Марина Королёва
Опыт работы по теме «Системный подход в работе педагогов ДОО с родителями по профилактике ДДТТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему: Системный подход в работе педагогов ДОО с родителями по профилактике ДДТТ
1. Пояснительная записка.
Обоснование актуальности и значимости проблемы.
Обеспечение здоровья и безопасности детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества и требований ФГОС ДО.
Публикация «Опыт работы по теме „Системный подход в работе педагогов ДОО с родителями по профилактике ДДТТ“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. И здесь большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортных происшествий является именно дети. Детский дорожно-транспортный травматизм (ДДТТ) в России приобрел признаки национальной катастрофы.
Приводят к этому элементарное не знание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Решение такой приоритетной задачи образовательного учреждения,как охрана жизни и здоровья детей,предполагает формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения правил дорожного движения, их практической отработки во всех видах деятельности.
Безопасность жизни- это не просто сумма усвоенных знаний,а стиль жизни,адекватное поведение в различных,в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах.
На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко:
выучил с ними правила дорожного движения и все, нет проблем.
Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазах детей нарушаем эти правила, тем самым ставив перед ребенком неразрешенную задачу: как правильно? Как говорят, или как делают?
Результаты анкетирования родителей показали, что многие родители не понимают необходимость учить детей соблюдать правила дорожного движения,начиная уже с дошкольного возраста, оставляя это на потом,когда ребенок подрастет, пойдет в школу, ссылаясь, на дефицит времени, недостаток терпения и отсутствие знаний в вопросе по изучению ППД, не понимают важности этой проблемы. Возникает еще одно противоречие между - желание родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным отношением к этому вопросу.
Поэтому я решила, что формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах и улицах нашего города нужно начинать с дошкольного возраста.
Ознакомившись с психофизиологическими особенностями дошкольников и поведением их на дорогах, проанализировав знания детей, я пришла к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста:
- обладают всё ещё довольно ограниченным углом зрения на дорогах
- большинство не могут определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина
- ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч на дороге может отвлечь их от всего остального)
- не уверенно отличают правую сторону дороги от левой
- могут отказаться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар
- по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации
- не могут реагировать мгновенно, т. е. тут же останавливаться, когда их окликнут
- по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.
Все причисленные психофизические особенности ребенка и угрожающая статистика по дорожно-транспортным происшествиям толкнули меня искать новые способы решения такой серьезнойпроблемы.
Я пришли к выводу,что невозможно приспособить детей к условиям дорожного движения только в рамках традиционной программы,здесь нужен систематический подход кформированию навыков о правилах безопасного поведения на дорогах.
Необходимо привлечение родителей к данной проблеме.
Можно с уверенностью сказать, что многие родители сами не знают в полной мере ПДД, поэтому нам педагогам необходимо раскрывать, объяснять родителям причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. На собраниях, в беседах, консультациях и рекомендациях, с помощью пропаганды (стенгазет, брошюр, памяток, выставок совместных с детьми и родителями творческих работ) следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на родителях.
Передо мной встал вопрос, как же помочь родителям научить ребенка транспортной культуре?
Я сделала вывод, что для этого родители должны:
- овладеть ПДД;
- изучить психологические и физиологические особенности поведения детей в дорожной среде;
- стать активными помощниками в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности.
В отношении проблемы безопасности детей между родителями и педагогом не должно быть легкомыслия, разногласий испоров по принципиальным вопросам. Родители не должны пренебрежительно отзываться о значении профилактики ДТП при детях, а наоборот сами как можно чаще заниматься с детьми и принимать активное участие в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми в ДОУ. Только в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, мы - взрослые сможем расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте.
В своей методической разработке я представляю материл из опыта работы детского сада по системному подходу в работе педагогов ДОО с родителями по профилактике ДДТТ (инновационные методы в работе с родителями).
Цель методической разработки: представить работу семейного клуба «Автошка» для родителей - водителей воспитанников нашего ДОУ,руководителем которого я являюсь.
Задачи:
- описать теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах безопасности дошкольников на дорогах города;
- представить методические материалы по работе семейного клуба «Автошка»
Новизна работы заключается в том, что в ДОУ организована деятельность семейного клуба для родителей – водителей; что в условиях реализации ФГОС ДО взаимодействие с родителями я рассматриваю как социальное партнерство, а это подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Адресная направленность:
данная методическая разработка может использоваться в работе старшими воспитателями, воспитателями детских садов для установления сотрудничества с родителей в вопросе безопасности детей как участников дорожного движения.
2. Аналитическая часть.
Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Проблема взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Специальные исследования современных педагогов (Н. А. Андреева, Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Н. Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья.
Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.
В семье ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Семья является уникальной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку, источник общественного опыта.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
На законодательном уровне закреплены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из проблем решения этого вопроса – поиск новых, рациональных форм работы ДОУ с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, и здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.
Таким образом, актуальность указывает на необходимость и своевременность темы исследования, так как взаимодействие с родителями мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Глобальные перемены, в том числе экономические, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания, семейных ценностей. Анализируя мнения различных авторов (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева, В. М. Иванова, Т. А. Маркова и др., родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.
Детский сад является первым образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) приобретают опыт взаимодействия с педагогическими работниками, направленный на воспитание и обучение ребенка. От уровня взаимодействия родителей и педагогов зависит развитие ребенка, основанное на «зоне ближайшего развития». Проанализировав состояние системы взаимодействия нашего ДОУ с родителями за предыдущие годы, по вопросам ДДТТ, выявив сильные стороны, нами был отмечен и ряд проблем.
