Оксана Иноземцева
Общешкольная Неделя русского языка и литературы: план проведения и программа
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа №2
Методическая разработка
Неделя русского языка и литературы
Автор: Иноземцева О. В.
Голицыно 2016
Оглавление
Введение. Пояснительная записка…3
Основная часть. Методическая разработка предметной недели…. 3
Глава 1. Цели и задачи….3
Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели….3
Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы. ….…. 6
Публикация «Общешкольная Неделя русского языка и литературы: план проведения и программа» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Приложение 1. План проведения Недели русского языка и литературы… 8
Приложение 2. Программа недели русского языка и литературы…. 9
Приложение 3. Информационный листок…11
Приложение 4. Материалы для словарных диктантов…. 12
Приложение 5. Высказывания о русском языке …13
Приложение 6. Сценарии некоторых мероприятий недели…. 14
Введение. Пояснительная записка
Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т. к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.
Основная часть. Методическая разработка предметной недели.
Глава 1. Цели и задачи.
Итак, традиционно цель проведения предметной недели русского языка и литературы : повышение интереса учеников к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение кругозора.
Задачи:
• Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.
• Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
• Развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
• Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
• Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
• Создание праздничной творческой атмосферы.
Глава 2. Основные принципы и мероприятия предметной недели.
Вся Неделя строится на «четырёх китах» : информирование, побуждение, участие, успех. Отсюда несколько принципов её реализации:
• «Реклама – двигатель прогресса!»
Чтобы привлечь внимание к предстоящему событию за 1-2 недели до начала предметной недели вывешивается яркое объявление в стиле современных рекламных анонсов, а также аналогичные объявления вывешиваются накануне каждого крупного мероприятия, проводимого в рамках Недели. Кроме этого каждый классный коллектив получает информационную карточку-задание. Накануне первого дня недели оформляется информационный стенд, содержащий название Недели, её девиз, эмблему, «Календарь Недели», ярко оформленные викторины и кроссворды и т. д.
• «Важней всего погода в доме!»
Важно создать в школе атмосферу погружения в предмет, поэтому по всей школе вывешиваются портреты русских поэтов и писателей, плакаты с высказываниями о русском языке и литературе, об искусстве слова, такими, например, как:
- Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Н. В. Гоголь)
- Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)
- Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, слово служит любви, словом же можно служить вражде и ненависти. (Л. Н. Толстой)
- Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа… - умы и сердца истинных художников. (А. М. Горький)
- Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды.
(В. Маяковский)
• «Информировать и будоражить умы»
В конце каждого дня на информационном стенде появляется «Боевой листок», содержащий отчё т о прошедшем дне: о проведённых мероприятиях, о самых интересных событиях, об участниках этих мероприятий и их результатах. Обязательно итоги проводятся сразу после мероприятия, выявляются призёры и победители, если это конкурсы. Их имена тоже размещаются в «Боевом листке». Кроме этого ежедневно за 5-7 минут до окончания большой перемены проводятся радиопередачи, которые транслируются через школьный радиоузел (при его отсутствии – музыкальный центр с колонками и микрофоном в фойе школы). Радиопередача включает в себя информацию о вчерашнем дне и рассказы из серии «Занимательный русский язык», «Занимательно о литературе» или «Знаете ли вы, что…».
• «Участвуют все!»
Очень сложно вовлечь в школьные мероприятия всех учащихся или хотя бы большинство из них. Поэтому нужно создать и организовать Неделю так, чтобы вольно или невольно каждый учащийся школы принял в ней участие. То, что описано выше, уже вовлекает в процесс весь коллектив образовательного учреждения: от учащихся до учителей. Этому же должны способствовать и некоторые мероприятия предметной Недели :
• занимательные уроки русского языка и литературы, проводимые в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования учителей русского языка и литературы;
• словарные диктанты (конкурс на самого грамотного, также организуемые в ходе уроков русского языка;
• мини-исследования или устные выступления, рефераты, доклады, представляемые учащимися на уроках и др. ;
• оформление книжек-раскладушек на заданные темы для кабинета русского языка и литературы : «Поэты Севера», «Учись учиться», «Это интересно» и др.
Кроме этого в каждом классе создаются группы:
Летописцы – ведут дневник Недели, внося в него отзывы и рецензии о прошедших мероприятиях, их результаты, творческие работы участников.
