Вера Ивановна Ашихманова
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные виды деятельности
▼ Скачать
Введение
В наше время, основной из главной проблемой педагогической науки является процесс адаптации.
Это период попадания ребёнка в другую для него атмосферу и тяжелое привыкание к её условиям.
Возможность эмоционального нарушения или снижения темпа развития возникает от быстрого переход воспитанника в другую общественную сферу и долгое нахождения в состояния стресса во время адаптации.
В данное время проводиться исследования существующей проблемы адаптации известными психологами и психотерапевтами такие как: А. И. Захарова, А. Я. Варги, А. С. Спиваковский и т. д.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения через нетрадиционные виды деятельности» размещена в разделах
Основные меры для преодоления адаптации :
1. Создание благоприятной эмоциональной сферы.
2. Условия в группе создаются комфортабельные для пребывания детей.
3. От общения со взрослыми и сверстниками воспитанник должен получать положительные эмоции.
Цель методической разработки: создание организационных и педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста.
Изобразительная деятельность является основным средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста. Так как изобразительное творчество приносит положительные эмоции, а это является основой психофизического развития и эмоционального состояния воспитанника.
Для достижения цели поставлены задачи:
- по поставленной теме изучить педагогическую литературу;
- определить для детей раннего возраста основные условия адаптации;
- разработать программу работы с детьми, с использование изобразительной деятельности нетрадиционной формы.
На начальном этапе проведен анализ работы с детьми было выявлено, что быстрая адаптация у 30% детей, средняя у 50% детей, долгая у 20% детей.
Мной проанализированы данные результаты, разработана методическая разработка в процессе адаптации детей раннего дошкольного возраста через изобразительную деятельность с нетрадиционными формами.
1. Ознакомления детей раннего возраста с изобразительной деятельностью.
Изобразительные навыки у детей раннего возраста в условия дошкольного учреждения развиваются поэтапно. Мной разработано несколько направлений: заинтересовать к работе с разными материалами для рисования, развить способность увидеть сопоставимый образ в линиях, мазках и отпечатках, создать образ по поставленной тематике.
Сначала детей знакомлю с материалами для рисования, которые отбираются с учетом возрастных способностей воспитанников. Начальный период «адаптационный» делиться на два этапа: который направлен на работу с пальчиковыми красками (этап 1, гуашью (этап 2.).
Основу занятий - игр составили «изобразительные опыты». В процессе дети знакомились с названиями материалов для рисования, а также работу сними.
Первый этап
Виды рисования :
• рисование ладонями («цветные ладошки»)
• рисование пальчиками (пальцеграфия).
На этом периоде работы у детей образуется интерес к пальчиковым краскам. Так же для обучения рисования применялись ладони и пальчики. Пальчиковые краски вызывают интерес у детей своей яркостью и красочностью; в раннем возрасте дети лучше ощущают и изучают предметы (краски - это тоже предметы) руками.
Первые 3 занятия проходят по форме игр - экспериментов с пальчиковыми красками, цель которых - обучиться рисовать ладонями. На 4 и 5 занятие воспитанники сами выбирают знакомые краски (красная, желтая, зеленая, рисования происходит уже пальчиками.
Данный этап включает следующее: до начала занятия воспитанники надевают фартуки и объясняют для чего он нужны; выбирают 1 или 2 краски, рассказывают для чего они нужны; говорят, как достать краску руками из баночки, какое количество нужно для выкладывания на бумагу (проговаривается цвет краски). После детям раздается бумага для рисования и предлагается похлопать ладошками по бумаге, «оставить отпечаток» на ней.
Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми ( обратите внимание: дети могут работать как правой, так и левой рукой). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые педагог сопровождает словами одобрения.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками : она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают неподдельный восторг!
Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они, как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый, на последующих палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый цвета.
Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие - одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого в ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении. Какие же образы можно предложить детям 2-го года жизни? «Удивительные краски», «Волшебные цвета», «Замечательные пятна» («цветные ладошки»). «Любимые краски», «Разноцветные узоры», «Многоцветные полоски» (пальцеграфия).
Однако «рисование» пальцами и ладонями является лишь одним из приемов, с помощью которых можно изображать только отдельные предметы и явления. По мнению исследователей детского изобразительного творчества (Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, кисть, в отличие от руки, более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, поэтому ребенку уже с раннего возраста необходимо дать возможность освоить этот инструмент.
Второй этап
Предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В этом цикле были проведены следующие игровые действия: «Веселый листопад», «Праздничные шары», «Шаловливые сосульки», «Красивые цветы», «Сильный ветер», «Золотистую землю», «Любопытные листочки», «Наливные яблоки»; слиянием двух цветов - «Веселую картинку», «Чудесную фантазию», «Красивое чудо», «Яркие блики».
