Лучший педагог года

Педагогическая гостиная для родителей «Литературные предпочтения ребёнка дошкольного возраста»

Мария Коен
Педагогическая гостиная для родителей «Литературные предпочтения ребёнка дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогическая гостиная

для родителей детей старшего дошкольного возраста

«Литературные предпочтения ребёнка»

Задачи:

1. Познакомить родителей с некоторыми методами выявлений литературных предпочтений ребёнка.

2. Оказать помощь родителям в организации благоприятных условий для мотивации ребёнка к приобщению к художественной литературе.

Публикация «Педагогическая гостиная для родителей „Литературные предпочтения ребёнка дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Познакомить родителей с некоторыми приемами и методами работы с художественной литературой, вызывая интерес детей к этому виду деятельности.

Ход:

1. Вступительное слово старшего воспитателя о роли художественной литературы на развитие детей.

2. Компоненты литературного развития детей. Способы их диагностики. Родителям предлагается продемонстрировать методы диагностики (некоторые из них можно представить в виде видеоматериалов).

Диагностика читательского интереса как одном из компонентов литературного развития. Знакомство с методом «Лесенка». В ходе индивидуальной беседы ребёнку задаётся вопрос : «Назови своё самое любимое занятие», «Скажи, чем тебе больше всего нравится заниматься в детском саду и дома?».

Для уточнения ответов необходимы карточки с изображением детей в различных видах деятельности («дети играют с игрушками», «малыш «читает» книгу», «ребёнок рисует», «ребёнок поливает цветы», «ребёнок помогает взрослому», «ребёнок играет в театр» и пр.). Предложенные карточки с изображениями ребёнок располагает на ступеньках лесенки- рейтинга в зависимости от своих предпочтений. Предлагаемые картинки отражают возможные виды детской деятельности: игровую, чтение; коммуникативную; познавательно- исследовательскую; продуктивную; музыкально- художественную; двигательную и трудовую. В зависимости предпочитаемых видов деятельности, ребёнок располагает картинки на лесенке.

Метод «Индивидуальная беседа» позволяет выявить наличие специфического читательского интереса детей и изучить его особенности (содержательность, широта, осознанность и активность). Детям задаются вопросы:

Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книжки? Почему?

Назови свои любимые книжки? Почему они тебе нравятся?

Какую книгу ты бы хотел получить в подарок?

Какую книгу ты бы хотел подарить своему другу га день рождения? Почему?

Примечание: беседу рекомендуется проводить 2-3 раза через 4-5 дней для установления устойчивого интереса.

Игра в «Библиотеку» позволяет изучить содержательность, широту и устойчивость читательских интересов детей. Для этого создаётся «Библиотека» с книгами разных жанров, тематики. Задание: ребёнку предлагается выбрать в «Библиотеке» интересующие его книги. Внимание обращается на то, какие книги ребёнок предпочитает, сколько раз выбирает книги одной тематики, каким образом мотивирует свой выбор. Целесообразно использовать в качестве игрового приёма запись выбора и его мотива в «формуляр читателя библиотеки».

Примечание: игру рекомендуется повторить 2-3 раза через 4-5 дней для установления степени осознанности выбора.

3. Рекомендации родителям по организации благоприятных условий для мотивации ребёнка к приобщению к художественной литературе.

Прививать ребенку любовь к чтению необходимо с самого нежного возраста. Почему необходимо? Потому что начитанный ребенок – это умный ребенок, с широким кругозором и красивой речью. Большинство современных детей начинают самостоятельно читать к пяти годам жизни. Для них нужны соответствующие книги, написанные простым и понятным для детей языком.

Основные требования к шрифту и тематике книг: шрифт должен быть крупным, легко читаемым, чтобы ребенок мог прочесть содержание книги. Важным аспектом при выборе книги остается ее тематика, подходящая для данной возрастной группы. Дети 5-8 лет охотно читают рассказы о животных, сказки, сюжетные истории. Скучные книги могут привести к потере интереса к чтению, поэтому учитывайте пожелания ребенка, помогайте ему в выборе книги.

