Светлана Кирюхина
Методическая разработка логопедической прогулки «Венок для Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Название прогулки : «Венок для Осени».
Форма проведения прогулки : прогулка-развлечение с персонажем.
Возрастная группа: Дети подготовительной к школе логопедической группы.
Педагог: Кирюхина Светлана Владимировна, воспитатель группы «Непоседы».
Место проведения: МБДОУ «ЦРР – Д/С «Дельфин».
Время проведения прогулки : первая половина дня.
Продолжительность прогулки : 30 минут.
Основное содержание конспекта прогулки :
Публикация «Методическая разработка логопедической прогулки „Венок для Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осенний венок
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Цель: Создание социальной ситуации развития коммуникативно-речевой активности детей в условиях проблемно-поисковой деятельности экологической направленности по лексической теме «Деревья» и в рамках тематической недели «Деревья и кустарники».
Задачи:
Образовательные:
• создать условия для практического знакомства с деревьями родного края, в том числе и заповедными.
Коррекционно-развивающие:
• развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь по данной теме;
• развивать внимание, координацию движений в пространстве;
• формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов;
• формировать навыки словообразования;
• формировать умение образовывать и согласовывать прилагательные с существительными;
• развивать фонематический слух;
• закреплять знания ранее изученных букв и умения составлять слова из них.
Воспитательные:
• создать условия для доброжелательного общения между сверстниками;
• воспитывать бережное отношение к деревьям.
Ход проведения прогулки:
1. Организационный момент.
Дети выходят с воспитателем на прогулку, выстраиваются вокруг воспитателя. Воспитатель читает стихотворение Насти Ходаковой «В осеннем лесу» :
Желтый лист, покрутясь на ветру,
На холодной земле догорает,
И октябрь сквозь осеннюю мглу
Провожает последние стаи.
Опадает устало листва.
Солнце светит все реже и реже.
Над рекой серебрится туман.
Воздух сделался влажным и свежим.
Паутинка дрожит на весу,
И тропинка бежит в неизвестность.
Я букет пестрых листьев несу,
Как подарок осеннего леса.
2. Сюрпризный момент.
К детям подходит учитель-логопед в костюме Осени, плачет.
- Что мне делать? Как мне быть?
Без венка мне не прожить.
Потерялся мой венок,
Оберег надежный.
Он из листьев был сплетен.
Очень мне он нужный.
3. Моделирование проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, но не бросать же нам Осень в беде? Какие у вас есть предложения?
Дети: (найти венок, сплести венок, собрать листья для венка)
Воспитатель: Тогда не будем время зря терять,
Пойдем листочки для венка мы собирать.
А какие листья были в твоем венке, Осень?
Осень : Не знаю, как сказать какие листья были в моем венке. А может вы мне, ребята, поможете?
Осень проводит речевую игру «Скажи, какой?» :
- от березы листья (какие… березовые;
- от рябины листья (какие… рябиновые;
- от дуба листья (какие… дубовые;
- от сосны хвоя (какая… сосновая;
- от ели хвоя (какая… еловая;
- от кедра хвоя (какая… кедровая.
Осень : Спасибо вам за подсказки!
4. Экскурсия по экологической тропе.
Берёза.
Дети с воспитателем и Осенью подходят к березе.
Воспитатель: За то, что береза подарит нам свои листочки, мы должны её отблагодарить и выполнить её желание – назвать все нам знакомые деревья ласково.
Речевая игра «Назови ласково».
(Дети называют все знакомые деревья ласково).
Осень : Какие вы, ребята, ласковые и добрые! Пора отправляться к рябинке.
Рябина.
Воспитатель: А вот и рябина! Ребята, а вы знаете, чем полезна рябина?
Дети: (ягоды зимой – корм для птиц, плоды рябины – польза для человека, для его здоровья, гроздья рябины и листья – украшение).
Осень : Рябинка нам свои листочки подарит, если мы ей похлопаем. Да не просто так, а прохлопаем слова по слогам.
Речевая игра «Прохлопай слово по слогам».
