Анна Собесская
Совместное музыкально-вокальное музицирование с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: музыкальные руководители.
Цель мастер-класса:
Знакомство участников мастер-класса с различными формами элементарного музицирования в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДО.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами совместного вокально-музыкального музицирования.
Публикация «Совместное музыкально-вокальное музицирование с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование музицирования в практике.
• Развитие музыкальных способностей у детей вне музыкальных занятий.
Актуальность темы.
Совместное музыкально-вокальное музицирование - это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Совместное музыкально-вокальное музицирование учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями. В основе положена методика действия, т. е. активной музыкальной деятельности ребенка в процессе слушания и исполнения музыки
Практическая часть
Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня наша педагогическая семья собралась вместе, а когда семья собирается вместе, это отличный повод помузицировать.
Ведь музицирование – это понятие, которое включает в себя все активные проявления детей и взрослых. Можно и петь и танцевать и играть на музыкальных инструментах.
В основе положена методика действия, т. е. активной музыкальной деятельности дошкольника в процессе слушания и исполнения музыки. Ведь важно, чтобы ребенок сам прочувствовал, пропел, проговорил и таким образом эмоционально воспринял музыку.
В современном мире, в век технического прогресса, забываются истоки, русские народные традиции, русская народная музыка, важно чтобы ребенок с детского сада знал о русской культуре. И сегодня я покажу, как можно на занятии познакомить детей с р. н. п. «Камаринской»
А поможет мне в этом группа поддержки!
И так, вы готовы воспринимать музыку как дети?
Тогда я предлагаю отгадать музыкальную загадку : Как называется это музыкальное произведение (ответы детей)
А какие инструменты её исполняют?. (ответы детей)
А что мы будем делать нам подскажет партитура!
В переводе «Партитура» означает – разделение.
В ней видно, что синим цветом обозначено, что? (ответы детей, правильно а какие здесь есть инструменты? (ответы детей) (свистулька, ложки, трещотки, бубенцы) и сегодня мы будем играть на инструментах! А красный цвет что обозначает? ( ответы детей: пляска, правильно и сегодня мы будем танцевать под Камаринскую, давайте вспомним элементы движений народного танца, дети называют, а кто забыл, тому схема - подсказка. А еще вы можете использовать любые русские народные движения, на свое усмотрение. А зеленый то обозначает: (ответы детей – пение, и сегодня мы будем петь. А еще неизвестная буковка (Т) – тутти – которая просто означает все вместе. Но сначала нам нужно подготовить свой артикуляционный аппарат.
Упражнение: Заборчик – дудочка.
А распеваться мы будем на слоги: ти-тири-ти-тири-та!
И так, начнем! Наши ладошки превратились в ложки, наши кулачки в трещотки, наши пальчики – в бубенцы, а я буду дирижером!
Звучит музыка (р. н. п. «Комаринская»)
( во время игры: Вы слышите балалайку, она основа нашей партитуры, а теперь пляска – заседелись, а теперь ти-ти-ри –ти – 8 раз, далее ложечки и т. д.)
Вам понравилось? И детям очень нравится, это и есть активное слушание.
(Слайд 3 вкл. текст Камаринской)
А теперь вспомним текст «Камаринской». Сначала проговорим 2 строки текста в ритме «Камаринской»
До чего сегодня весело у нас,
Под камаринскую все пустились в пляс! (Отлично, очень дружный хор сегодня, а теперь усложним задачу, попробуем спеть постепенно увеличивая темп, приготовились, следите за рукой дирижера:
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сестры, пляшет вся моя семья! (Быстрее)
Пляшет бабушка моя, пляшет дед,
Пляшет братик мой Сережка и сосед
Как светло, уютно от горящих глаз,
До чего сегодня весело у нас!
Отлично! молодцы!
А теперь дети выберут себе музыкальные инструменты, которые нравятся. А пока разбираются инструменты, хочу вас спросить вы запомнили что означает слово «ТУТТИ», а «ПАРТИТУРА».
На самом деле это очень приятный момент для ребенка, когда даешь ребенку право выбора, чтобы почувствовать себя. «Вот на них я точно сыграю и буду успешным!», «Я помогу своим друзьям и мы здорово сыграем!»
Ложки в руки вы берите
и ритмично постучите!
Я рассказывала про первый прием – это ложки-ладошки, а второй прием, когда прокладываем указательный палец между 2-мя ложками, берем ложки в одну руку и попробуем по мягкой ладошке постучать под текст :
До чего сегодня весело у нас (четверти)
Под камаринскую все пустились в пляс (восьмые)
Отлично, молодцы!
А трещотки сменят ложки,
В ритме потрещим немножко!
Трещотка – шумовой ударный инструмент!
1 прием – удар,
До чего сегодня весело у нас (удар)
2 прием игры – волна, посмотрите, чтобы все пластиночки взаимодействовали с друг другом.
Под камаринскую все пустились в пляс (волна) Отлично!
Это самый простой способ игры. Ведь детям не нужно сложно, ребенку нужно, чтоб он взял инструмент и сразу заиграл.
И третий инструмент – бубенцы. Есть 3 приема игры.
1 прием – удар по ладошке :
Пляшет мама, пляшет папа пляшу я
Пляшут сестры, пляшет вся моя семья (удар) Отлично!
Второй прием – встряхивание. И трети прием игры совмещает два первых : удар, встряхивание. Молодцы!
Теперь мы готовы к совместному музицированию, потому что хор это зал, а кто выбрал себе инструменты это оркестр.
Хочу выбрать роль дирижера и свистулька поможет мне!
Итак: русская народная плясовая «Камаринская» в исполнении ансамбля «Дружная семейка»!
(включить слайд 4)
Отлично, браво!
На самом деле, посмотрите, как интересно можно использовать методику активного слушания не только в детском саду с детьми, но и в кругу своей семьи. Играйте с детьми в народные игры, пойте с ними русские народные песни, приобщайте их к русской культуре, ведь народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущее, а будущее - это наши дети!