Роль иллюстраций: для ребенка в возрасте 5 – 8 лет предпочтительны книги с картинками, причем достаточно крупными и интересными. Хорошо, когда иллюстрация содержит много мелких деталей и ее можно долго рассматривать. Иллюстрации должны быть продолжением истории, ребенку интересно увидеть то, о чем он читает. Полезными и интересными будут детские энциклопедии с картинками, атласы растений и животных с кратким и простым описанием.

В этом возрасте ребенка можно записать в библиотеку, где расширится круг его друзей, и интерес к чтению станет еще больше. Книги, подаренные в возрасте 5-8 лет, часто становятся самыми любимыми, а литературный вкус будет формироваться в зависимости от выбора произведений.

Все малыши очень быстро растут. Родители зачастую и сами удивляются, с какой скоростью у их чада меняются предпочтения и интересы. Ведь ребенок зачастую «черпает» для себя что-то новое. В результате у него вырабатывается свое понятие о внешнем мире. Большую роль в этом играют книги. Они должны быть доступны для детского ума и насыщены эмоциями, а также учить детей правильно относиться к окружающим.

При подборе для ребенка 6-7 лет книги лучше всего отдать предпочтение классикам. Произведения должны быть познавательными, содержательными и добрыми. Малышу нужно знакомиться с культурой других стран, извлекать из прочитанного уроки, учиться думать и увеличивать словарный запас. Мы хотим выделить несколько тематических направлений.

Для начала стоит назвать сказки в стихах. Каждому из нас нравилось читать про «Дядю Степу» по Михалкову и «Айболита» по Чуковскому. В этом ряду также стоят изумительные сказки Гауфа, Киплинга, Родари, Перро и Андерсена. Не стоит забывать про «Черную курицу» Погорельского и «Аленький Цветочек» Аксакова.

Прекрасные истории Драгунского о мальчике Денисе, повести Носова рассказывают детям о жизни их ровесников. Любой персонаж может быть похож на одноклассника вашего ребенка или на сына соседей. У каждого героя есть своя история и имеются свои проблемы, которые беспокоят нынешних детей.

Возможно, вашему ребёнку понравится и детская фантастика.

Помимо вышеперечисленных произведений ребёнку нужно читать литературу о животных и о природе. Она дает возможность детям почувствовать себя сопричастными к внешнему миру. Много интересного подскажут изумительные наблюдения природы Пришвина и Бианки. Перечень произведений может быть бесконечным. Обратите внимания на особенности субкультуры детей- это поможет сделать процесс чтения увлекательным.

Как привить любовь к чтению: все родители очень хотят видеть своих детей успешными, умными, счастливыми. Одним из важных условий полноценного гармоничного развития личности является любовь к чтению, которая способствует развитию памяти ребенка, внимания, мышления.

Начинать читать ребенку лучше, как можно раньше, почти с рождения. И покупать детские книжки, соответствующие возрасту. Для самых маленьких продаются специальные мягкие книжки-раскладушки с картинками, которые дети любят долго рассматривать. Для детей чуть постарше – картонные книги со стишками или коротенькими сказками. Читать ребенку нужно постоянно, эмоционально и с выражением. Во время чтения рассматривать вместе картинки и объяснять, рассказывать, что на них изображено. С развитием речи у ребенка можно начинать задавать вопросы по картинкам или прочитанному тексту, что будет способствовать активному его участию в процессе чтения и повышению интереса.

