Марина Васильева
Методические рекомендации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Методические рекомендации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
«Альтернативная коммуникация как средство поддержки, способствующее развитию потенциала ребенка с ОВЗ».
Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия и сенсорной информации. Это трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.
Публикация «Методические рекомендации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения.
Традиционные методы обучения с учащимися данной категории малоэффективны!
Общеизвестно, что современная система специального образования меняется. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с ОВЗ в разных направлениях. И основной вектор направлен на инклюзивное образование.
И в некоторых школах уже обучаются учащиеся с особыми образовательными потребностями они уже включены в образовательный процесс.
И на первых этапах обучения у педагогов возникает много вопросов
А как обучать этих детей?
А какого результата ждать и когда?
Какие методы использовать при обучении?
Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи её удовлетворительно объясняться.
В основе знаковой деятельность ребенка лежат общие психофизиологические закономерности теории высшей нервной деятельности человека сформулированные отечественными учеными Иваном Михайловичем Сеченовым и Иваном Петровичем Павловым.
Очевидно, что любая знаковая деятельность поддерживает как сам процесс коммуникации, так и когнитивное развитие ребенка.
Методы АДК можно и нужно использовать с детьми, имеющими нарушения в развитии :
-нарушение слуха
-двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
-интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов
-эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм, ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью вербальных слов.
-специфические органические проблемы артикуляционных органов
(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
Альтернативная коммуникация служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи.
В системах АДК широко используется различные средства коммуникации:
-визуально-кинестетические (жесты)
-визуально-графические (плоские символические изображения)
-объемные репрезентации (мини - объекты)
Мы активно используем средства альтернативной коммуникации как на уроке так и во внеурочной деятельности, эти вспомогательные средства являются неотъемлемым компонент образовательного процесса. Мы сопровождаем подачу учебного материала на уроке пиктограммами и жестами. На уроке язык, жесты и символы (под символами в данном случаи мы имеем ввиду пиктограммы) сменяют друг друга или используются одновременно.
Важным помощником в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются так же мимика и пантомимика, выразительные движения, подчас оказываются даже более действенными, чем слова.
Особое внимание мы уделяем зрительному контакту, потому что, приветливый и открытый взгляд располагает к доверительному общению с классом.
Интонационная окраска учителя должна эмоционально дополнять речь, т. к она может поддержать и ободрить ученика во время выполнения задания.
Пиктограмма (от лат. Pictus — рисовать и греч. — запись)— знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
В качестве пиктограмм чаще используются черно-белые изображения, заменяющие слова.
Этапы обучения коммуникации с помощью пиктограмм
На первом ступени учащийся знакомится с пиктограммой и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребенок ассоциирует его название с самим предметом, может ли он выбрать и показать названый предмет из определенного множества других.
На второй ступени работа с пиктограммами направлена на расширение общения ребенка в школе. Для решения этой задачи рекомендуется оформить пиктограммы таким образом, что бы на них отображалась организация учебной деятельности и режимных моментов. А так же большое внимание уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире (разрешающие, запрещающие, предупреждающие, информационные знаки
На третьей ступени обучения основное внимание уделяется грамматическому структурированию, предполагающему ответы на вопросы, обучение ребенка графическим символам. На этом этапе ребенок учится самостоятельно выбирать нужную пиктограмму из серии предложенных. У него формируется способность выстраивать пиктограммы в логический ряд, представляющий собой грамматически оформленные предложения или небольшие связные тексты.
Система жестов
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Жест является уникальным инструментом, в обучении детей с выраженными интеллектуальными нарушениями они позволяют визуализировать образ того или иного слова, или действия.
Жесты делают слово «видимым» для ребенка, они помогают лучше запоминать и усваивать новые слова.
Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.
Жесты мы условно разделили на несколько групп
Группы жестов
Символические социальные жесты:
Указательный жест.
Да.
Нет.
Нельзя.
Дай.
На.
Иди сюда.
И др.
Дополнительные социальные жесты:
Смотри (указательный палец к глазу).
Слушай (указательный палец к уху).
Говори (указательный палец ко рту).
И др.
Жесты передающие простые предметные действия:
• Спать.
• Плакать.
• Поцеловать.
• Упасть.
• Идти.
• Холодно, замёрз.
И др.
Жесты описательного характера:
Зайчик — изобразить «ушки».
Курочка — жест «клюёт».
Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке» : руки сжаты в
кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
Медведь — показать, как мишка ходит.
Петушок — изобразить гребешок.
Птичка — жест «полетели».
Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
Корова — жест «рога», «забодаю».
Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома и др.
При обучении для запоминания жестов можно использовать на занятии картинки или фотографии, с изображающими предметами или действиями, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи.
Таким образом, использование различных форм альтернативной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с нарушением развития, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности и безопасности. Включение описанных технологий в работу педагогов, работающих с данной категорией детей, расширит и обогатит их методический арсенал. Альтернативная коммуникация является важной составляющей процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями, с помощью введения этой системы в учебный процесс появляется дополнительная возможность, для более детального понимания потребностей ребенка, не только в образовательной среде, но и в социальном окружении, что в дальнейшем будет способствовать более успешной социальной интеграции.