Косоногова Дарья Игоревна
Опыт работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным городом — Нижним Новгородом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №205»
Методическая разработка на тему:
«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным городом»
Старшая группа
Разработала: воспитатель страшней группы
Косоногова Д. И.
Нижний Новгород-2020
Актуальность темы
Публикация «Опыт работы по теме „Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным городом — Нижним Новгородом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В последние годы идет переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания: идея воспитания гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Одним из средств формирования у детей нравственно-патриотического воспитания является ознакомление с родным городом, его историей, культурой, традициями, достопримечательностями.
Современные концепции воспитания дошкольников включают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины, заложить основы нравственности и права.
Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Научить чувствовать красоту родной земли, любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, помогает формировать нравственность.
Осознание себя, как части страны и города, в котором ты живешь, воспитывает в детях основы патриотизма.
В связи с этим была поставлена тема и цель: формирование нравственно-патриотического воспитания через ознакомление с родным городом.
Была поставлена глобальная цель, которая требовала точности в своей реализации. Для её достижение была выбрана форма ознакомления с родным городом, как создание макета Нижегородского кремля.
Выбор ознакомления детей с родным городом через одну достопримечательность оправдывало её масштабность, яркость и узнаваемость для многих детей. Нижегородский кремль является популярным местом отдыха многих семей нашего города, что делает её интересной и узнаваемой в глазах детей. Память старшего дошкольника способна воспроизвести эмоциональный отклик на знакомое место. У детей будет присутствовать предвосхищение к будущей деятельности, так как они были участниками этого места. Радость от совместной деятельности по созданию макета позволит детям привить нравственные чувства: гордость за малую Родину, осознание её красоты и уникальности.
Ознакомление детей с родным городом через ручной труд, а именно макетирование было выбрано с опорой на прагматизм педагогических взглядов Джона Дьюи, обучение посредством «делания». Трудовое обучение Дьюи расценивал как условие общего развития. Согласно этой концепции обучение должно сводиться преимущественно к трудовой и игровой деятельности, где каждое действие ребёнка становится инструментом его познания.
Также были определены следующие задачи:
1. Создание условий для формирования у детей нравственно-патриотического воспитания через знакомства с родным городом.
2. Актуализация знаний детей о главной достопримечательности города – Нижегородском кремле.
3. Вовлечение детей в совместную деятельность по созданию макета Нижегородского кремля.
Содержание работы для реализации задач:
1 этап: Рассматривание фотовыставки Нижегородского кремля. Рассказ о истории создании кремля, его башнях.
Цель: актуализация знаний детей о главной достопримечательности города– Нижегородском кремле; формирование желания создать макет.
2 этап: Создание макета Нижегородского кремля.
Цель: формирование эмоционального и нравственного отклика.
Осуществление первого этапа работы подразумевало организацию комментированного рассматривания фотографий Нижегородского кремля: его башен, вида сверху, деталей стен и шпилей башен. Детям сообщалось о самых интересных башнях и о легендах их названий. Во время рассказа воспитатель старался вызвать у детей эмоциональный отклик, обратить внимание на красоту постройки и уникальность (форма башен, цвет кремля, вид издалека, сверху). Перед воспитателем стояла задача вызвать гордость за то, что именно наш город хранит в себе такую достопримечательность и другие люди (иностранцы) приезжают посмотреть на неё. Сообщить детям, что это счастье жить в городе, в котором сохранились такие старинные постройки, которые содержат в себе много памяти и красоты.
Реализация второго этапа заключалась в создании небольшого макета. Макет может быть выполнен в различных техниках в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей, а также от имеющихся средств и материалов. В нашем случае был изготовлен мини-макет из подготовленных шаблонов, наклеенных на картонный каркас.
Выводы:
1. Проделанная работа по теме «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным городом» показала эффективность использования такой формы организации воспитательно-образовательного процесса как: макетирование.
2. Приемы и методы, используемые с детьми дополнительно – рассматривание фотографий и рассказ, обеспечил формирование у дошкольников устойчивого интереса к тому, что наш город – это малая Родина. Что родной город славен своей историей, достопримечательностями (Нижегородский кремль).
3. Дети могут самостоятельно рассказать о Нижегородском кремле.
4. Дети испытывают чувство любви, гордости, уважения за свой родной город, желание помогать взрослым в его благоустройстве, для того чтобы он стал ещё лучше, краше. Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота и нравственного человека.
Рекомендации для воспитателей:
1. Ознакомиться с предлагаемой методической разработкой по теме «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с родным городом», так как данный опыт является актуальным в настоящее время.
2. В данной разработке имеется план реализации, который может быть применен в практике работы любого педагога.
3. Предлагаемая форма работы по данной теме опробована в практической деятельности, и рекомендуется для использования в воспитательно — образовательном процессе в дошкольном учреждении.