Когда ребенок научится читать сам, нужно ввести за правило, чтобы это происходило регулярно и желательно в определенное время. Первое время можно присутствовать при этом, слушать ребенка, читать с ним по ролям, обсуждать вместе прочитанное. Так ребенок научится анализировать и высказывать свои мысли, эмоции. Кроме того, он увидит, что его мнение важно для родителей. И когда чтение у ребенка войдет в привычку, он будет с удовольствием сидеть сам и читать. Некоторые дети долго не хотят читать сами и просят об этом маму. Если процесс слишком затянулся, можно применить такую хитрость. На самом интересном месте прервать чтение и уйти, сославшись на важные дела. В большинстве случаев ребенок возьмет в руки книгу и дочитает, ведь так интересно узнать, что произойдет дальше.

Формированию тяги к чтению очень способствует регулярное посещение вместе с ребенком библиотеки. Родители должны знать, какие книги привлекают ребенка, и помогать в подборе нужного материала. Никогда нельзя заставлять читать книги, которые ему не нравятся.

Очень полезно совместное посещение книжных выставок, магазинов. Можно позволить ребенку самому выбрать интересующую его книгу. Желательно создать домашнюю библиотеку, которая будет доступна не только взрослым членам семьи, но и ребенку.

Родители сами должны являться примером и читать каждый день, чтобы ребенок видел, какое это увлекательное и полезное занятие и стремился быть похожим на них. Можно ввести и семейную традицию чтения перед сном, когда вся семья вместо просмотра телевизора читает книги.

Очень важно также прививать культуру обращения с книгами. Не разрешать ребенку рисовать в них, рвать, мять или кидать на пол. А после прочтения приучить его обязательно класть книги на место.

Литература для чтения с детьми 6 – 7 лет дома: при выборе книг для чтения дошкольнику 6-7 лет, надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Я считаю, что воспитывать нужно на добрых книгах, без страшных событий, с хорошим финалом. Ниже привожу примерный список книг, но выбирать вам.

Какие книги больше всего нравится малышам? Сейчас рынок книг для детей невероятно богат. Что же стоит выбирать в библиотекуребёнку? У детей разнообразные вкусы — они любят рифмы, стихи, песенки, веселые истории.

Дети — неутомимые исследователи. Они постоянно стремятся открывать для себя что-то новое. Неподдельный интерес них вызывают книжки с окошками, за которыми прячутся красочные картинки. Издания с музыкальным эффектом также скорее всего станут хитом в домашней библиотеке.

Выбирая книжку в подарок, думайте о том, что она должна быть радостной и веселой, текст простым и понятным, а картинки — приятными глазу.

Как правильно читать детям: читайте книгу для ребёнка, а не для себя, не «фоном» во время игры ребенка. Расположитесь поудобнее, убедитесь, что он готов слушать историю. Поговорите с ним после прочтения книжки, поинтересуйтесь, что он чувствует, сопереживает ли персонажам, на чьем месте хотел бы оказаться? Получайте удовольствие от совместного времяпрепровождения. Дети тонко чувствуют фальшь. Вы не сможете заинтересовать ребенка тем, к чему не лежит Ваша душа.

Чем еще полезно чтение вслух: чем больше историй вами было совместно прочитано, тем большим фонетическим объемом знаний обладает Ваш ребёнок, тем быстрее и четче он станет говорить в дальнейшем. Обычно те дети, с кем родители больше разговаривают, рассказывая истории или читая вслух, к двум годам обладают лучшей памятью и большим словарным запасом, чем дети, ограниченные в общении. Кроме того, они, скорее всего, будут проще осваивать навык самостоятельного чтения в более старшем возрасте.

Когда Вы читаете вслух, Вы используете по-разному эмоционально окрашенные интонации. Кроме того, что это развивает слух ребенка, это также влияет на эмоциональное и социальное развитие. Распознавание эмоций — один из важнейших социальных навыков. Чем раньше овладеет им малыш, тем проще для него будет складываться общение со сверстниками и в коллективе.

