Погребнова Елена Владимировна
Логопедические игры с дошкольниками с общим недоразвитием речи с использованием прищепок
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические игры с дошкольниками с общим недоразвитием речи с использованием прищепок
Часто в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи логопеды дошкольных учреждений используют пластмассовые прищепки различных размеров, цвета, формы. Во время занятий с детьми прищепки «превращаются» в зверей, помогая логопеду развивать мелкую моторику рук детей, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать речь, фантазию.
Публикация «Логопедические игры с дошкольниками с общим недоразвитием речи с использованием прищепок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Тематическая цепочка
Цель: активизировать предметный словарь по теме «Посуда».
Оборудование: коробка с прищепками.
Дети по одному подходят к столу, на котором разложены прищепки. Ребёнок берёт одну прищепку и называет предмет посуды. Следующий ребёнок прикрепляет другую прищепку к первой, также называет предмет по теме «Посуда». Таким образом, дети собирают цепочку из прищепок.
Чья цепочка длиннее
Цели: расширять словарный запас по темам: «Дикие животные», «Домашние животные»; учить различать близкие по значению родовые понятия.
Оборудование: две коробки с прищепками.
Дети разбиваются на две команды. Первой команде предлагается как можно больше придумать и назвать домашних животных, второй – диких. При назывании животного каждый ребёнок прикрепляет прищепку к прищепке предыдущего игрока своей команды. Выигрывает та команда, у которой цепочка из прищепок окажется длиннее.
Данную и предыдущую игру можно провести по любой другой лексической теме. Например:
- столовая и чайная посуда;
- взрослые животные и их детёныши;
- овощи и фрукты;
- одежда и обувь;
- перелётные и зимующие птицы;
- цветы и деревья.
Для следующих игр логопеду нужно изготовить из плотного материала (картона или линолеума) наборную полоску размером 515 см.
Сколько слов?
Цели: учить определять количество слов в предложении; закрепить знания о предлогах, имеющих пространственное значение.
Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками (по 3-4 прищепки одного цвета и одна красная) и наборная полоска.
1 вариант.
Каждый из детей получает сюжетную картинку, составляет по ней предложение, проговаривает его и прикрепляет к наборной полоске прищепки по количеству слов в этом предложении.
2 вариант.
Игра может быть использована для закрепления понятия «маленькое слово» (предлог).
Так же, как и в первом варианте, дети определяют количество слов в названиях или в самостоятельно составленных по сюжетным картинкам предложениях. Но, в отличие от прежнего варианта, данные предложения будут содержать предлог пространственного значения (на, в, из, под, и т. п., который дети на наборной полоске обозначают красной прищепкой.
Посчитаем слоги
Цель: учить слоговому анализу слова.
Оборудование: по количеству детей коробки с прищепками красного цвета (3-4 шт., наборная полоска.
Логопед напоминает ребятам, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных, и предлагает внимательно слушать слова и прицеплять на наборную полоску в ряд столько прищепок, сколько в этом слове слогов. Уточняется, что каждая прищепка будет обозначать гласный звук.
Логопед называет первое слово: «Жук». Дети прикрепляют к полоске одну прищепку. Логопед даёт ребятам образец ответа: «В слове жук один гласный звук [у] и один слог».
На следующих занятиях задание усложняется: каждый ребёнок получает картинку, самостоятельно обозначает количество слогов в её названии и определяет, какие в этом слове гласные звуки.
Угадай-ка
Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки с различным слоговым составом (из одного, двух, трёх и четырёх (для детей подготовительной к школе группы) слогов, наборная полоска.
Перед детьми на доске размещены три (четыре) предметные картинки.
Примерные наборы картинок:
- кит, чашка, лопата (полотенце);
- бант, шапка, капуста (велосипед);
- стул, платье, корова (телевизор);
- слон, мальчик, девочка (Буратино);
- шкаф, часы, колготки (поросёнок);
- хлеб, банка, баклажан (телевизор).
Один из детей – ведущий – загадывает картинку и крепит на наборную полоску столько прищепок, сколько слогов в задуманном слове. Тот, кто первым отгадает картинку, становится ведущим.
На тот же звук
Цели: расширять словарный запас; учить определять первый звук в слове.
Оборудование: коробка с прищепками.
На столе у логопеда стоит коробка с прищепками. Каждый ребёнок подходит к столу, берёт одну прищепку и называет слово, начинающееся с определённого звука (установка дана перед началом игры). Следующий ребёнок прикрепляет свою прищепку к прищепке предыдущего игрока, также называя слово на тот же звук. Таким образом, дети собирают из прищепок цепочку. Выигрывает последний участник игры, придумавший новое слово.
Новые слова
Цели: расширить лексический запас за счёт слов, образованных префиксальным способом; формировать коммуникативность речи на основе развития навыка составления предложений.
Оборудование: предметные картинки (самолёт, машина, корабль, несколько разноцветных прищепок.
На доске размещены три предметные картинки. Логопед просит детей назвать слово-действие, которое соответствует каждой из картинок, и отвечает на вопросы: «Что делал?», «Что сделал?»
Дети отвечают:
- Самолёт летел.
- Машина ехала.
- Корабль плыл.
Логопед сообщает детям, что сейчас они будут заниматься очень увлекательным делом – образовывать новые слова. А частями новых слов будут прищепки.
Например, это будет «под» (логопед показывает прищепку). Если мы соединим «под» со словом «летел» (логопед прикрепляет прищепку с левой стороны нарисованного самолёта, то получится слово «подлетел».
Логопед демонстрирует ребятам, как образовать слова «подъехала», «отплыл».
Далее дети по одному подходят к доске к картинкам и получают от логопеда прищепку. При этом логопед называет прищепку по-разному: «вы», «под», «при», «от» и так далее. Ребёнок, получивший прищепку, прикрепляет ее к одной из картинок (на свой выбор) и называет новое получившееся слово.
Игру можно усложнить: после образования нового слова ребёнок составляет с этим словом предложение.
Собачка
Цели: развивать фонематическое восприятие; закреплять пространственные представления («право - лево»).
Оборудование: картинки с изображением различных предметов (шар, карандаш, шкаф, малыш, подушка, камыш, пушка, шорты, уши, мышь, шарф, крыша, шапка, рубашка, наборные полоски, прищепки (по количеству детей).
У каждого ребёнка на столе лежат наборная полоска и прищепка.
Логопед задаёт игровую направленность: «Сегодня ваши прищепки превратятся в собачек-ищеек. Они будут искать, где в слове спрятался звук [ш] (или любой другой звук в соответствии с темой занятия).
Полоска – это слово на картинке. Покажите, где начало слова (дети показывают левый край полоски, а где конец? (Дети показывают правый край полоски.)
Логопед показывает ребятам, как нужно прикреплять прищепку-собачку, которая нашла звук [ш] в начале, середине и конце слова.
Демонстрационные картинки размещаются на доске по одной.