Светлана Бакулина
Методическая разработка занятия «В стране снежных слов» для детей старшей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Оно позволяет закрепить представления детей о единицах речи, сформировать в дальнейшем способности детей к чтению и письму.
Методическая тема занятия : Путешествие в страну снежных слов»
Образовательная область: речевое развитие
Место занятия в образовательной программе логопедической работы
и форма проведения:
Публикация «Методическая разработка занятия „В стране снежных слов“ для детей старшей группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
фронтальное логопедическое занятие по развитию речи с элементами обучения грамоте.
Цель:
Программные задачи:
коррекционно-образовательные:
- закрепление умения делить слова на слоги;
- развитие умения подбирать глаголы – действия к существительному;
коррекционно-развивающие:
- формирование фонематического слуха;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие графомоторных навыков;
- совершенствование навыка ориентировки в пространстве;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- совершенствование умения выражать положительные эмоции;
коррекционно-воспитательные:
- формировать умение понять и принять образовательную задачу, поставленную в вербальной форме;
- продолжать учить отвечать на вопросы по ходу образовательной деятельности с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- развивать умение активно осмыслять и использовать изученный материал;
- воспитывать умение взаимодействовать и оказывать друг другу помощь в процессе совместной работы;
- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям;
- прививать навыки элементарного самомассажа
Методы и приемы : наглядные, словесные, игровые, продуктивные, творческие
Формы детской деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, индивидуальная деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная.
Предварительная работа: подбор музыкальной композиции и слайдов, изготовление игр на основе тибетского игольчатого массажа, подготовка раздаточного, демонстрационного и игрового материала, дезинфицирующая обработка стаканчиков.
Здоровьесберегающие технологии:
- самомассаж биологически активных точек на подушечках пальцев с помощью аппликатора Кузнецова и прищепок; мозжечковая стимуляция с помощью балансировочной доски Бильгоу, развитие орального праксиса.
- работа в режиме дальнего зрения по технологии В. Ф. Базарного
- смена динамических поз
- развитие мелкой моторики с помощью ….
Оборудование: стопы с элементами аппликатора Кузнецова, чемодан с искусственным снегом и сюрпризом; карточки с изображением родственных слов на прищепках, вязаная снежинка; пособие «Снеговик»; доска Бильгоу, ведро, снежки, стаканчики со снегом, слайды, музыкальная композиция, снежинки на палочках, напольный столик для индивидуальной работы, подушки – сидушки
Реализация ФГОС интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие». «Художественно – эстетическое развитие»
Предполагаемые результаты логопедической работы:
обучающиеся владеют элементарными навыками самомассажа, совершенствуют навыки фонетико – фонематического анализа, связно и логически грамотно отвечают на вопросы, формируется положительная мотивация для дальнейшего обучения, познавательный интерес, дети учатся сохранять свое здоровье.
Программное обеспечение:
1. В. Ф. Базарный, Здоровье и развитие ребенка, М, 2005г.
2.. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.babyblog.ru/user/Lisenok-Belk/3140921
3. В. В. коноваленко, Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет., М., Издательство «ГНОМ и Д», 2008
4. ….
Этапы работы.
Организационный момент.
Наше зимнее занятие начинается.
Солнышко в окошко всем нам улыбается.
Мы с вами за руки возьмемся,
Друг другу тоже улыбнемся.
Пусть сегодня на занятии нам сопутствует успех.
Пожелайте нам скорей удачи, (обращаясь к членам жюри)
И вложиться в срок в придачу.
I.Мотивационно – ориентировочный
Речевая разминка.
Ма-ма-ма – сейчас зима.
Ло-ло-ло много снега намело
Ле-ле-ле холодно в феврале
Ды-ды-ды - На снегу следы.
Посмотрите, ребята, а вот и следы. Давайте по ним пройдем и узнаем куда же они ведут.
Мы шагаем по дорожке,
Но не мерзнут наши ножки.
Хоть на снег мы наступаем,
Но массаж мы выполняем.
(подходят к чемодану, чемодан закрыт. На чемодане послание
II. Поисковый этап
?
Давайте посмотрим, что же нам за план – схему приготовил ….Готовы?
III. Практический
После просмотра план – схемы дети приступают к первому заданию по плану. После каждого выполненного задания, картинка, обозначающая это задание, закрывается знаком отрицания. И ребенок произносит: «Задание выполнено»
1. Знакомство со снегом
Смотрят слайды о снеге.
отвечают на вопросы: снег какой
Снег – белый
Снег – холодный
Снег - мокрый
Снег – сверкающий
Снег – падающий
2. Игра «Ведро со снежками». Формирование глагольной лексики, развитие координации движений. Мозжечковая стимуляция.
Упражнение на доске Бильгоу
Стоя по очереди на доске, бросают снежок в ведро и называют глагол
Снег что умеет делать? Падать, таять, ложиться, сверкать, кружиться
3. Игра с пособием «Снежинка», подбор родственных слов к слову Снег.
Массаж подушечек пальцев с помощью прищепок, развитие мелкой моторики.
Снеговик. Снегирь. Снегурочка. Снежок. Снегокат, снежинка. Снежная королева
4. Игра со стаканчиками на развитие орального праксиса.
Переносят зубами стаканчики с имитацией снега.
Пособие «Снеговик». Формирование умения делить слова на слоги
Молодцы у нас ребята, быстрые, умелые.
Много снега принесли,
Мы скатаем из него снежный ком. Вот такой (показывают руками большой круг)
А потом поменьше ком. Вот такой (показывают меньше круг)
А наверх поставим мы маленький комок.
Вот и вышел у нас толстячок,
Маленький снеговичок.
Делят слова на слоги. Кладут снежинки на снеговика по количеству слогов в слове.
Динамическая пауза.
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Или массаж шишками рук.
5. Игра «Наряди елочку»
Дети продолжают предложения.
Снегири – зимующие птицы.
На снегу видны следы волка.
Деревья зимой покрыты снегом.
….
IV. Рефлексивно – оценочный этап.
Дети с педагогом подходят к план – схеме.
Чемодан открывается. Рисуют на снеге снежинки.
Анализируют (подводят итог занятия) выполнение заданий.
-Я узнал…
-Мне было интересно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-Мне было трудно….
Логопед хвалит всех детей.
Затем в чемодане под снегом находят сюрприз.