(Рябина, сосна, дуб, берёза, ель, калина, кедр, черемуха, клён, груша, яблоня, лиственница, ива, ольха, осина, тополь).
Осень : Не пожалели вы рук, ребята! Да и правильно все слоги в словах определили. Какие вы умные! Теперь нам нужно к клёну поспешить.
Клён.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый клён. Листочки ещё все свои не обронил, а с нами листьями поделится, если мы назовем всего много.
Речевая игра «Один – много».
Осень : У клёна ствол – а у клёнов… (стволы);
У клёна корень – а у клёнов… (корни);
Кленовая ветвь - (кленовые ветви);
Кленовый лист - (кленовые листья);
Кленовое семя - … (кленовые семена);
Весной распускается кленовая почка - (весной распускаются кленовые почки).
Осень : Какие яркие листочки теперь у нас есть. Это всё, благодаря вам, ребята! Я заблудилась, не знаю, куда идти дальше. Посмотрите вокруг, может вы увидите какие-то подсказки?
( Дети находят буквы: Д, Б, У).
Осень : Что же это может значить? И какое отношение имеет к деревьям?
( Дети составляют слово: ДУБ).
Воспитатель: Так нам к дубу нужно идти!
Дуб.
Осень : А листочки мы получим,
Когда чистоговорку заучим.
Осень :Пад-пад-пад, наступает (листопад).
Пада-пада-пада, не будет осени без (листопада).
Паду-паду-паду, дети рады (листопаду).
Падом-падом-падом, грусть приходит с (листопадом).
Паде-паде-паде, зимой забудем мы о (листопаде).
Осень : Вот мы и собрали все листья, только хвои не хватает, значит, к каким деревьям мы пойдем?
Дети: Мы пойдем к хвойным деревьям.
Сосна.
Воспитатель: Хвою сосновую не просто будет получить.
Нужно будет место звука в слове «сосна» определить.
Осень : В какой части слова находится звук [н]? звук [о]? звук [а]? звук [с]? А какой по счёту звук [н] в слове «сосна»?
Сколько шишек сосновых здесь? А давайте мы из шишек слово «сосна» выложим?
(Дети выкладывают слово из шишек).
Осень : Молодцы! Какие вы внимательные!
Осень находит рядом с сосной лист бумаги, на котором написано слово «кедр» в зеркальном отражении. Дети высказывают свои предположения: можно буквы в обратную сторону написать, буквы развернуть в другую сторону, прочитать с обратной стороны.
Осень : Ребята, а может вам моё зеркальце подскажет и поможет слово прочесть?
(Дети прикладывают зеркало к листу бумаги, и читают слово «кедр»).
Кедр.
Воспитатель : Кто сможет рассказать о кедре? Только тогда он поделится своей хвоей.
(Дети рассказывают о Сибирском кедре как о заповедном дереве, о его пользе для человека и животных).
Осень : Давайте, я вам тоже о Сибирском кедре расскажу, да не просто так слушайте, а как услышите звук [р], подпрыгните.
Речевая игра «Кто внимательный?»
Осень : Сибирский кедр еще называют сосной сибирской кедровой. Это вечнозелёное дерево может прожить 850 лет. Ствол прямой, ровный буро-серый до сорока метров высотой. Корень короткий, и от него отходят крепкие боковые корни. Крупные зрелые шишки кедра опадают в сентябре. Кедровые орешки служат основным кормом для кедровки, бурундука, белки, соболя, медведя, дятла, поползня.
Воспитатель: Дети, кедру так понравились внимательные слушатели, поэтому угощает вас своими вкусными орешками.
(Осень отдает детям мешочек с кедровым орехом).
Осень : Вот и все листья и хвою собрали, только венок осталось сделать. Поможете мне, ребята? Тогда давайте скажем всем деревьям: «Огромное спасибо!» (Дети громко произносят слова, четко проговаривая все звуки. Заходят с воспитателем и Осенью в группу для творческой работы.)
5. Коллективная творческая деятельность.
(После завершения работы дети дарят венок из листьев и хвои Осени. Осень благодарит детей и прощается с ними.)