нелли грачева
Методическая разработка конспекта занятия с презентацией по развитию речи по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
по развитию речи к презентации
по теме:
с детьми подготовительной группы
комбинированного вида с ОНР
Цель:
Закрепление знаний детей о зимующих и перелётных птицах родного края
Задачи:
• Закреплять обобщающее слово «птицы»;
• Тренировать детей в отгадывании загадок;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Упражнять детей в словообразовании из 2-х существительных – прилагательное: белощёкий, длиннохвостая, красногрудый, желтогрудая, звонкоголосый;
• Учить правильно подбирать приставочные глаголы;
• Упражнять в составлении описательных рассказов о птицах по схемам-моделям;
• Обогащать словарь по теме
• Развивать интерес к миру пернатых, любознательность;
• Формировать у детей желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц).
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о птицах В. Зотов «Лесная мозаика», «Синичкин календарь»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Беседа о птицах и их повадках. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке.
Материал и оборудование:
Мультимедийная презентация по теме: «Зимующие птицы», интерактивная доска, проектор, ноутбук, деревянная кормушка для птиц, мультимедийная игра «Птицы на кормушке» (Smart, звукозапись голосов птиц.
Слайд № 1
Титульный лист
Слайд № 2
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
(перелётные)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях? (зимующие)
Воспитатель: Правильно, молодец!
Слайд № 3
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(таблица: снегирь, синица, аист, свиристель)
Воспитатель:
-Посмотрите внимательно и скажите, какая птица здесь лишняя и почему?
Ответ: Я думаю, что здесь лишний аист, потому что снегирь, синица и свиристель – это зимующие птицы, а аист – перелётная.
Воспитатель: Правильно, молодец!
Слайд № 4
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
(таблица: ласточка, воробей, ворона, галка)
Воспитатель:
- Как вы думаете, а какая птица лишняя здесь?
Ответ: Я думаю, что здесь лишняя ласточка, потому что воробей, ворона, галка – это зимующие птицы, а ласточка – перелётная.
Воспитатель: правильно, молодец!
Слайд № 5
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт»
Ответы: ворона каркает, сорока стрекочет, воробей чирикает, сова ухает, голубь воркует, галка галдит.
Слайд № 6
[i]Дидактическая игра «Кто что ест?»[/i]
(иллюстрации: снегирь, синица, клёст, воробей,
сало, семечки, ягоды, шишка)
Воспитатель:
- Зимой птицам не так страшен холод, как голод.
Давайте покормим птиц их любимым кормом.
Ответы: -Я покормлю воробья семечками
-Я покормлю синичку не солёным салом
- Я покормлю снегиря ягодами
- Я покормлю клеста шишкой
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Слайд № 7
Воспитатель:
- А вот уже и первые птицы прилетели на нашу кормушку.
Как они называются? (синички)
Дидактическая игра «Птицы на кормушке» (Smart)
Воспитатель:
- Одна синичка вокруг кормушки (что сделала…облетела
- Другая синичка к кормушке (что сделала). подлетела
- Третья синичка в кормушку (что сделала) …залетела
- А потом из кормушки (что сделала…вылетела
- А синичка поклевала и (что сделала) …улетела
Воспитатель: Правильно, молодцы!
[i]Динамическая пауза «Птицы на кормушке»[/i]
Воспитатель предлагает детям сплести руки в виде «Птицы»
Задание: Птицы машут крыльями
Птицы подлетели к кормушке
Птицы отлетели от кормушки
Птицы облетели кормушку
Слайд №8
Воспитатель:
- А сейчас я приглашаю вас, ребята, в зимний лес.
Внимательно послушайте загадку и отгадайте, о какой она птице?
От простуд он не страдает, не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает на далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды и пригорок, и пустырь -
Раскрасавец красногрудый, житель севера … (Снегирь)
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт?
(Клёст)
Северные гости
Клюют рябины грозди.
Как нарядны и ярки
На головках хохолки. (Свиристель)
Плотник с острым долотом строит дом с одним окном…
(Дятел)
Слайд №9
Кругами по стволу бежит,
И тихонечко пищит,
Острый клювик в щель опустит,
И жука-короеда - не упустит (Пищуха)
Пёстрая птичка,
Сама не величка.
