Анастасия Черноплечая
Методическая разработка «Знакомство старших дошкольников с профессиями Кадуйского района Вологодский области»
Аннотация.
Данная методическая разработка будет интересная воспитателям, старшим воспитателям и методистам дошкольных образовательных организаций.
Введение.
Нет такого человека, который бы не мечтал заниматься любимым делом, которое доставляло бы ему радость и приносило пользу людям. Частот дети выбирают ту профессию, которая есть у их родителей. Так появляются целые профессиональные династии : врачи, учителей, ученые. Поэтому очень важно знакомить детей с профессиями с ранних лет. [4]
Публикация «Методическая разработка „Знакомство старших дошкольников с профессиями Кадуйского района Вологодский области“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Первой ступенью знакомства с профессиями происходит в дошкольном возрасте. В детском саду дети получают первичные представления л труде взрослых, что в свою очередь расширяет знания детей об окружающем мире и формирует у них определённый опыт, а также способствует ранней профориентации. [2]
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано : «Социально-коммуникативное развитие направлено на…формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества…» [5]
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. [6]
Знакомство с трудом в детском саду рассматривалось многими исследователями и педагогами.
К. Д. Ушинский рассматривал труд как высшую форму человеческой деятельности. [6]
А. С. Макаренко считал, что правильное воспитание – это обязательное трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. [6]
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе считают, что знакомить стоит не только с профессиями, но и качествами личности, присущие представителям данной профессии. [6]
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова предлагают знакомит детей с трудом взрослых конкретной местности. [6]
Актуальность.
Среди детей старшего дошкольного возраста был проведен опрос, который показал, что 50% детей не знают где и кем работают их родители. Представления о труде взрослых очень не четкие; дети не могут рассказать, что делают их родители на работе. Часто можно встретить ответы: «На работе работает», «ходит на работу».
Самые первые представления о руде взрослых дети получают в семье, узнавая о профессиях своих родителей, дедушек и бабушек. Но происходит это в том случае, если дети участвуют в жизни семье, когда после трудового дня взрослые осуждают проблемы профессионального характера или профессиональные новости. А если этого не происходит? Тогда у ребенка складывается впечатление, что единственная цель труда – это зарабатывание денег. [3]
Должны ли родители рассказывать о плюсах своей профессии, доносить до детей, что профессия может быть интересной, любимой, способствовать самореализации и успеху? Кончено, должны.
В обоих случаях детский сад является незаменимым помощником в знакомстве детей с трудом взрослых.
Все мы живем в определённой местности, которая имеет свои климатически, географические и экономические условия. Поэтому мы согласны с мнением Н. Е. Вераксы и Т. С. Комаровой, которые было озвучено выше – знакомить детей необходимо с профессиями конкретной местности.
Пробелам.
Нами была выявлена проблема: дети недостаточно информированы о профессиях Кадуйского района.
Новизна.
Новизна данной методической разработки заключается в том, что в дошкольном возрасте при правильно организованной работе дети проявляют активный интерес к различным видам творчества, а также дошкольное образование является первой ступенью общего технического образования.
Цель методической разработки - формирование представлений о профессиях Кадуйского района.
Задачи:
- развивать положительное отношение к труду;
- формировать представление о необходимости труда для жизни человека;
- развивать познавательную активность, любознательность;
- формировать бережное отношение к результатам труда и труду взрослых;
- способствовать закреплению знаний о профессиях Кадуйского района.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформированы представления о профессиях Кадуйского района; с интересом смотрит фильмы о труде взрослых, предприятиях Кадуйского района, задает вопросы по поводу труда;
- имеет знания о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
- активизировалась познавательная деятельность;
- развивается чувство уважения к результатам труда взрослых, гордость профессией своих родителей;
Перспективней план ознакомления старших дошкольников с профессиями Кадуйского района.
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь «Профессии детского сада» Закрепить у детей знания о таких профессиях, как воспитатель, кастелянша, работник прачечной, заведующий, старший воспитатель.
Провести с детьми экскурсию по детскому саду. Организовать беседы с представителями профессий.
Октябрь «Работники леса» Дать детям представление о лесниках, чем они занимаются и какую важную роль играют в экологии Кадуйского района, каковы его обязанности.
Показать детям презентацию о работе лесника.
Игры с фланелеграфом «обитатели леса».
Ноябрь «Оператор автоматических и полуавтоматических линий в деревообработке» Познакомить детей с работой фабрики «Derussa». Дать представления о работе оператора. Просмотр видеоролика о фабрике. Рисование «Моя фабрика»
Декабрь «День энергетика» Познакомить детей с одной из важных профессий Кадуйского района – энергетик. Дать представление об обязанностях энергетика, чем он важен для нашего поселка. Встреча с энергетиком. Изготовление коллажа «Наша ГРЭС»
Январь «Дизайнер мебели» Познакомить детей с профессией дизайнера. Встреча с дизайнером мебели фирмы «МИРОмебель». Сюжетно-ролевая игра «Мы дизайнеры»
Февраль «Рыбовод» Знакомство с профессией рыбовод. Просмотр видеоролика о работе РТФ «Диана». Аппликация «Рыбы»
Март «Кто работает с компьютером?» Знакомство с работой IT-отделов различных предприятий. Показать значимость информационных систем для нашей жизни. Просмотр презентации. Рассказ старшего воспитателя о помощи компьютера в работе.
Рассказ детей «Зачем нужен компьютер» (составление альбома с рассказами).
Апрель «Работники сельского хозяйства» Познакомить детей с сельскохозяйственными профессиями на примере совхоза «Андога». Встреча с работниками совхоза. Рисование «В поле»
Май «Животный доктор» Продолжать знакомить с профессиями совхоза «Андога». Показать важность профессии ветеринар для сельского хозяйства.
Экскурсия в веткабинет.
Сюжетно-ролевая игра «Звери к доктору пришли».
Источники информации.
1. Потапова Т. Б. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. : ТЦТ Сфера, 2005.
2. Ранняя профоринтация дошкольников : Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста/ Авт-сост. Сальникова Т. Г. – Николаевск-на-Амуре, 2015
3. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
4. Шоргина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
6. https://ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-yurevna-potehina/-aktualnost-i-neobhodimost-ranei-proforientaci-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
7. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/12/13/pedagogicheskiy-proekt-po-ranney-proforientatsii