Светлана Романькова
Обучающая игра «Азбука вежливости, или Этикет на каждый день»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука вежливости, или Этикет на каждый день»
Цель: сформировать представление воспитанников об основных этических нормах и навыках культурного общения, воспитывать в детях вежливость и дружелюбие, уважение и чуткость по отношению к окружающим людям.
Эпиграф занятия : «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Д. Свифт)
Публикация «Обучающая игра „Азбука вежливости, или Этикет на каждый день“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Темочки
Девиз игры: «Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей!»
Вступительное слово воспитателя.
Человек живёт среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.
Русская пословица гласит: «Встречают по одежке». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим.
А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет. Когда мы впервые встречаемся с человеком, то тоже складываем о нём определённое мнение. Мы можем наделить его всеми хорошими качествами, а можем в чём-то усомниться. Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, то, прежде всего, обращаем внимание на его манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом.
Поэт Расул Рза сравнил человека с морем. Послушайте его стихотворение «Старик – моряк говорит о море».
Ведущий 1:
- Море бывает щедрым, - сказал он.
- Бывает оно печальным, - сказал он.
- Бывает жестокосердным, - сказал он.
- Бывает оно отчаянным, - сказал он.
- Море бывает разным, - сказал он.
- Чистым бывает и грязным, сказал он.
- Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Море – как человек!
Как видите, человек не обладатель какого-то одного качества – хорошего или плохого. Человек – это ансамбль качеств. Главное правило вежливого поведения : даже если ваш знакомый не заслуживает хорошего отношения, нормы этикета переступать нельзя.
Воспитатель: Проверим это утверждение. Разделимся на три группы. Каждая группа получает задание-ситуацию, которую нужно разыграть, а потом проанализировать своё поведение.
Детям раздаются карточки с заданиями.
Ситуация №1.
Вы должны забрать младшую сестрёнку из детского сада. В дверях вы сталкиваетесь с двумя спорящими женщинами, которые не дают вам пройти. Время ограничено. Что вы будете делать?
Ситуация №2.
Ваш друг знакомит вас со своим приятелем и приглашает идти гулять. Вам не понравился новый знакомый, но вам хочется прогуляться со своим другом. Как вы поступите?
Ситуация №3.
Вы помогаете старенькой бабушке, вашей соседке: покупаете продукты, ходите в аптеку и т. д. Ваши друзья всё время над вами подсмеиваются. Как изменить ситуацию?
Ребята разыгрывают ситуации и проводят анализ.
Об истории хороших манер.
Ведущий 1: Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времён и народов. Ведь стремление вести себя по определённым правилам уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король–солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.
Ведущий 2: С 18 века начинают печатать пособия по этикету. При Петре трижды издавали книжку для юношества «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению». В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить и на людей косо взглчдывать, но прямо и не согнувшись ступать». Или другое: «Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже». В книжке давались советы и морального плана. Рекомендовалось, к примеру, «отца и матерь в великой чести содержать». Если отец позовёт сына, то приличным считалось откликаться так: «Чего изволите, государь, батюшка» или «Что мне прикажете, Государь». Невежливыми полагались следующие ответы: «Что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь». Этикет прямо был соотнесён с нравственными отношениями.
Ведущий 1: Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер французского «короля - солнца». Но всё же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые - даже из древней истории. Историческое развитие было своеобразным фильтром, отсеивавшим незначительные или бесполезные правила. Оно оставило в наследство лишь наиболее рациональные из них.
Воспитатель: Итак, этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Но, как мы уже сказали, с каждым человеком нужна своя линия поведения. Попробуем вместе решить, как именно. Я буду называть качества характера и поведения человека, а вы вносите предложения, как вести себя в этой ситуации.
С подозрительным человеком мы себя ведём…
Дети: Осторожно.
С капризным…
Дети: Не обращаем внимания на капризы и ведём себя очень спокойно.
С хвастливым…
Дети: С иронией.
С застенчивым…
Дети: Доверительно, помогаем ему освоиться в коллективе.
Ребята, а кто-нибудь знает, что означает слово «вежливость»? Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т. е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим. Употребляется исключительно к людям, знающим правила хорошего тона. Значит, невежа – человек, который не знает приличия. Правила приличия уходят своими корнями вглубь истории. (Например, правило снимать шапку, правило о рукопожатии).
Ведущий 2: «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и тоже. А как это звучит по–русски? Мы просто говорим: «Здравствуйте», то есть, желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности, неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия и не отвечает на него.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин)
Воспитатель: Вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь». А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь», не то «брыь».
Игра «Вежливые слова».
(Кто из участников игры больше назовет вежливых слов.)
Конкурс знатоков этикета.
- Что такое вежливость? («Веже», т. е. «знаток».)
- Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)
- Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
- Ты идёшь с товарищем по улице Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
- Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)
- С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, на улице, по которой вы ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)
- А кстати, кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)
Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибётесь.
Игра «Зеркало».
Воспитатель: Один из вас, самый смелый, встанет перед товарищами, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочерёдно будут называть его фразы, слова – паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие – то привычки. Вот и посмотрите на себя со стороны: вежливые ли вы? (Проводится игра.)
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Литература.
1. Алоева М. А. Классные часы в 5-7 классах. Ростов-на-Дону: Феникс. Национальный проект «Образование», 2007
2. Северина О. А. Классные часы в 5-7 классах. Волгоград: Панорама, 2008