Евгения Шмакова
Методическая разработка «Азбука культуры поведения» и игра-квест «Путешествие в город Вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
С самого раннего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Публикация «Методическая разработка „Азбука культуры поведения“ и игра-квест „Путешествие в город Вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, день вежливости. Сценарии развлечений
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Викторины, интеллектуальные игры
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Культура поведения для детей
- Темочки
К сожалению, в настоящее время прослеживается тенденция, когда педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, зачастую грубо нарушают элементарные нормы поведения.
Преимущественно это находит выражение в несоблюдении отдельных общепринятых правил поведения, неумении согласовывать свои действия, адекватно реагировать на замечания и выражать свои желания, просьбы.
Поэтому воспитание культуры поведения и культуры общения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Существует большое количество методов и приемов, форм воспитания культуры поведения и общения, которыми пользуется современный педагог.
Одной из эффективных форм, на наш взгляд, является квест – игра.
Квест-игра является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.
В квестах развивается свободное общение со взрослыми и детьми, развиваются все компоненты устной речи детей. В ходе выполнения групповых заданий дети учатся слушать собеседника, не перебивая. Если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества, способствует сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений.
Цель методической разработки :
Формирование знаний о правилах поведения, общения понимания их смысла, осознания личной значимости на основе оценки собственных поступков и поступков окружающих.
Ожидаемый результат:
- Дети соблюдают элементарные общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремятся поступать хорошо.
- Дети свободно употребляют в речи формулы словесной вежливости («Спасибо», «Извините», «Прошу прощения», «Будьте добры» и т. д.)
- Дети владеют элементарными правилами этикета, свободно используют их в игровых и жизненных ситуациях
Дата проведения: 20.02.2018г
Форма проведения: образовательный квест
Возрастная категория детей: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Тема мероприятия: «Путешествие в город Вежливости»
Цель: Совершенствование знаний детей о правилах и нормах культурного поведения, принятых в обществе
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления о правилах культурного поведения в общественных местах (в театре, в гостях).
- Формировать умение ценить личные отношения (любовь, дружбу, уважение, связывающие их с окружающими; понимать, что ощущают другие люди, учить состраданию и дружбе, прощению и взаимопомощи.
Развивающие:
- Развивать социальные навыки: умение работать со сверстниками, договариваться с ними, не перебивать друг друга, учитывать мнение партнера
- Развивать умение использовать в речи формулы словесной вежливости
-Закреплять умение работать с интерактивной доской.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к переживаниям и проблемам других людей.
- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, стремление радовать их хорошими поступками.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Оборудование: Волшебный клубок, запись мелодии для театра, кукольный тетр, интерактивная доска, магнитная доска, чайный сервиз, салфетки, скатерть, лепбук «Азбука вежливости», приготовленное солнышко, лучики.
Предварительная работа:
Беседы о вежливости, дружбе и отношении друг к другу.
Заучивание пословиц и поговорок о вежливости.
Просмотр мультфильмов : «Лунтик», «Смешарики»,» Кот Леопольд», А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книг).
Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», В. Драгунского «Шиворот-навыворот», стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы», мексиканской сказки «Вежливый кролик».
Повторить игры- мирилки.
Д/И «Доскажи словечко», «Поступаем правильно», «Приветствия», «Найдем волшебные слова» и т. д.
Легенда образовательного квеста: К детям обращается Фея Здрасте с проблемой. В городе Вежливости все жители перестали дружить, стали злые, забыли вежливые слова и правила поведения, и от этого в городе стало скучно и уныло. Фея просит детей о помощи и посылает своего помощника – мудрого Гном Гномыча, который отправляется в путь вместе с детьми. Дети помогают жителям города вспомнить о культуре поведения, мирят всех друзей и город становится прежним.