Проблемы по воспитанию «Грамотного пешехода»:
§ с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения;
§ далеко не все семьи в полнои мере реализуют весь комплекс возможностей воспитания и обучения ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием и обучением ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно, четвертые – уверены, что они достаточно компетентны в вопросах воспитания и обучения собственного ребенка.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога в вопросах предотвращения ДДТТ ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Необходим поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, основанных на принципе единства воспитательных воздеи ствии.
3. Практическая часть.
Описание работы семейного клуба «Автошка»
Быть родителями мы учимся всю жизнь. Хотим научится терпению, пониманию, набраться мудрости, чтобы разрешить сложную жизненную ситуацию, проблему.
Вопросы задаваемые родителями и возникающее - бесконечны. Более половины мам и пап чувствуют себя в роли родителя неуверенно. Однако, я понимаю, что участие воспитателя в жизни семьи – дело бесконечно деликатное, и учитывая то, что наш опыт работы не велик, старалась найти оптимальный выход решения возникающих проблем по профилактике ДДТТ.
Проводя опросы и анкетирования среди родителей по вопросам ДДТТ я поняла, что они и сами могут быть друг для друга важным и полезным источником жизненного опыта. Обсуждая свои вопросы и проблемы, обмениваясь мнениями, они могут лучше понять свою собственную позицию, ее обоснованность или, наоборот, недостаточную убедительность. Именно для того, чтобы создать такую возможность свободного общения родителей друг с другом и со специалистами в непринужденной, легкой и творческой обстановке, и был создан семейный клуб «Автошка» для родителей - автолюбителей МБДОУ «Детский сад № 94».
Цель создания клуба: установление тесного сотрудничества детского сада и семьи в вопросе обучения дошкольников правилам дорожного движения, привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Задачи работы клуба:
• С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
• Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями;
• Активизировать деятельность родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Сегодня я могу сказать, что большинство родителей – очень яркие, эмоциональные, открытые и жизнерадостные люди, стремящиеся к общению, с уважением относящиеся к мнению другим. Многие родители, а также старшее поколение (бабушки, дедушки, инспектор ГИБДД помогают нам в подготовке мероприятий проходивших в клубе.
Формы работы клуба «Автошка»:
•Круглые столы, викторины, где опытные водители деляться с начинающими своим опытом и знаниями поведением на дорогах в критических ситуациях, решают ребусы и кроссворды составленые активистами клуба. На заседания клуба по плану приглашается инспектор ГИБДД.
•Мастер-класс – здесь проходят практические занятия под руководством воспитателя или одного из родителей: как сделать автомобиль из бумаги, игрушки из природного материала, совместное изготовление коллажей, игр и пособий для занятий с детьми. Во время таких занятий родители не только с удовольствием сооружают что-то своими руками вместе с ребенком, но и с охотой принимают участие в совместных настольных и подвижных играх. Родителями были разработаны безопасные маршруты «Дом – детский сад», которые мы использовали при проведении занятий с детьми.
•В рамках преемственности с МБОУ СОШ №28 родители семейного клуба запланировали совместные мероприятия по ДДТТ с участием учащихся школы.
Ученики школы приходят в ДОУ организуют:
- со старшими детьми дидактические игры по ПДД,
- сюжетно-ролевые игры,
- изготовление поделок по ДД,
-разучивают с детьми проблемные ситуации на дорогах и объигрывают их перед малышами.
•Театр «Пешеходы» (участники родители семейного клуба) организуют для детей совместно с музыкальным руководителем театрализованные представления и музыкальные досуги.
Дети долго вспоминают об этих событиях и сами с удовольствием в свободной игре обыгрывают проблемные ситуации на дорогах.
•«День добрых дел». Это дни добровольной посильной помощи родителей семейного клуба группам ДОУ по изготовлению дидактических пособий, костюмов для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения, помощь в благоустройстве территории ДОУ.
•Участники семейного клуба организовали педагогическую библиотеку «В помощь начинающему водителю», где собран учебный материал для изучения проблемных ситуаций на дороге с участием детей;
методическая литература о психофизиологических особенностях дошкольников и поведение их на дорогах.
Под руководством воспитателя Королёвой М. В. родители создали картотеку интерактивных игр, видеороликов (где описаны ряд проблемных ситуаций на дороге с участием детей). В дальнейшем планируют создание мультфильмы, где будут представлены проблемные ситуации на дорогах с участием детей. Ведь грамотное использование современных педагогических и информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к формированию осознанного отношения к безопасному поведению на дорогах; использование мультимедийных технологий,поможет родителям воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что помогает детям более осознанно относится к освоению поведения на дорогах.
4. Заключение
Благодаря систематической и целенаправленной работе нашего коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, мы достигли следующих результатов:
С детьми: повысился уровень знаний детей о безопасности на дорогах:
• знания и соблюдения элементарных правил поведения на проезжей части;
• знают и соблюдают элементарные правила поведения в общественном транспорте;
• понимает значения светофоров и дорожных знаков
С родителями: позиция родителей, в вопросах безопасности детей на дорогах, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах профилактики детского дорожно – транспортного травматизма:
• активностали посещать родительские собрания -
если на начало учебного года -53%, к концу учебного года- 87%;
• активно участвовать в досугах, конкурсах-
на начало учебного года -48%, конец года – 56%
• участие в проектной деятельности-
на начало учебного года -59%, конец года 74%.
Уменьшилось число родителей – наблюдателей; увеличилось число родителей – лидеров; выросло и количество родителей – исполнителей. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов.
И у родителей, и у педагогов цель одна – охрана жизни и здоровья детей.