Джамиля Алибекова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.
2. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить
ударение.
3. Познакомить с новыми звуками и буквой «ж»
4. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,
память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение
разгадывать загадки.
5. Расширять и активизировать словарный запас детей.
6. Воспитывать аккуратность, культуру общения.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: а теперь ребята мы с вами выполним гимнастику для языка
1. Артикуляционная гимнастика.
Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть, подуть в получившуюся трубочку, выполнять медленно., «Часики» - высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то в правую сторону, то в левую в медленном темпе,».
Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем в игру
1. Игра «раздели слова на слоги»
Га- раж, жир, лы- жи, де-ре-во, ли- мон, жи- раф, жё –лудь, до- ждик, же-ре-бё-нок, ме-две-жо-нок
Воспитатель: молодцы ребята
Воспитатель для того чтобы правильно говорить мы будем проговаривать чистоговорки. В начале я произнесуа потом, все вместе произнесём
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом сидят ежи,
жу-жу-жу- молоко дадим ежу
же-же-же- дождь прошел уже
Игра «Будь внимателен»
Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Игра «Кто внимательный?» Я называю вам слово, а вы мне говорите, где в слове находится звук «ж», в начале, в середине, или в конце слова.
Слова: ужи, стрижи, кошка, ножницы, цапля, ежи, снежинка, лыжи, жук, лиса, карандаш.
Воспитатель :Ребята садитесь на свои места
Воспитатель: Мы назвали много слов, в которых встречается звук Ж, а сейчас, давайте посмотрим на саму букву, из чего она состоит?
Это буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук Ж - Ж - Ж - Ж.
Характеристика звука IжI.
Воспитатель: Давайте произнесем звук Ж.
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель: при произношении звука IжI губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.
Воспитатель: Звук [ж] можно пропеть?
Дети: Звук [ж] нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель : а какие звуки мы можем пропеть (гласные)
Воспитатель: молодцы ребята
Сегодня мыс вами будем проводить звуковой анализ слова, а вот какого отгадайте загадку.
Загадка
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом (Жук)
Воспитатель: Правильно жук.
Воспитатель: но для начала мы с вами отдохнём.
Физминутка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: ребята садитесь на свои места
Воспитатель: поставьте перед собой карточки
Жук
жук — слово из 1 слога: жук. Ударение ставится однозначно на единственную гласную в слове.
ж — [ж] — согласный, парный звонкий, непарный твёрдый, шипящий
у — [у] — гласный, ударный
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
.Ребята для начало мы должны узнать сколько слогов в слове жук. Давайте вместе разделим слова на слоги
- сколько слогов в слове жук. (Один).
- А сейчас мы узнаем сколько в слове жук звуков. Для этого нам понадобятся фишки синего и красного цвета.
Итак, слушайте внимательно, ловим первый звук Ж- ж- ж - ук
Какой первый звук мы поймали (Ж)
Какой он гласный или согласный. Произнесите его, можно ли его пропеть?
-Нет, нельзя, он во рту встречает преграду, значит какой этот звук. (Согласный).
Какого цвета мы возьмём фишку для согласного звука, синего цвета. Ловим следующий звук Ж- у- у- к- с поймали звук У, какой звук поймали? (спрашиваю у детей).Давайте определим, гласный он или согласный, у – у- у, он не встречает во рту преграду, поётся значит это какой звук (гласный). Какого цвета мы возьмём фишку для гласного звука. Правильно красного цвета.
Ловим следующий звук жук-, поймали звук К, какой звук поймали? (спрашиваю у детей). Какой он гласный или согласный?
Произнесите его, можно ли его пропеть?
-Нет, нельзя, он во рту встречает преграду, значит какой этот звук. (Согласный).
Какого цвета мы возьмём фишку для согласного звука, синего цвета. А теперь Петя посчитает сколько в слове Жук звуков, (спрашиваю 2- 3 детей). А Кристина посчитает сколько в слове гласных и согласных звуков. (спрашиваю 2- 3 детей). Воспитатель: Молодцы. Ребята.
Итог занятия.
- С какой буквой познакомились?
- Какой звук она обозначает?
-Какой это звук?