Ход ИГРЫ
1. Организационный этап (погружение в проблему)
Дети получают голосовое письмо
(На интерактивной доске появляется слайд с изображением волшебного города и Феи Здрасте)
Дети стоят полукругом около доски и слушают сообщение.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я – Фея Здрасте! В моем городе Вежливости случилась беда. Все жители стали злые, вредные, ругаются друг с другом, забыли как вести себя в общественных местах, не говорят волшебные слова. От этого в нашем сказочном городе стало грустно и уныло. Я не могу одна с этим справиться. Слышала я, что вы очень воспитанные и вежливые дети. Я прошу вашей помощи: помогите мне исправить жителей моего города. Для этого вам нужно отправиться в мой город, преодолевая по пути препятствия. А волшебный клубочек укажет вам дорогу, подскажет что делать. И еще посылаю моего самого лучшего помощника – мудрого Гном Гномыча. Он пройдет с вами весь этот нелегкий путь.
Позвоните три раза в колокольчик он и появится.
Желаю удачи! «До скорой встречи!»
Дети звонят три раза в колокольчик, входит Гном Гномыч с клубочком.
Гном: Здравствуйте ребята. Я мудрый Гном Гномыч. Главный помощник Феи Здрасте.. Она попросила меня помочь вам в вашем трудном путешествии. А дорогу нам покажет волшебный клубочек.
Вы готовы отправится со мной в путешествие?
Дети: Да!
2. Основной этап
Гном: Посмотрим ребята куда поведет нас волшебный клубочек.
(Гном разматывает нитку от клубка, на ней записка, где указано место первого испытания – (вход в музыкальный зал) - ворота в город).
Гном: Чтобы попасть в этот город нам сначала нужно открыть эту дверь. А чтобы ее открыть нужно вспомнить и назвать пословицы и поговорки о вежливости и доброте.
Дети называют знакомые пословицы. (Приложение 1)
Дверь открывается и дети попадают в город Вежливости.
Гном: Ну что ребята вот мы и добрались до города.
Давайте посмотрим куда нам идти дальше.
Гном разматывает клубок и читает название улицы.
улица «Театральная»
Гном: Ребята мы попали на улицу «Театральную». Посмотрите на этой улице стоит театр, только почему то здесь все уныло, не играет музыка, нет спектаклей. Давайте постучим в окошко, может быть нам кто-нибудь объяснит, что здесь случилось.
Стучат в окно, появляется театральная кукл – грусный Петрушка.
Гном: Здравствуй, Петрушка! Расскажи нам, пожалуйста, что у вас произошло, почему не работает театр?
Петрушка: У нас случилась беда! Зрители забыли правила поведения в театре. Теперь никто не приходит в театр, представления не показывают.
Гном Гномыч: Ребята, а вы знаете правила поведения в театре? Может быть мы поможем жителям их вспомнить и тогда театр оживет и снова будет ждать гостей.
Дети: Да!
Дети рассказывают, какие правила поведения они знают. (Приложение 2)
(В театр приходят нарядно одетыми, до начала спектакля, во время спектакля нельзя разговаривать, неприлично есть, шуршать фантиками, после спектакля зрители аплодируют и спокойно покидают зал)
Как только дети назвали правила - заиграла волшебная музыка, загорелся яркий свет и куклы стали танцевать, улыбаться.
Гном Гномыч: Посмотрите ребята как стало красиво и весело в театре.
Петрушка: Спасибо вам, друзья!
Гном Гномыч: Ну а нам пора отправляться дальше, посмотрим, куда нас поведет волшебный клубок. (разматывают клубок, следующая остановка – улица «Дружбы»
Дети подходят к домику, где спиной друг к другу сидят две расстроенные подруги Клепа и Капризка
Гном Гномыч: (обращается к детям) : Посмотрите на выражения лиц девочек, как вы думаете, что случилось? (Ответы детей).
Гном Гномыч обращается к подружкам с вопросом: Что у них произошло?
1 девочка: Мы поссорились с подругой
И расселись по углам
Очень скучно друг без друга!
Помирится нужно нам.
2 девочка: Я её не обижала-
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Гном Гномыч: Ребята, подумайте и скажите, из-за чего поссорились девочки? (Ответы). А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего? А, что чувствуют те, кто ссорится? А можно обойтись без ссор? Подумайте, как девочки могут помириться?
Дети: А мы знаем специальные стихи – мирилки. Мы сейчас их расскажем и может быть сможем их помирить.
Дети рассказывают подружкам «мирилки».(Приложение 3)
Клепа и Капризка повторяют некоторые из них и мирятся друг с другом.
