Наталья
Модель реализации принципа преемственности в рамках единого ОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Модель реализации принципа преемственности в рамках единого ОУ
Актуальность темы в том, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном учреждении, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Публикация «Модель реализации принципа преемственности в рамках единого ОУ» размещена в разделах
Основная проблема, которая стоит сегодня перед муниципалитетами – охват детей учреждениями дошкольного образования и создание единой информационной системы, позволяющей населению сориентироваться в многообразии услуг дошкольного образования. Очень часто принцип преемственности не реализуется в полной мере, это приводит к тому, что дети, приходящие в первый класс, оказываются неготовыми к обучению в школе не только предметно, но и психологически.
Для решения этой проблемы в МБОУ «СОШ № 2» в ноябре 2013 года открыто новое структурное подразделение - дошкольные группы «Гнездышко». Данная модель организации дошкольного образования помогает более полному внедрению в педагогический процесс новых образовательных технологий, направленных на разностороннюю подготовку детей 3-7 лет к обучению в общеобразовательной школе.
Главной задачей педагогического коллектива учреждения является создание надлежащих условий для преемственности уровней дошкольного и начального образования. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад тесно сотрудничает со школой. В нашем случае делается упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Ребенок успевает адаптироваться к школе до поступления в 1 класс.
Педагогический коллектив детского сада работает в тесном сотрудничестве со школой Для создания успешной преемственности между дошкольными группами и начальной школой реализуется следующие принципы :
• создание условий для гармоничного формирования готовности детей к обучению в школе;
• сохранение ценности каждого возрастного этапа жизни ребенка;
• опора на достижения дошкольного детства в начальной школе;
• сохранение ведущих видов деятельности на разных возрастных этапах;
• тесное сотрудничество учителей и воспитателей дошкольных групп с целью сохранения принципа преемственности.
В дошкольных группах проводится деятельность по определенным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Творческие занятия способствуют развитию у детей воображения, образного мышления, учат видеть прекрасное в окружающем мире. Имеют место в режиме дня и дополнительные занятия театральной деятельностью. Сюжет «Мешок сказок» был представлен на городское телевидение, а театральное представление «Репка на новый лад» подготовлено для родителей и первоклассников. Совместно с группой кратковременного пребывания проведен праздник осени «Приключение в осеннем лесу» и КВН по ПДД. Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу. Поздравление первоклассников первого сентября на торжественной линейке. Посещение спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, побеждает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.
Весной проводится День открытых дверей, на который мы приглашаем и гостей из школы. Наши дети показывают для гостей концерты, организуются выставки детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам.
Во всех дошкольных группах работают учителя начального уровня образования: музыкальный работник, инструктор по физической культуре, а также узкие специалисты: педагог – психолог, учитель – логопед. В это время они имеют возможность познакомиться с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей: проводятся совместные праздники, экскурсии, выставки творческих работ. Дети-дошкольники посещают библиотеку школы, где знакомятся с произведениями разных писателей, участвуют в совместных с первоклассниками конкурсах и викторинах.
При организации такой работы переход в первый класс становится безболезненным для ребенка, помогает предотвратить проблему школьной адаптации. Комплексная подготовка детей дошкольных групп к обучению в начальной школе дает хорошие результаты, в большинстве своем дети хорошо осваивают образовательную программу школы.
Программа работы школьного педагога-психолога в дошкольных группах направлена на развитие у детей таких психологических характеристик, как внимание, память, логика, образное мышление. Целью работы является всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе. В системе проводятся также индивидуальные занятия с детьми, имеющими поведенческие нарушения или не усваивающих образовательную программу.
У детей с различными нарушениями речи часто страдает развитие психологических характеристик. С целью коррекции нарушения речевых функций работает учитель-логопед. Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу с воспитателями по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ, с родителями детей посещающих его занятия (консультации, мастер-классы, практикумы). Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
Дети дошкольного возраста занимаются физической подготовкой. Под руководством инструктора по физкультуре проходят занятия на воздухе, на спортивной площадке, в зимнее время они проходят в физкультурном зале школы. В феврале месяце было проведено большое спортивное мероприятие «Мы - олимпийцы» совместно с ДОУ «Кристаллик» и «Тополек» .
Не остается в стороне и музыкальное развитие дошкольников. Музыкальный руководитель школы также совмещает работу в дошкольных группах. Целью работы является формирование системы непрерывного музыкального образования и обеспечения преемственности между дошкольными группами и школой. Результатом работы стало участие детей дошкольных групп «Гнездышко» и группы кратковременного пребывания в Муниципальном конкурсе «Серебристый колокольчик». Получен Сертификат участника.
В рамках совместной работы педагогов дошкольных групп и школы имеет место сотрудничество с родителями. На 9 мая дети совместно с родителями были на митинге у памятника Павшим Коммунарам и возложили цветы.
Проводятся совместные родительские собрания, круглые столы с воспитателями, узкими специалистами и учителями школы, встречи родителей с будущими учителями. С целью изучения семьи проводится анкетирование и тестирование родителей, изучаются жилищные условия.
В результате контакта педагогов дошкольных групп, школы и родителей достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в содержание работы дошкольных групп, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. А родители психологически готовы привести своего ребенка в стены уже ставшей родной школы.
В совместной работе педагогов важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приемов работы. Педагогами избрана единая методическая тема. Совместная деятельность строится в соответствии с планом работы на год.
Педагогами школы ведется учет достижений детей, которых они смогли добиться на уровне дошкольного образования. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в дошкольном детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни детей.
Для реализации модели дошкольного образования в учреждении создана хорошая материально-техническая база. В каждой группе имеется интерактивная доска с мультимедийной установкой, музыкальный центр, детская библиотека, развивающие игры и игрушки. В кабинете специалистов оборудована сенсорная комната.
За весь год работы, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы, с удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет выпускникам дошкольных групп легко адаптироваться и хорошо учиться в школе.
В перспективе перед педагогами стоит задача работать по организации преемственности между педагогическими коллективами ДОУ и школы совместно и системно. Только, заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, Сделать переход из ДОУ, в начальную школу безболезненным и успешным. Так как, установление связи и творческого сотрудничества, между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности. Закончить свой доклад хочу совами В. А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"
В. А. Сухомлинский