масленый»

2.«Два мороза»(поход в библиотеку.) Цель: Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества.

Цель: Воспитывать у детей волевые качества характера (бороться и не сдаваться, стоять до последнего).

январь

1.«Царевна-лягушка»

2. Театрализованное представление «Теремок»

Цель: Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига.

Цель: Вызвать интерес к русским традициям : помощь ближним, уважение друг к другу. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, окружающему миру, чувство ответственности за все, что нас окружает.

февраль

1. Игра инсценировка «Репка»

2. Родительское собрание

Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания.

март

1. ознакомление с художественной литературой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Угадай сказку». Цель: учить умению точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл.

Цель презентации: Уточнить и обогатить знания детей о сказках.

апрель

1. Физкультурное занятие по сказке «Волк и семеро козлят»

2. Выставка поделок «Моя любимая сказка» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на игровое занятие и желание участвовать в нем.

май

Итоговая викторина «В гостях у сказки»

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание»Фотоотчёт «Нравственно-патриотическое воспитание» Сейчас в нашем саду проходит месячник по оборонно-массовому и патриотическому воспитанию. И в течение этого месяца я со своей напарницей.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 20:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мешкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД