Любовь Муркина
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности «Ребенок и окружающий мир» на тему «Хлеб всему голова».
Цель.
• Обобщать знания детей о хлебе.
• Учить понимать смысл пословиц, заключенную в них мораль, учить понимать «написанное между строк»
Задачи:
Образовательные.
• Продолжать закреплять знания детей о труде хлеборобов, крестьян.
• Развивать познавательный интерес к пути от хлебного зернышка до ароматного каравая.
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Обобщать знания детей о сортах и видах хлеба.
• Учить понимать образный и скрытый смысл пословиц.
• Развивать навыки пересказа смысла пословицы своими словами.
• Развивать навыки работы по приготовлению и лепки из соленого теста.
Развивающие.
• Развивать способность к коллективному труду.
• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, обоняние.
• Развивать речь детей, обогащать словарь.
• Развивать связную речь.
Воспитательные.
• Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважению к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
• Воспитывать навыки культурной беседы.
• Учить высказываться по очереди, не перебивая друг друга.
Предварительная работа.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Пекарня».
Строительные игры: «Комбайн», «Ферма».
Чтение: Погореловский «Урожай», Паустовский «Теплый хлеб».
Знакомство с картиной И. Машкова «Снедь московская. Хлебы», И. Шишкина «Рожь», Г. Мясоедова «Жатва».
Решение задач образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие» - формирование моральных норм.
«Познавательное развитие» - развивать знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
«Речевое развитие» - учить полно и точно озвучивать свои мысли, учить применять в речи образные выражения, развивать фонематический слух, развивать артикуляционный аппарат, дифференцировать звуки [з] и [ж].
«Художественно-эстетическое развитие» - воспитание эстетического восприятия мира природы и социального мира
«Физическое воспитание» - физкультминутка способствует снятию напряжения, активизирует мыслительную деятельность.
Материалы.
Колосья ржи, ячменя и пшеницы. Мука, соль, вода. Сито, мерка. Буханки пшеничного и ржаного хлеба. Сюжетные картинки «Откуда хлеб пришел». Иллюстрации из книги «Дорога жизни»
Организация образовательной деятельности.
1-я часть. Введение.
Дети встают в круг приветствуют друг друга. Коммуникативная игра «Пожелай доброго утра». Рассаживаются полукругом.
Сегодня мы вспомним русские народные пословицы и поговорки. Пословица – это меткое и образное народное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл.
Сегодня пословицы помогут нам узнать о самом главном – о хлебе
Как вы понимаете такие пословицы.
• «Хлеб да вода – все не беда»
• «Зимой без шубы не стыдно, а холодно. А в шубе без хлеба – тепло да голодно»
• «Без хлеба куска везде тоска»
• «Без хлеба и у воды худо»
Хлеб это наша основная пища. Без многого человек может обойтись, но только не без хлеба. Вспомним ленинградскую блокаду. Вот такой маленький кусок хлеба был единственной пищей человека в день.
Сейчас время мирное сытное, много вкусных угощений можно приобрести в магазине, но до сих пор на больших праздниках дорогих гостей встречают хлебом солью.
Физкультминутка.
2-я часть.
Пословицы помогут нам узнать о труде, который нужно проделать, чтобы вкусный хлеб пришел на наш стол.
• «Без хозяина земля круглая сирота»
• «Хочешь есть калачи не сиди на печи»
• «Глубже пахать – больше хлеба жевать»
• «Земля кормилица, да и сама есть просит»
На стенд выставляются сюжетные картинки с изображением различных этапов выращивания хлеба.
Весной крестьяне трудятся на полях, заботятся о посевах и в конце лета появляются колосья.
Дети рассматривают колосья ржи, пшеницы, овса.
Игра «Назови колос». Рожь – ржаной, пшеница – пшеничный, овес – овсяный, ячмень – ячменный.
Пословицы помогут нам убрать урожай.
• «Собрался жать – не смей лежать»
• «Чтобы хлеб осыпаться не мог – вали скорее его в сноп»
Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Серп» [з].
После хлебные колосья обмолачивают. Выбивают зерна из колоса.
• «Колос дорог хоть и мал, подбери, чтоб не пропал»
Берем в руки молотило. Упражнение «Молотило» [кчки- гчки, пчки-бчки].
Затем зерно едет на мельницу.
Упражнение «Мельница» [зждри-зждря-зждрю].
• «Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре».
Мука смолота, в амбар убрана. А что потребуется для приготовления каравая нам подскажет телефон.
Игра «Испорченный телефон». Слова: вода, соль, мука.
3-я часть.
Приготовление соленого теста.
Дети просеивают мука, чтобы она обогатилась кислородом. Отмеривают муку и соль меркой 1 к 1. Доливают воду. Замешивают тесто. Тесто ставится «отдохнуть».
4-я часть.
• «Хлеб всему голова»
На стол выкладывается поднос с хлебом закрытый полотенцем.
Какие сорта хлеба мы знаем?
Пшеничный, ржаной, ячменный, геркулесовый, бородинский, дарницкий, столичный, столовый, пражский, деревенский…
Хлеб аккуратно разрезается, с закрытыми глазами дышим запахом хлеба.
Игра «Узнай по запаху».
• «Кто трудится рад, тот и хлебом богат»
• «Хлеб всему голова»
Ребята пробуют хлеб на вкус. «Угощение хлебом солью».