Учёные, знатоки –готовят презентации, мини-исследования и выступают с ними перед одноклассниками или учащимися других классов.
Книголюбы – организуют книжные выставки, готовят и проводят «Книжное обозрение» для одноклассников, а также выступают с рекламой книг на мероприятиях Недели.
Писатели – пишут сочинение (в жанре эссе, сказки или др.) на одну из лингвистических тем:
• Великий и могучий…
• Похвальное слово знакам препинания.
• Прибежал Чудак – Восклицательный знак.
• Исчезли запятые…
• Как делаются слова?
• Работают суффиксы.
• Корень-сердце слова.
• Подружки-хохотушки (безударные гласные о-а, и-е)
• Слова-родственники.
• Приключение в мире слов.
• История твоей фамилии.
• Как зовут твоих одноклассников.
• О чём рассказывают названия городов, рек и др.
Безусловно, здесь не обойтись без помощи и поддержки классных руководителей. Таким образом, вовлечёнными в Неделю русского языка и литературы оказываются и педагоги.
• «Когда в делах, я от веселий прячусь не всегда!»
При современной учебной нагрузке школьников важно при проведении внеурочных мероприятий, чтобы они не занимали много времени и не создавали новую нагрузку, поэтому для проведения мероприятий Недели мы выбираем конкурсно-игровые программы по образцу популярных телевизионных шоу и игр: «Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Звёздный час», «Самый умный» и др., а также игры по станциям, викторины, командные интеллектуальные состязания и пр.
Самыми значимыми при проведении Недели русского языка и литературы являются мероприятия, открывающие и закрывающие неделю : Лингвистический парад и Парад литературных героев. Они должны быть яркими, экспрессивными, запоминающимися.
«Лингвистический парад» (по сути, школьная линейка в нетрадиционной форме, которая проводится на одной из перемен в продолжение 15-20 минут) проводится в первый день Недели. Его ведёт Церемониймейстер, который «командует» присутствующими на «параде», приглашает для приветствия короля Русский язык и королеву Литературу. После приветствия «их величеств», каждый класс (группа) выступают с приветствием королю и королеве.
«Парад литературных героев требует большей подготовки и фантазии. Это театрализованное представление. В начале вечера вновь появляются король Русский язык и королева Литература. Вновь ведёт его церемониймейстер. Во вступительной части звучит небольшой стихотворный монтаж о русском языке и литературе. Затем начинается «парад литературных героев». Каждый класс (группа) представляют одного-двух литературных героев, инсценирует характерные эпизоды из произведений. Этот момент полностью зависит от фантазии и пристрастий школьников и классных руководителей, организаторы Недели оказывали только консультативную помощь в подготовке.
Заключительная часть вечера – подведение итогов конкурсов, проводимых в ходе всей Недели (викторины, разгадывание кроссвордов, на самого грамотного и т. д.) и итогов всей Недели. Объявляются победители в номинациях «Самый активный класс» и «Самый горячий поклонник русского языка». Все победители и призёры выстраиваются на сцене и проходят торжественным парадом по залу.
Заключение. Некоторые выводы и результаты Недели русского языка и литературы.
Неделя русского языка и литературы в школе – это праздник длиною в пять учебных дней. Активное участие принимают все учителя и их воспитанники. Программа проведения предметной недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочетались коллективные и индивидуальные формы работ с опорой на дифференциацию. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использовались оригинальные наглядные пособия, проведены игры, конкурсы, викторины, в том числе занятия с применением ИКТ.
Результативность Недели русского языка и литературы определяется следующими критериями:
• активность обучающихся, познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития;
• охват подростков;
• привлечение других специалистов, общественности;
• состояние эмоционально-деловых отношений участников Недели;
• уровень культуры участников Недели.
Все эти показатели довольно высокие.
Кроме этого пополнилась методическая копилка кабинета русского языка и литературы.
Приложение 1
План
проведения Недели русского языка и литературы, посвящённой Всемирному Дню родного языка (21 февраля)
Дата Мероприятия
17.02.16. Открытие недели. Лингвистический парад.
18.02.16. Занимательные уроки Королевы Литературы и Короля Русского Языка.
19.02.16. Самый грамотный!
