Екатерина Б
Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
План.
1. Формирование представлений о числах натурального ряда и обучение счёту.
2. Формирование представлений о размере предметов
3. Формирование знаний о геометрических фигурах
4. Развитие ориентирования в пространстве
5. Ориентирование во времени
Формирование представлений о числах натурального ряда и обучение счёту.
На шестом году жизни в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счете, отношениях между числами, формируются представления об образовании чисел до десяти.
Публикация «Методика формирования первичных математических представлений у детей 6-го года жизни» размещена в разделах
Детей учат считать в пределах десяти, упражняют в распознавании количественного и порядкового счёта. Основное, чтобы усвоили принцип образования последующего числа за числом п числа п+1 и любого предыдущего числа п-1.
Дети шестого года жизни должны знать количественный состав числа из единиц в пределах пяти.
Сначала проводится большая практическая работа по сравнению соответствующих совокупностей предметов. Дети рассматривают группу предметов, или её часть. Они должны понимать, что любое число составляется из единиц. Общее количество единиц соответствует заданному множеству, или числу.
Большое значение для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда имеет знание порядкового счёта и понимание того, чем отличаются порядковые числа от количественных.
Целенаправленное обучение порядковому счёту и ознакомление детей с порядковыми числительными начинается в средней группе, уточняются эти знания в старшей.
В количественном и порядковом счёте дети упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них.
Одной из задач обучения детей шестого года жизни является ознакомление их с возможностью и необходимостью деления целого на части. Процесс ознакомление детей с делением целого на части состоит из нескольких этапов:
• деление множества на подмножества;
• практическое деление предмета на части путём сгибания, разрезания;
• на основе измерения и образования целого из частей, т. е. установления отношений части и целого.
Формирование представлений о размере предметов
Дети шестого года жизни должны уметь выделять все параметры величины предмета, сравнивать их между собой, различать и правильно называть предметы по длине, ширине, высоте, толщине.
Им полностью доступно понимание обратной зависимости между длиной и толщиной предмета при одинаковом количестве вещества. В этой группе дети учатся измерять длину, ширину предметов, объём сыпучих веществ или жидкостей условной мерой, устанавливать ряд величин.
Формирование знаний о геометрических фигурах
Детей шестого года жизни знакомят с новой фигурой – овалом и дают понятие о четырёхугольнике. Основная задача, стоящая перед воспитателем этой группы, заключается в том, чтобы лучше ознакомить детей с наиболее общими свойствами и качествами известных им геометрических фигур.
Вся работа строится на основе сопоставления и противопоставления моделей фигур. Наряду с практическим непосредственным сравнением известных геометрических фигур широко используется приём измерения условной мерой.
Развитие ориентирования в пространстве
Готовность детей ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самого себя. Дети должны научиться мысленно представить себя на месте предмета. Воспитателю следует знать, что ребёнок значительно легче ставит себя в положение любого живого другого предмета, чем неживого. Для ориентировки детей на местности их следует учить выделять основные (опорные) ориентиры, самостоятельно устанавливать различные связи между началом и окончанием пути, ориентироваться между любыми предметами в комнате, на участке, улице.
Ориентирование во времени
Ознакомление детей со временем обеспечивает решение не только образовательных задач, но и воспитательных, таких, как воспитание организованности, ответственности и внимательности друг к другу.
Основными средствами развития у детей чувства времени являются занятия по математике, наблюдения, рассматривание сюжетных картин, чтение художественных произведений.