Наталья Караваева
Конспект НОД «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Народные промыслы России»
Интеграция:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись)
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
-Формировать умение детей различать и называть знакомые народные игрушки (дымка, матрёшка, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Гжель)
- Продолжать закреплять знания о характерных особенностях для каждого вида росписи.
- Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
- Развивать внимание, познавательную активность.
- Развивать логическое мышление, память.
- Воспитывать любовь к прекрасному
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Материалы: посылка с письмом, презентация, иллюстрации с элементами росписи (гжель, хохлома, жостовский поднос, дымковская игрушка, городецкая роспись, раскраски, краски, кисти.
Приложения:
Презентация «Народные промыслы»
Предварительная работа: беседы о русских народных промыслах России, рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
Рисование (гжель, хохлома, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись по доске)
Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями: «Народные промыслы России»
Организационный момент:
Воспитатель: дети, я сегодня получила посылку, давайте посмотрим, что в ней находиться.
Дети: давайте посмотрим.
Ход НОД:
(Воспитатель с детьми открывают посылку и находят в ней письмо.
Воспитатель читает письмо)
«Дети, я - Волшебница русских народных промыслов. Очень торопилась к вам в гости, но злой колдун заколдовал все тропинки на моем пути. Помогите отыскать сказочные ключики, тогда я смогу прийти к вам в гости. Ключики спрятаны в вашей группе, вам нужно найти три ключика. А помогут вам ваши знания о русских народных промыслах! Спешите!»
Воспитатель: дети, а что такое русские народные промыслы?
Дети: это то, что мастерили русские люди…
Воспитатель: Ну, что же, поможем Волшебнице народных промыслов, найдем спрятанные ключики.
Дети: да.
Основная часть:
Воспитатель: Тогда в путь! Мы поспешим в село Дымково. Ну, что ребята, отправляемся с вами по волшебным местам.
(Дети и воспитатель подходят к экрану телевизора.)
Воспитатель: в селе Дымково делают дымковские игрушки. Вы с ними уже хорошо знакомы. Давайте посмотрим.
На экране появляется слайд с изображением дымковских игрушек.
Воспитатель: посмотрите, какие они яркие, веселые и нарядные. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Ласково и нежно эту игрушку называют - дымка. Давайте рассмотрим на нашей выставке дымковскую игрушку.
(Дети и воспитатель подходят к выставке и рассматривают дымковские игрушки.)
Воспитатель: какие элементы росписи дымковской игрушки вы видите?
Дети: игрушки украшены кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнами и точками.
Воспитатель: из чего сделаны дымковские игрушки?
Дети: из глины.
Воспитатель: глиняные игрушки могут разбиться?
Дети: да.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а у меня все игрушки без узоров. Вы не поможете мне их украсить?
Д/и «Укрась Дымковскую игрушку»
Цель:
Закреплять знания детей об основных элементах росписи, ее колорите.
Упражнять детей в составлении композиции из элементов росписи на силуэте игрушки.
Развивать внимание, память, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.
Материал.
Шаблон игрушки, образец, элементы росписи.
Игровые правила.
Ребенку дается задание:
Вариант 1. Выложить узор из отдельных элементов по образцу.
Вариант 2. Придумай свой узор из элементов росписи.
Вариант 3. Выложи узор по памяти. Педагог показывает образец, дает время на запоминание.
Ход игры:
В игре может принять участие 1 - 3 ребенка. Педагог раздает карточки, элементы росписи. Дает задание. Игра завершается, когда ребенок справляется с заданием.
(Дети украшают игрушки узорами.)
Воспитатель: ребята вот мы и нашли первый ключик.
Теперь мы с вами отправляемся в Подмосковье.
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми…
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать.
С. Вахрушев.
(На экране появляется слайд с изображением посуды - Гжель. Дети рассматривают узоры гжельской росписи.)
Воспитатель: ребята, где расположен узор?
Дети: в центре…
(Воспитатель с детьми подходят к выставке, находят Гжель и обсуждают узор росписи.)
Воспитатель: дети, а как можно назвать одним словом изделия Гжельских мастеров?
Дети: гжельская керамика.
Воспитатель: а сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка
Мы ребята удалые,
Скоморохи озорные.
Всех на ярмарку зовём,
Всем игрушки продаём!
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг пошире!
На носочек и на пятку,
А потом пляши вприсядку!
Влево, вправо повернись,
Веселее улыбнись!
Воспитатель: посмотрите, а вот и второй ключик! Мы нашли его и помогли нам ваши знания. Продолжим наш путь. Есть, ребята, старинный город. Там живет веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город? Кто-нибудь из Вас знает?
Дети: Городец.
Ребенок:
Славный, яркий Городец –
удалец и молодец!
Словно кружит карусель –
красок солнечных метель!
Вот глазастые цветы
небывалой красоты,
кони, тонкие в ногах,
листья, ягоды в лесах.
Долгой русскою зимой –
лета слиток золотой
с разноцветием лугов
и волшебных городов.
(На экране появляется слайд с изделиями городецкой росписи.
Дети рассматривают предметы.)
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, какой росписью расписаны доски и другие предметы?
Дети: городецкой росписью.
(Дети и воспитатель подходят к выставке и находят предметы, расписанные городецкой росписью.)
Воспитатель: какими красками и приемами пользуются городецкие мастера?
Дети: городецкие мастера пользовались голубой, розовой, оранжевой красками. Рисовали разные завитки.
Воспитатель: правильно, Городецкая роспись отличается своей особой праздничностью и красочностью. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями, листьями создаёт светлое настроение. Важная часть Городецкой росписи – это оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками и ушками.
Воспитатель: ребята, а вот и третий волшебный ключик. Молодцы, вы все правильно рассказали про замечательных городецких мастеров.
(Появляется Волшебница)
Волшебница: спасибо, ребята, вот как вы меня порадовали! Как я рада встрече с вами! Какая красивая выставка! Вижу я, что знаете вы много о творениях русских мастеров! Оберегаю и храню я богатство русских мастеров, и хожу по России, рассказываю всем о красоте русских народных промыслов! Все тропинки теперь расколдованы и злой колдун мне совсем не страшен!
Волшебница: ребята, а давайте к вашей выставке добавим еще работы и оформим вернисаж «Народные промыслы России»
Дети: давайте!
Волшебница: но для этого надо выполнить еще одно задание и вспомнить элементы каждой росписи. Готовы?
(Дети выкладывают узоры – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи.)
Воспитатель: Проходите к столу и приступайте к заданию.
Вы сегодня настоящие мастера русского народного промысла!
(Ребята раскрашивают, на выбор выбирают любую роспись.)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, чем мы с Вами сегодня занимались? Что случилось с волшебницей? Почему она не могла попасть к нам в детский сад? Какие росписи использовали народные мастера? Посмотрите, на выставку, какая чудесная получилась у наших мастеров игрушка яркая, красочная. (Предлагает детям выбрать работу, которая понравилась. Чем понравилась). И Вы сегодня сами раскрасили рисунки росписью и стали настоящими мастерами.