А голос хорош!
Песню на ветке завёл
Звонкоголосый … (Щегол)
Воспитатель:
- А как вы думаете, почему про него говорят…звонкоголосый
(звонко поёт, щебечет)
-Давайте, послушаем его песенку (звучит запись голоса щегла)
По стволу то вверх, то вниз,
Он ползёт, как цирковой артист,
Для всех в лесу припасы запасает,
Да и сам не голодает (Поползень)
Эта птичка так умна,
Перехитрить может орла,
Как корона ярко-жёлтый хохолок,
Эта птица - … (Королёк)
Воспитатель: Правильно, ребята!
- Своё название эти птицы получили благодаря их повадкам и внешнему виду
Пищуха всё время пищит,
Поползень ползает по стволу дерева то вверх, то вниз
У Щегла красивое оперение, как наряд модного щёголя,
А Королёк носит на голове золотой хохолок, похожий на
корону
Слайд № 10
Воспитатель:
- Послушайте ещё одну загадку и отгадайте, о какой она птице?
Эта птица так умна,
В снегу прячется она,
Там, в сугробе любит спать,
Чтоб в мороз не замерзать (Тетерев)
Посмотрите, какой красивый хвост у Тетерева. Он похож на музыкальный инструмент, который называется лира
А что у Тетерева на голове? (гребешок)
У каких птиц тоже есть гребешок? (у петуха, у курицы)
-Послушайте, голос Тетерева (звучит запись голоса тетерева)
Воспитатель читает скороговорку:
Сидит Тетерев на дереве
А Тетёрка с Тетеревятами.
- Назовите самку Тетерева (Тетёрка, птенцов (Тетеревята)
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Слайд № 11
Дидактическая игра «Обведи по контуру»
Воспитатель приглашает ребёнка выполнить задание к интерактивной доске
Задание: Найди Тетерева и обведи его части тела
по контуру красным карандашом.
Назови, какую часть тела ты обводишь.
(ребёнок по мере выполнения задания проговаривает, что он обводит:
- Я обвожу хвост, спину, голову, гребешок, шею, грудку, живот, лапы, хвост.
Воспитатель: Правильно, молодец!
Слайд № 12
Дидактическая игра «Чего не нарисовал художник?»
Воспитатель:
-Нужно дорисовать то, чего не хватает у птиц, что не нарисовал художник?
Нет чего?
(ребёнок по мере выполнения задания проговаривает, что он дорисовывает: у Синицы нет хвоста, у Снегиря нет клюва, у Цапли нет ноги, у Ласточки нет крыла)
Воспитатель:
-Правильно, молодец!
Слайд № 13
Дидактическая игра «Птица (какая)»
Воспитатель:
- Назовите правильно, птица (какая)
Если у неё белая щека…белощёкая
Если у неё длинный хвост…длиннохвостая
Если у неё красная грудка …красногрудая
Если у неё звонкий голос…звонкоголосая
Если у неё жёлтая грудка…желтогрудая
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Слайд № 14
Составление описательного рассказа о птице Вороне по схеме-модели «Птица (какая)»
Ответ: Это Ворона, она и серая, и чёрная (как сказать одним словом… серо-чёрная
не маленькая, а большая… крупная
с громким голосом… громкоголосая
Воспитатель: Правильно, молодец!
Слайд № 15
Составление описательного рассказа о птице Сове по схеме-модели «Птица (какая)»
Ответ: Это Сова, у неё разноцветные перья. она пёстрая, она охотится на других животных и птиц …она хищная, у неё большие глаза …она большеглазая
Воспитатель: Правильно, молодец!
Слайд № 16
(на экране схема описания птиц)
Воспитатель:
Давайте сделаем вывод: кого можно назвать птицей?
Ответы детей: у птицы есть…клюв
у птицы есть…перья
у птицы есть…крылья
у птицы есть…лапы с когтями
Воспитатель:
-Правильно, молодцы!
- Какие бывают птицы? (по опорным картинкам)
Ответы детей: перелётные, зимующие
(воспитатель поощряет детей, предлагает желающим насыпать в кормушку хлеб и пшено, и затем отнести её обратно на участок)