Чем Вы можете навредить своему ребенку: пытаясь научить слишком многому и слишком быстро, Вы можете навредить своему малышу. Не стоит насильно усаживать ребенка за просмотр и чтение книг: таким образом Вы отобьете у него весь интерес. Предоставьте ему выбор книжки. Не настаивайте на своем, на Ваш взгляд, более интересном варианте. Терпение! Вы обязательно доберетесь и до Ваших любимых книжек.

Пока, поверьте, по какой-то причине старенькая, затертая, сто раз перечитанная книжечка вызывает трепет и нежную любовь Вашего крохи. Поддайтесь его уговорам и перечитайте ее вместе в сто первый раз.

Советы родителям, желающим вырастить читающих детей:

1. Чаще читайте вслух своим детям. Пускай чтение станет Вашей семейной традицией. Заведите ритуал чтения одной истории перед сном — это убаюкает, расслабит и подарит малышу крепкий сон.

2. Читайте сами, показывая тем самым пример. За всеми тревогами и делами мы порой забываем, как это может быть приятно: сесть в кресло с чашечкой чая и интересной книгой. Даже когда выдается свободная минутка, мы усаживаемся перед телевизором или погружаемся в компьютерную стрелялку. Подарите себе тихий вечер с книгой — это и Вам будет полезно.

3. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги. Не принуждайте его читать то, что неинтересно. Возможно, Вы еще вернетесь к отложенной книге, но позже. На таком простом примере, как выбор книги для чтения, ребенок постигает один из важнейших навыков принятия самостоятельного решения.

4. Поощряйте желание ребенка подержать, полистать, поиграть с книгой. Сейчас печатная продукция доступна практически любому родителю. Приобретайте книги соответственно возрасту ребенка.

5. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать книги. Оборудуйте специальную детскую библиотеку у себя дома. Располагайте полки с книгами в зоне доступности детских ручек. Чем ближе будут книги, тем чаще ребенок будет ими интересоваться.

6. Посещайте вместе с ребёнком книжный магазин, заходите в детскую библиотеку. Выбирайте книги вместе, изучайте новинки, появляющиеся в библиотеке.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Педагогическая грамотность родителей в вопросах пожарной безопасности детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Педагогическая грамотность родителей в вопросах пожарной безопасности детей дошкольного возраста» Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, родители, воспитатели детских садов и учителя должны уделять.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста» Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка. Ребёнок, который.

Консультация для родителей «Ваш характер — это Ваши предпочтения» Любой родитель согласится, что предпочтение, которое ребенок отдает какому – виду занятия, либо определенной игрушке, довольно точно отражает.

Литературная гостиная по творчеству К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста Сценарий литературной гостиной «Добрый мир сказок К. И. Чуковского»СЛАЙД 1 Ведущий: Здравствуйте, ребята! А вы знаете что совсем скоро,.

Музыкально-литературная гостиная, посвященная 23 февраля, для старшего дошкольного возраста Сценарий –конспект литературно-музыкального вечера посвященного- 23 февраля (старший и подготовительный возраст) Задачи: уточнить знания.

Педагогическая гостиная «Академия мастеров» Педагогическая гостиная «Академия мастеров» Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольного учреждения с.

Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение»Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение» Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили.

Педагогическая гостиная для родителей «Здоровье без лекарств» Педагогическая гостиная для родителей «Здоровье без лекарств» Воспитатель Карасёва Е. С. Цель: Формирование ответственности родителей за.

Педагогическая копилка. Знакомство с русским бытом и народным творчеством. Для старшего дошкольного возраста Назначение работы: Занятие-развлечение предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Предварительная работа на кружке "Русская.

Работа с родителями «Педагогическая гостиная» и математический КВН Карпова Наталья Викторовна, воспитатель, МАДОУ детский сад «Тополёк» г. Советский, ХМАО-Югра РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая гостиная для родителей «Литературные предпочтения ребёнка дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 20:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая гостиная для родителей «Литературные предпочтения ребёнка дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Коен в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД