Вера Сайкина
Эколого-просветительский проект для дошкольников «Чистая Нева — чистая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры водопотребления у дошкольников и их родителей через эколого-просветительский проект "Чистая Нева - чистая вода"
Содержание проблемы и обоснование необходимости их решения проектным методом:
В нашем детском саду создается среда для формирования экологической культуры у подрастающего поколения, фундамент, которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
Одно из направлений нашей работы: природоохранная деятельность. Природоохранная деятельность ребенка в природном окружении, умело руководимая взрослыми оказывает благотворное влияние на развитие личности ребенка. Главная цель деятельности детского сада в этом направлении: нравственный аспект – вырастить и воспитать защитника природы, научить быть милосердным, любить и беречь землю, воду, воздух, по-хозяйски бережно распоряжаться богатствами природы – вот конечная цель.
Наш детский сад расположен в Санкт-Петербурге, культурной столице, где умело переплетается прошлое и настоящее. Недалеко от детского сада мы можем увидеть скверы, небольшие водоемы, территории для прогулок. Мы с детьми часто ходим на экскурсии, посещая как культурные так и природные объекты. Часто видим не очень приглядную картину, что в парках валяется мусор, город очень пыльный, а по водам нашей красавицы Невы проплывают пластиковые бутылки.
Мы поставили себе цель - сформировать культуру водопотребления.
Для выполнения поставленной цели мы объединились с родителями.
Особый интерес у нас возник к интеграции по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.
Проект – это просто один из способов взаимодействия педагога, родителя и воспитанника, а также способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная, практическая деятельность, направленная на достижение поставленной цели. Проектный метод позволяет нам с помощью игры, созданию проблемных ситуаций и их решению, включать детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности в непосредственном контакте с различными объектами природной и социальной среды: экскурсии, встречи, игры, полезные дела.
Реализация мероприятий проекта позволяет включать сведения об изучаемом и охраняемом объекте во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Реализация мероприятий позволяет нам решить следующие задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, через взаимодействие с объектами природы, и их охрану.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков, задачи поисковой деятельности.
Мы даем ребенку возможность самому поставить задачу, проблему и решить ее.
Название проекта
«Чистая Нева - чистая вода»
Нева, красавица — Нева!
Как прежде, ты передо мною
Блестишь свободной шириною,
Чиста, роскошна и резва.
В. Г. Бенедиктов
Вид проекта:
эколого-просветительский, групповой
Участники проекта:
дети подготовительной группы (6-7 лет, педагоги, родители
Проблема:
Культура водопотребления у дошкольников и их родителей
Цель:
Формировать бережное отношение к природе: воде, как источнику жизни.
Задачи:
1. Воспитывать позитивно деятельное отношение к природе.
2. Воспитывать желание активно участвовать в мероприятиях, направленных на охрану объекта (водоема).
Продукт детской деятельности:
1. Изготовление плакатов «Берегите природу»
2. Оформление фотоальбома «Вода - это радость».
3. Создание экспозиции "Моя красавица Нева"
4. Выпуск итоговой стенгазеты: «Отравляешь жизни воде? Ну, смотри же быть беде!»
Сроки реализации проекта: 1 месяц (март)
Распределение деятельности по этапам проекта
«Чистая Нева - чистая вода»
Этапы
I Формулировка проблемы:
«Сохранность водных объектов»
Цель: Знакомство детей с историей возникновения водоема, его значении для жизни нашего города.
1 Педагог вводит детей в игровую ситуацию:
Занимательная беседа
Цель: Выявить отношение детей к сохранению водоема, его чистоте. Роль детей в природоохранной деятельности.
2 Дети вживаются в игровую ситуацию: детям хочется узнать больше о Неве.
3 Педагог формирует задачи:
3.1. Знакомство с историей возникновения города на Неве.
3.2. Роль жителей в поддержании чистоты воды и берегов реки.
3.3. Пользуясь природными ресурсами помни правило «Не навреди».
Дети принимают и уточняют задачи проекта
II 1. Педагог подводит к решению задач.
2. Планирует деятельность.
Найти решение задач через проведение акций, цикла экскурсий, беседы, путешествия, чтение художественной литературы, встречи с интересными людьми. Педагоги помогают детям спланировать деятельность и воплотить результат в продуктивной деятельности. Планируют деятельность.
III 1. Организует работу над проектом.
(поэтапно, направляет на поиск решений, возникшей ситуации).
2. Побуждает детей к решению проблемных ситуаций, активизирует инициативу.
3. Реализует ситуацию на разных партнерских позициях.
1. Решает задачи проекта с помощью взрослых.
2. Формирование умений и навыков. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов – ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. Выбирать необходимый материал для продуктивной деятельности.
3. Делают вывод о завершении работы над проектом.
IV Принимают участие в защите проекта
«Чистая Нева -чистая вода»
1. Договариваются о защите проекта.
2. Представляют проект. Представляют продукт детской деятельности.
Схема осуществления проекта:
«Чистая Нева - чистая вода»
Система проектных мероприятий:
1. Занятия:
«Мы друзья природы»
«Почему нельзя пить воду из рек»
«Путешествие в подводное царство»
2. Беседы:
«Как человек использует воду?»
«Береги ручеек»
«Вода – бесценный дар природы»
3. Практические задания:
1. Изготовление плакатов
«Сохраним природу»
2. Составление карты водного объекта.
3. Пластилинография
«Рыбки плавают в пруду»
4. Дома с родителями
рисование, изготовление плакатов.
5. Экскурсии
- виртуальная "Где берет начало Нева?"
- обзорная экскурсия в музей воды
6. Природоохранные акции по очистке берегов водоемов Санкт-Петербурга
- участие родителей с детьми в акции "Чистый берег"
7. Развлечения
«День воды»
8. Конкурсы:
«На лучший плакат»
Контроль реализации проекта
«Чистая Нева - чистая вода»
I.Что будет оцениваться в ходе реализации проекта:
Умение выявлять проблему
Самостоятельно искать нужное решение
Умение развивать поисковую деятельность
Природоохранная деятельность
Умение прогнозировать
Умение систематизировать знания
Способность к практическому и умственному экспериментированию, символическому моделированию, речевому планированию
II.С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами проекта:
Практические задания
Действия дома с родителями, которые являются продуктом детской деятельности
Природоохранная деятельность
Развлечения
Практические задания:
Оформление фотоальбома: «Вода - это радость»
Пластилинография: «Рыбки плавают по дну»
Действия дома с родителями:
Изготовление листовок, плакатов, рисунков
Совместные мероприятия:
Экскурсия
Список литературы:
1. Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы – М. : Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.
2. Белоусова Р. Ю. «Управления инновационным процессом в дошкольном образовательном учреждении». Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр 2007г.
3. Бочарова Н. И. «Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста»: Пособие для родителей и воспитателей – М. : АРКТИ, 2002г. (Развитие и воспитание дошкольника).
4. Дыбина О. В. «Что было до…»: Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ Сфера, 2002г., (Серия «Вместе с детьми».)
5. Костина Э. П., Кочнева Н. Н., Каримова Л. Г., Семикова Л. В «Мой родной дом». Программа
6. Кондратьева М. М. «Звонок на урок здоровья», М. «Просвещение», 1991г.
7. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения – М. : Просвещение, 2002г.
8. Посылкина Р. Ю. «Сказка в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста», М., 2002 г.