Первые два-три занятия носят индивидуальный характер, затем подгрупповой: сначала не более трех детей, а затем с пятью детьми. На играх-занятиях дети работают с гуашью и кистью. Открывая для себя в ходе игр-экспериментов с краской возможность ее нанесения на бумагу, дети с удовольствием выполняют такие же действия на каждом занятии. Краска другого цвета позволяет создавать необычные условия, что требует от детей ориентировочных действий. Как показывает практика, «рисование» создает радующие глаз, гармоничные по цвету композиции, что особенно важно, на наш взгляд, для развития чувства цвета у детей 2-го года жизни.
Экспериментирование с гуашью, хотя и лишено еще замысла на этом возрастном этапе, является очень важным для развития у детей навыков рисования. Действуя на каждом занятии с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывается, она оставляет следы, многократно повторяют одни и те же движения.
Не всегда лист бумаги оказывается заполненным, даже если интерес детей к рисованию еще не иссяк. Это происходит «потому, что поле зрительного охвата в данном возрасте невелико и ребенок большой лист бумаги охватывает по частям».
Методы рисования
Для развития движений руки и обучения умению правильно держать кисть используется комплекс методов и приемов, прежде всего метод совместных действий педагога и ребенка - «сотворчество» (Т. Г. Казакова, М. В. Гмошинская, - помогающий вызвать у детей желание участвовать в совместном рисовании.
Обучая их владению кистью, следует использовать и такой прием, как показ действий (как держать кисть, как набирать краску, как рисовать ею на бумаге) : детям 2-го года жизни необходим пример для подражания, который помогает увидеть процесс возникновения пятен, линий, мазков. Этот прием не только обеспечивает обучение пользованию кистью, но и служит «ориентиром действий» с кистью и краской, становится «толчком к самостоятельным действиям детей» (Т. Г. Казакова) и способствует формированию способов самостоятельных действий на последующих этапах развития рисования. В ходе показа каждое действие называется: «Вот желтая краска», «Кисточка рисует» и др.
Умением действовать кистью ребенок овладевает не сразу. В процессе работы с неуверенными детьми возникает необходимость метода «пассивных движений» (ТС. Комарова) : педагог вкладывает кисть в руку ребенку и, не выпуская ее, рисует вместе с малышом, чтобы он чувствовал движение кисти и его направление. В нашей методике используются игровые приемы: в раннем возрасте рисование «тесно увязывается с игровой деятельностью, часто ею стимулируется» (Е. А. Флёрина). Кисть как инструмент для творчества в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами - основным «художественным» занятием детей 2-го года жизни. Такая деятельность отвечает их возможностям. Игра, в которой дети осваивают новые материалы, делится на несколько этапов: рассматривание кисточки и баночки с краской, ритмические действия кистью на бумаге, ориентировка на ней.
Рассматривание кистей проводится в игровой форме. В начале игр-занятий детям предлагают поиграть с кисточкой: ею можно пощекотать руки, погладить ладошки и лист бумаги, подвигать по листу бумаги сухим ворсом, «попрыгать» по ней (прием примакивания).
В каждой игре с художественными материалами бумага для детей является местом действия, а значит, рисование не вычленяется из игровой деятельности. Рисование гуашью как двигательная сенсомоторная игра и рисование как изображение на занятиях сосуществуют. И тогда игры обретаю изобразительный смысл, а дети получаю удовольствие и от своих движений, и о возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).
Для разнообразия образов и интереса детей использовали специальные альбомы из серии: «Это может ваш малыш».
Таким образом, занятия первого цикла позволят развить у детей интерес к действиям пальчиковыми красками как к предмету в виде изобразительного материала и, что особенно важно, способствовали отделению «рисования» от других двигательных игр.
А на занятиях второго цикла используются кисти различной конфигурации, что позволяет развивать мелкую моторику рук и помогает обучению предметным действиям.
Во время выполнения заданий на каждом занятии малыши также закрепляют цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный.
В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой, и также увлекаются рисованием, а другие, которые плачут или не идут на контакт, успокаиваются, начинают смотреть заинтересованно на происходящее постепенно подходят и тоже увлекаются и начинают рисовать. И уходя домой малыши говорят, что придут в детский сад рисовать. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется интерес к рисованию.
2. Роль родителей в педагогическом процессе
Включение родителей в педагогический процесс осуществлялся посредством совместных мероприятий и тематических родительских собраний: «Давайте познакомимся! Как подготовить детей к детскому саду», «Преодолеем адаптацию вместе».
Провести консультации и оформить стенды «Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада», «Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада».
По результатам проделанной работы было выявлено, что долгая адаптация у детей снизилась.
Таким образом, результативность проведённой мной работы можно считать оптимальной.
Список литературы:
1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель. - 2004.
2. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Л. И. Каплан – М. : Просвещение, 1983
3. Заводчикова О. Г. «адаптация ребёнка в детском саду». Москва «Просвещение» 2007
4. Лапина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». Волгоград 2010
5. Казакова Т. Г. Актуальные проблемы развития детской художественно-изобразительной одаренности: Монография. 2-е изд. М., 2004.
6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М., 1995.
7. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994.
8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М, 1965.
9. Флёрина ЕЛ. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., 1956.