20.02.16. Подведение итогов. Закрытие Недели русского языка и литературы.
Приложение 2
Программа Недели русского языка и литературы, посвящённой Всемирному Дню родного языка (21 февраля)
Дата проведения : 17.02.16. – 20.02.16.
Время Место проведения Виды мероприятий Классы Ответственные
17.02.16.
1-я большая перемена Акт. зал Открытие недели. Лингвистический парад 5-11 Классные руководители
2-я большая перемена Акт. зал Конкурс юных поэтов 5-11 Классные руководители
18.02.16.
Уроки русского языка и литературы По расписанию Учителя русского языка и литературы
2 урок «Секрет корней
-лаг- и - лож-» - урок русского языка 5а Ледяйкина В. Д.
5 урок КВН «Лексика и фразеология» - урок русского языка. 8б Дмитриева О. А.
1 урок «Путешествие в страну удивительных прилагательных» - урок русского языка 6а Ощепкова Т. А.
4 урок «В редакции газеты» - урок русского языка по теме «Наречие» 7а Иноземцева О. В.
В течение дня Библиотека Выставка полезной книги Все желаю
щие Шорина М. В.
19.02.16.
1-й урок Конкурс словарных диктантов 5-11кл Учителя-предметники
2-й урок Конкурс высказываний о русском языке «Что для меня русский язык» 5-11кл Учителя-предметники
20.02.16.
1-я большая перемена Парад литературных героев 5-11кл. Классные руководители, консультация у преподавателей русского языка.
2-я большая перемена Награждение 5-11кл. Яковлева О. В., Гаврилюк А. А.
В течение недели :
Мероприятия Ответственные
Конкурс высказываний о русском языке писателей и поэтов на ватмане. Ощепкова Т. А.
Конкурс компьютерных иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина + рисунки от руки!
Поделка к сказкам из любого материала. Учителя русского языка и литературы
Оформление книжек-раскладушек. Учителя русского языка и литературы
Выставка полезной книги. Шорина М. В.
Объявление о мероприятии, сценарий открытия и закрытия Недели русского языка и литературы. Иноземцева О. В.
Приложение 3.
Информационный листок
Уважаемые ребята!
С 17 по 20 февраля в нашей школе проводится неделя русского языка и литературы, посвящённая празднованию Дня русского языка (21 февраля).
Вам предлагается приготовить от вашего коллектива к этой неделе следующее :
• Приветствие Королю Русскому языку и Королеве Литературе к лингвистическому параду;
• Стихотворение собственного сочинения на конкурс чтецов;
• Высказывание о русском языке и литературе на ватмане;
• Компьютерную иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина или рисунок от руки, поделку к сказкам из любого материала.
• Подобрать материалы и оформить страницы к книжке-раскладушке на тему «Это интересно» (рус. яз, «Литературные места России» или «Писатели и поэты России» (лит-ра) не менее чем из 3-х страниц;
• Приготовить костюмы и представление литературных героев на 2-3 минуты.
За дополнительной информацией обращайтесь
к учителям русского языка и литературы.
Желаем вам успеха и надеемся на активное участие в мероприятиях недели!
Приложение 4
Материалы для словарных диктантов
Родина: Отчизна, Русь, Россия, отчий дом, Отечество, Российская Федерация, гуманизм, гуманный, Великая Отечественная война, Брестская крепость, Одесса, Севастополь, патриот, ветеран, чувство долга, участвовать, священный, труженик, природа, долина, равнина, территория, Санкт-Петербург, Адмиралтейство, Пискаревский мемориал, Исаакиевский собор, Марсово поле, Эрмитаж, Русский музей, столица, Москва.
Труд: профессия, будущее, признание, наслаждение, приобщение, уважение, преобразить, добросовестный, трудолюбие, честность, неравнодушие, коллектив, труженик, сопричастность, активная жизненная позиция, врач, строитель, преподаватель, инженер, библиотекарь, токарь, слесарь, шофёр, авиаконструктор, электросварщик, космонавт, творческий труд, заинтересованность, поощрение, участник, участвовать, чувствовать, привилегия.
