Вера Хорева
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «В гости к насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка конспекта занятия
по ознакомлению детей с окружающим миром
во второй младшей группе
Тема: «В гости к насекомым»
Автор занятия : воспитатель высшей
квалификационной категории Хорева В. Б.,
г. Санкт-Петербург
2018 год
Аннотация
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе „В гости к насекомым“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Следует побуждать детей младшего возраста наблюдать за окружающей их природой, отвечать на вопросы взрослого, стараться запомнить, что они видели интересного вокруг себя. Данная методическая разработка является примером наблюдений в игровой форме.
Цель: Создать условия для расширения и закрепления знаний детей о насекомых в увлекательной форме.
Задачи:
Познавательное развитие :
Формировать умение слушать воспитателя, ориентироваться в пространстве.
Закрепить и расширить представления о весенних изменениях в природе, о насекомых и их характерных признаках;
Речевое развитие:
Обогатить словарный запас: насекомые, бабочки, божья коровка, кузнечик, пчела, комар, муха.
Социально-коммуникативное развитие:
Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое; воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.
Художественно-эстетическое развитие:
Развивать эстетический вкус, используя нетрадиционное рисование;
Упражнять в технике рисования гуашью, в умении рисовать ватной палочкой;
Физическое развитие: способствовать развитию двигательной деятельности детей.
Оборудование: игрушки насекомых : бабочка, пчела, божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик, размером от 5 до 7см. ; камушки 7 шт., раскрашенные в красный цвет (размер от 5 до 10 сантиметров в длину); столик; гуашь черного цвета, ватные палочки и влажные салфетки на каждого ребёнка; мольберт с магнитной доской;
картинки с изображением признаков разных времён года (5х5 см.);
рельефные (ортопедические) дорожки – пазлы, широкие и узкие из 6 частей каждая;
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций о насекомых, беседы с детьми о признаках времен года, рассматривание иллюстраций «Времена года», наблюдения во время прогулок, разучивание стихов о насекомых.
Формы организации деятельности: подгрупповое занятие.
Продолжительность: 15 минут
Характеристика группы : дети четвертого года жизни
Предполагаемый результат: углубить у детей знания о мире насекомых.
Образовательные технологии работы с детьми: исследовательская,
информационно-рецептивная, мотивационная, игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, изобразительная.
Ход НОД:
Вводная часть
Дети вышли на прогулку, стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель: На нашу прогулку сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся в поэтической форме:
Придумано кем–то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
«Доброе утро» - солнцу и птицам
«Доброе утро» - улыбчивым лицам.
Воспитатель: Сегодня утром я обнаружила в своём кармане божью коровку. Она рассказала, что лесная фея случайно заколдовала её подружек, а чтобы их расколдовать, ей нужна помощь детей, которые ходят в группу «Пчёлки» сада №43.
Вы не знаете где их найти?
Ответы детей. Это мы.
Воспитатель: Тогда я вам скажу, что мы должны сделать.
Ответьте на вопрос: «Каким одним словом мы можем назвать божью коровку и её подружек?
Ответы детей. Насекомые.
Воспитатель: Правильно! И, чтобы, фея их расколдовала, мы должны выполнить 3 условия:
1. Установить природное время, когда появляются насекомые.
2. Выяснить, что есть у всех насекомых?
3. Вернуть наряд божьим коровкам.
Основная часть
Воспитатель: 1-е, установим в какое время года появляются насекомые?
(Для этого подойдём к мольберту. В этой коробочке много картинок, нам надо выбрать те, которые могут помочь фее увидеть весну. Каждый найдёт себе картинку с приметами весны, поместит её на мольберт и назовёт что изображено на ней.
Дети: Находят нужные картинки и размещают их на мольберте,
Называя то, что изображено на картинках.
Воспитатель: Молодцы!
2 –е. Нам надо попасть на волшебную полянку. Посмотрите перед нами две дорожки. Какие они по ширине?
Ответы детей. Одна широкая, а другая узкая.
Воспитатель: Нам нужно идти только по узкой дорожке, тогда и попадём на волшебную полянку.
(Все, вместе с воспитателем, друг за другом идут по узкой дорожке)
Воспитатель: Вот мы и дошли. Посмотрите, ребята внимательно, кто находится в траве и в цветах на нашей полянке.
(Дети ходят по полянке и находят спрятавшихся насекомых)
Ответы детей : пчела, жук, кузнечик, муха, божья коровка, бабочка, муравей.
Воспитатель: Кто ответит: «Можно ли брать в руки настоящих насекомых? Почему?»
Ответы детей : Нельзя, можно повредить лапки или крылышки. Некоторые могут укусить.
Воспитатель: А на нашей волшебной полянке мы можем их взять в руки, рассмотреть: чем похожи насекомые между собой?
Ответы детей : Голова, усики, брюшко, 6 лапок.
Воспитатель: Все рассмотрели? Давайте отпустим их в траву, мне кажется, они соскучились по своей полянке.
(Дети «отпускают» насекомых).
Воспитатель: А что говорит божья коровка? Ребята, мы отвлеклись. Где же заколдованные божьи коровки?
Дети продолжают искать, находят красные камушки под кустом.
Воспитатель: Вот мы их и нашли! Вы наверное сами догадались, что мы должны сделать с этими красными камушками, чтобы они могли снова стать божьими коровками. Это 3-тье условие.
Ответы детей. Нарисовать точки и головку.
Воспитатель: Сколько головок у божьей коровки?
Ответы детей : Одна головка.
Воспитатель: А сколько точек нужно нарисовать, что бы получилось красивое платье у божьей коровки?
Ответы детей : Много, маленьких точек.
Воспитатель: Правильно, нарисуем одну большую точку – это головка у божьей коровки, и много маленьких пятнышек – это у неё платье. Для этого вспомним, как правильно обращаться с краской, и, рисовать мы будем не кисточками, а ватными палочками.
Кто нарисовал, относит свой камушек на тоже место, где его взял.
(Дети рисуют наряд божьей коровки и относят камешки под куст)
Заключительная часть
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне! Вы все молодцы! Теперь лесная фея обязательно вернёт божьей коровке её подружек, а мы вернёмся в группу, но вернуться мы можем только по той же тропинке, по которой пришли сюда! Вы помните, по какой дорожке мы попали на волшебную полянку?
Ответы детей : По узкой.
(Все вместе с воспитателем проходят по узкой дорожке, и, оказываются около своего крыльца)
Воспитатель: Скажите, понравилась вам прогулка? Вспомним, что мы с вами делали:
Ответы детей (воспитатель помогает) :
1. Установили, что насекомые появляются весной.
2. Выяснили, что у всех насекомых есть голова, усики, брюшко и 6 лапок.
3. Нарисовали наряд заколдованным божьим коровкам.
Воспитатель: Наша прогулка закончилась, как-нибудь мы еще сходим к ним в гости.
Используемая литература
1. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2000
2. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с. : ил.
3. С. Н. Николаева - Экологическое воспитание младших дошкольников
Мозаика-Синтез, Москва 2000
4. С. Н. Теплюк - Занятия на прогулке с малышами (Пособие для работы с детьми 2-4 лет). Мозаика-Синтез, Москва 2006
5. О,А,Соломенникова - Занятия по формированию элементарных экологических представлений (Программа и конспекты занятий с детьми 3-4 лет, Москва, «Мозаика – синтез» 2007