Анна Глистина
Методическая разработка «Логоритмика как метод развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Логоритмика – как метод развития речи дошкольников.
Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. По наблюдениям специалистов, сегодня становится все больше детей с нарушениями речи. Не все дети к пяти годам овладевают чётким произношением звуков. Причины могут быть самыми разными.
Публикация «Методическая разработка „Логоритмика как метод развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При создании определенных условиях обучения дети способны к овладеть «трудными» звуками и скорректировать уже имеющиеся нарушения. Системные логоритмические занятия для старших дошкольников могут исправить речевые нарушения. Для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Одно из важнейших методических средств это логоритмика. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных образовательных и оздоровительных задач. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.
Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств у детей путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
• развитие автоматизации и дифференциации звуков;
• расширение лексического запаса;
• развитие слухового внимания, речевой и двигательной памяти;
• развитие общей и мелкой моторики;
• выработка координированных движений во взаимосвязи с речью;
• развитие мелодико-интонационных компонентов, певческих данных и дыхания;
• творческой фантазии и воображения.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы, в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах. Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера. Музыкально-ритмические движения включают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития памяти, внимания, координации движений, ориентировки в пространстве, чувство ритма и т. д. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в игровом процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате занятия лучше усваиваются. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Приблизительная схема построения занятий по логоритмике.
Вводная, подготовительная к занятию, к речевой, и моторной нагрузке. Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений; мелкой моторики, а также слушание, пение, игру. Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей. Важно следить за состоянием детей, их активностью на протяжении всего занятия и при необходимости менять очерёдность заданий. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речевой, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.
Логоритмика, как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.