Лучший педагог года

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»

АЛЛА ТЫШКОВСКАЯ
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»
▼ Скачать + Заказать документы

Ленинградские мальчишки и девчонки

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №64 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка.

Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной группе

Презентация:

«Ленинградские мальчишки и девчонки» (о детях блокадного Ленинграда)

Подготовила:

Публикация «Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда „Ленинградские мальчишки и девчонки“» размещена в разделах

Педагог-психолог Тышкоаская А. В

Цель: Развивать способность чувствовать, сопереживать, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи: Познакомить с жизнью людей в это время. Рассказать детям о жизни взрослых и детей в тяжелые военные годы. Воспитывать уважительные отношения к исторической памяти своего народа, к ветеранам войны.

Оборудование:

мультимедийное сопровождение, фонограммы, фото- и видео- материалы о блокаде.

Ход мероприятия:

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург… Сколько названий у одного города! Какая прекрасная и трагическая судьба! В 1703 году в день Святой Троицы на берегу Невы был заложен город, который Пётр I назвал в честь своего небесного покровителя – святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город-крепость, город-порт, город-музей – любимое детище Петра. Один из самых красивых городов мира.

Слайд № 1

27 января отмечается День полного освобождения нашего города от фашистской блокады. Это очень важная и памятная дата для всех людей.

В холода, когда бушуют снегопады

В Петербурге этот день особо ждут, –

Город празднует День снятия Блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей…

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Слайд № 2,3

22 июля без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз

(Голос Левитана. О начале Великой Отечественной войны).

Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3 - 4 месяцев лета и осени 1941 года. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.

Враг продвигался стремительно. И к 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил пригород Ленинграда, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады.

Блокада Ленинграда. Самая страшная осада города в военной истории человечества длилась 871 день.

(Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру)

Слайд № 4

К Ленинграду с запада двигалась 700-тысячная армия фашистов, а с севера и северо-запада – финны, дивизия испанцев, наёмники из Нидерландов, Бельгии, Норвегии. До города оставались считанные километры. Но пройти их фашисты не смогли.

В короткие сроки Ленинград был превращен в город-крепость. Ленинград готовился отразить удар врага. С кораблей сняли дальнобойные орудия, по трамвайным рельсам покатились маленькие бронепоезда-трамваи.

Слайд № 5

Наиболее ценные памятники снимали и зарывали в землю.

Слайд № 6

Великий труд спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек.

Мужчин ушедших на фронт у станков заменили женщины и подростки.

В опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды.

Слайд № 7

Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!»

Слайд № 8

Многие школы были переоборудованы в госпитали. Посещение раненых в госпиталях считалось очень важным делом.

Слайд № 9

Эта девочка раздает в госпитальной палате письма раненым.

Слайд № 10

Ученики читали раненым газеты, мыли полы, Чинили белье для раненых и выступали перед ранеными с концертами

Слайд № 11,12,13

Дети школьного возраста отстаивали Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Ночью наравне со взрослыми дежурили на чердаках и крышах, гасили зажигательные бомбы, сброшенных с самолетов.

Слайд № 14

Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они чинили крыши, пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев.

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим.

Слайд № 15

С каждым днём ленинградцам становилось всё труднее. Приближалась зима. Надвигался голод. С 20 ноября в городе была установлена самая низкая норма. По подобным кортачкам выдавали хлеб – 250 граммов хлеба на карточку рабочего и 125 граммов хлеба на карточку служащего и неработающего, но шло время и запасы истощались…

Единственным «окном», соединявшим Ленинград с «большой землёй», было Ладожское озеро. По нему была организована доставка продовольствия. 22 ноября 1941 года первая колонна грузовиков доставила по льду 33 тонны продовольствия. Заработала трасса, прозванная «Дорогой жизни». Фашисты постоянно бомбили эту дорогу, но шофёры мужественно продолжали доставлять продукты, вывозить людей, исторические и художественные ценности. В апреле сошёл лёд на Ладожском озере, но «дорога жизни» продолжала существовать – через Ладогу пошли баржи

Слайд № 16

Многие знают трагическую историю 11-летней Тани Савичевой. Ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке, оставшейся от её старшей сестры Нины. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них записи о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Вот эти записи: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 г.». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Савичевы умерли все». «Осталась одна Таня». Таню удалось спасти от голодной смерти. Её вывезли в детский дом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку и она вскоре умерла.

Слайд № 17 Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия.

Слайд № 18

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Слайд № 19

Урок продолжался 20-25 мин. больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать

тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах…»

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941- 1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

Слайд № 20

В условиях осажденного Ленинграда занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.

Слайд № 21

К скудному хлебному пайку дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 г. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы

Слайд № 22

И в незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником

Одна из учениц писала об этой новогодней елке: «6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти».