Школа: вестибюль, коридор, лестница, кабинет, учительская, директор, завуч, преподаватель, библиотекарь, портфель, готовальня, карандаш, чертеж, конспект, пятиклассник, семиклассник, информация, сообщение, диспут, расписание, предмет, биология, литература, география, математика, гуманитарный, цикл, реферат, доклад, дисциплина, сбор, фестиваль, субботник, товарищ, ровесник, сверстник, каникулы.
Искусство: искусный, талантливый, гениальный, искусствоведение, автор, классик, театр, актёр, режиссер, дирижёр, пьеса, драматург, драма, комедия, трагедия, водевиль, монолог, диалог, живопись, орнамент, акварель, лауреат, фойе, гардероб, партер, балкон, галерея, сцена, занавес, декорация, балет, цирк.
Приложение 5.
Высказывания о русском языке
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. Белинский
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков
Как материал словесности, язык славяне - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин
Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
М. В. Ломоносов
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования. крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А. И. Герцен
Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
А. Д. Ушинский
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей -
сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский
Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
Олесь Гончар. Украина
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин!
Берегите чистоту языка, как святыню!
И. С. Тургенев
Приложение 6.
Сценарии некоторых мероприятий недели
Открытие предметной недели русского языка и литературы (1 перемена)
Ведущий:
Добрый день! Дорогие друзья!
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(Уходит)
(На сцену под музыку выходят Король Русский язык и Королева Литература. У королевы в руках письмо)
Король:
Что загрустила, дорогая Королева? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева: Да, письмо-то меня и озадачило. Оказывается, не перевелись ещё на Руси безграмотные люди! Одни писать правильно не умеют, другие книг не читают. Грустно и обидно!
Король:
Да, дорогая Литература! Надо срочно что-нибудь придумать!
Придворный (вбегая) :
Ваше величество, Король Русский Язык, королева Литература! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, не знает ни культуры общения, ни этикета, ни элементарного: «Добрый день!» : Мы ему говорим: «Стой! Здесь люди умные, много красивых фраз знают, не любят, когда из уст собеседника брань льётся», а он говорит что-то для нас непонятное: «А мне плевать! Пошли вон, мымры! Чё хочу, то и ворочу!» Мы к такому общению не привыкли!
Король Русский язык :
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева Литератрура : : (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Литературой! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Ну, Федя.
Королева Литература :
Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Назови мне самого талантливого нашего соотечественника, который к русскому языку народ русский приучил? Который прелестные фразы умел строить так, что до сих пор не превзойдён в этом искусстве?
Федя:
Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор. Нашли, чем пугать. Не знаю я.
Король Русский язык : Ну тогда такое задание: Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
…
Федя: Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках или мини-доске выносят слуги.)
Король Русский язык :
Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…
Королева Литература : Прочитай, что у тебя получилось.
Федя: Казнить, нельзя помиловать!
Король Русский язык :
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А тут жизнь решается.
Королева Литература : Ладно, думай. А гения нашего Александром Сергеевичем Пушкиным зовут….Смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово «казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Король Русский язык : Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой. Если можно.
Король Русский язык : Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно
(предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые) : Не надо, мне домой, если можно.
Королева Литература : Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, а чтобы расширить свой словарный запас, надо книги читать.
Король Русский язык :
А я, ребята, считаю, что таких Нуфедь среди нас немного.
Придворный:
Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они с успехом читают литературу. И сегодня они это продемонстрируют.
Королева Литература :
А знаете ли вы, ребята, что 21февраля весь мир отмечает День родного языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы вспомнить этот праздник и открыть в нашей школе неделю русского языка и литературы. На правах Королевы и Короля разрешите неделю считать открытой.
(Перерезают ленты)
Ведущий: Разрешите поздравить всех с открытием Недели русского языка! Слово для приветствия Королю Русскому языку и королеве Литературе предоставляется учащимся.
1. ___
2. ___
3. ___
4. ___
5. ___
(Учащиеся читают стихи о русском языке, о литературе, о словарях, книгах и т. д., песни)
(2 перемена) Конкурс чтецов.
Ведущий: Пиши, поэт! Слагай для милой девы
Симфонии сердечные свои!
Переливай в гремучие напевы
Несчастный жар страдальческой любви!
Чтоб выразить отчаянные муки,
Чтоб весь твой огнь в словах твоих изник, -
Изобретай неслыханные звуки,
Выдумывай неведомый язык!
Объявляется конкурс чтецов!