Клепа и Капризка: Спасибо вам ребята, за то, что помогли нам помирится. Теперь мы будем жить дружно. До свидания!
Гном Гномыч: Ребята а вы не устали в пути? Давайте немножко отдохнем и поиграем.
Физкультминутка «Вежливый зайчик». (Приложение 4)
Гном: Отдохнули?
Дети: Да!
Гном Гномыч: Тогда продолжаем наше путешествие.
Гном разматывает клубок и читает название улицы.
Аллея «Доброты»
Гном Гномыч: Мы с вами попали на аллею «Доброты».
(На экране интерактивной доски изображение ромашки с опавшими лепестками).
Посмотрите ребята, что случилось с этой ромашкой, у нее опали все лепестки. Я знаю, что это непростой цветок – она оживает от вежливых слов. Нам нужно спасти ее, для этого мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». (Приложение 5)
Дети играют в игру. Дети поочереди заканчивают предложение, дотрагиваются до лепестка и если ответ правильный – лепесточек оказывается на цветке.
Гном: Молодцы ребята! Вы спасли ромашку и она снова ожила.
Куда же нам дальше отправляться, давайте посмотрим.
Гном разматывает клубок и читает название улицы.
улица «Волшебная»
Гном Гномыч: А теперь ребята мы пришли на улицу «Волшебную». Здесь живет Фея Здрасте.
Фея: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Фея: Как я рада вас видеть в моем городе Вежливости. Спасибо вам, за то, что вы помогли мне и жителям города - наш Волшебный город снова ожил, заиграл яркими красками, а его жители снова улыбаются. В честь такого радостного события, я хочу позвать жителей к себе в гости и угостить их чаем. Я прошу вас помочь накрыть мне на стол – поможете?
Дети: Да!
дети помогают Фее правильно накрыть стол к чаю.
Фея: Какой праздничный стол у нас получился! А я хочу узнать, знаете ли вы как нужно вести себя в гостях. Если вы правильно называете правило- моя Волшебная палочка загорается разноцветными огнями.
Дети пречисляют правила поведения в гостях (Приложение 2)
(в гости нужно приходить опрятно одетым, не опаздывать и не приходить слишком рано, если пригласили за стол – не бегите бегом и не толкайтесь, ешьте аккуратно, не говорите с полным ртом и т. д.)
Фея: Ребята, какие вы молодцы, столько правил поведения знаете, и, надеюсь, их выполняете!
И в благодарность, я хочу подарить вам волшебную книгу «Азбука Вежливости», чтобы вы не забывали о культуре поведения и вспоминали сегодняшние путешествие.
Дети: Спасибо!
Фея: До свидания! Удачи вам!
Дети: До свидания!
ГномГномыч: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад.
Гном разматывает клубок и дети приходят в группу.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Гном Гномыч: Ну вот мы и вернулись. Мы сегодня такое доброе дело сделали! Помогли жителям волшебного города снова стать вежливыми, вспомнить правила культурного поведения, научиться дружить.
. Гном Гномыч: Ребята, если вам понравилось путешествие в город Вежливости приклейте к солнышку лучик желтого цвета, если не совсем было интересно, то оранжевого, а если совсем не понравилось то красного.
В группе на доске приготовлено солнышко и лучики-ладошки
Дети приклеивают лучики на солнышко.
Гном Гномыч: Посмотрите, какое яркое и красивое солнышко у нас получилось! Значит все вы довольны нашим путешествием, и были рады помочь жителям Волшебного города!
Дети рассматривают солнышко.
Гном Гномыч: Ну что ж ребята, а мне пора возвращаться в свой город. Мне было очень интересно и весело с вами. До свидания!
Дети: До свидания!
Гном уходит.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
2. С. А Насонкина «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
3. https://festival.1september.ru/articles/566849/
4. https://www.detsadclub.ru/index.php/bag/405-palchikovaya-gimnastika-druzhb
5. Р. С. Буре. Социально- нравственное воспитание дошкольников.
М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015
6. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. Этические беседы с дошкольниками.
М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016
7. Социально- эмоциональное развитие дошкольников / Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера. 2013
8. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.