Были и новогодние подарки, о них так вспоминал участник блокады П. П. Данилов: «Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение». Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль «Дворянское гнездо», в Большом драматическом – «Три мушкетера». В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем «Овод».

Слайд №23

Смерть шла по городу. Входила во все дома. Люди падали на улицах, на работе и уже не могли подняться. Дома умирали дети, старики. Свыше 650 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Слайд № 24

Жизнь в осажденном городе требовала упорного, повседневного труда. А тружениками были и дети. Наступила весна, все жители города вышли на уборку снега и дети работали на равне со взрослыми

Слайд № 25

А весной у школьников началась «огородная жизнь». На клумбах в парках выращивали зелень и овощи, картофель, капусту, репу…

Слайд № 26,

На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

Слайд № 27

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда». 900 дней и ночей героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых.

Слайд № 28,

Осенью 1942 года советские войска начали готовиться к прорыву блокады. Неоднократно предпринимались попытки прорвать кольцо блокады. Но это удалось только в январе 1943 года. В результате наступления наши войска заняли Шлиссельбург и ряд других населенных пунктов. 18 января 1943 года блокада была прорвана. Между Ладожским озером и линией фронта образовался коридор шириной 8-11 км. Ленинград выстоял, победил!

(Мемориал. Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». В район деревни Марьино, Лен обл)

Слайд № 29

Однако прошёл ещё год, прежде чем Ленинград был полностью освобождён от блокады. 27 января 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась 900 дней. В этот же день в городе прогремел салют.

Слайд № 30,31

Память о войне, о жертвах войны. Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны защищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом приближал долгожданную победу.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье

Кто жизнь ради жизни отдал.

Подведение итогов

Не было таких событий, кампаний и дел, в которых дети не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с «зажигалками», тушение пожаров, разборка завалов, очистка города от снега, уход за ранеными, выращивание овощей и картофеля, работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки. На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений.

И мы с вами, как настоящие петербуржцы, будем помнить о трудных годах жизни нашего города и о том, что в нашем городе живут люди, которые пережили блокаду Ленинграда. Нам с вами заботиться и помогать им.

А сейчас, давайте еще раз посмотрим на наш Великий город

Демонстрация слайдов с видами Санкт-Петербурга.

Вы видите как красив Петербург-Ленинград. Пожалуйста, любите, наш город, узнавайте его, просто ходите по его замечательным улицам! Сохранить его красоту

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа о блокадном Ленинграде к 70-летию снятия блокады Ленинграда Беседа о блокадном Ленинграде (к 70-летию снятия блокады в Ленинграде) Цель: сохранение исторической, памяти познакомить.

День снятия блокады Ленинграда. Фотоотчет о мероприятияхДень снятия блокады Ленинграда. Фотоотчет о мероприятиях Прочитав однажды стихотворение "Блокада" Юрия Воронова, невозможно забыть. Опять война, Опять Блокада, - А может, нам о них забыть? Я.

Фотоотчёт. Экскурсия в библиотеку «Твой друг — библиотека, любимые книжки девчонки и мальчишки»Фотоотчёт. Экскурсия в библиотеку «Твой друг — библиотека, любимые книжки девчонки и мальчишки» К нашему детскому садику отдельным корпусом примыкает библиотека. Не долго думая, я решила вывести мою группу на экскурсию. Предварительно.

Гендерное воспитание дошкольников «Такие разные мальчишки и девчонки» Такие разные мальчишки и девчонки… Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической.

Конcпект НОД ко Дню снятия блокады в подготовительной группе «900 дней» Конcпект НОД в подготовительной группе «900 дней» (ко дню cнятия блокaды) ЦЕЛЬ: - Рacширять знaния детей oб иcтории рoccийского гoрoда,.

Конспект открытого мероприятия, посвященного 73-летию со Дня снятия Блокады Ленинграда (подготовительная к школе группа) Конспект открытого мероприятия, посвященного 73-х летию со Дня сня-тия Блокады Ленинграда (подготовительная к школе группа) Автор: Лобанова.

Проект по гендерному воспитанию для первой младшей группы «В нашей группе ребятишки: и девчонки, и мальчишки» Название проекта: «В нашей группе ребятишки: и девчонки, и мальчишки» Участники проекта: дети 2-3 лет, родители, педагоги. Вид проекта:.

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!» Целью является формирование уважения к истории своего родного города в рамках духовно-нравственного.

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады ЛенинградаСценарий праздничного мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда Петербург в блокаду. Звучит аудиозапись звука боя. Ведущий: Много лет назад, в 1941 году в нашу мирную жизнь ворвалась война. Город наш.

Стенгазета «Мы помним», посвященная снятию блокады ЛенинградаСтенгазета «Мы помним», посвященная снятию блокады Ленинграда .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 22:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мероприятие ко Дню снятия блокады Ленинграда «Ленинградские мальчишки и девчонки»» (включая файлы) размещена пользователем АЛЛА ТЫШКОВСКАЯ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД