Ирина Никитина
Коммуникативные игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать интерес педагогов к использованию игр, способствующих развитию навыков общения детей раннего возраста с взрослыми и сверстниками.
Задачи:
• повысить профессиональное мастерство педагогов;
• познакомить педагогов с коммуникативными играми, повышающими общую продуктивность взаимодействия детей.
Целевая группа: педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждений
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор,
Темочки:
- Коммуникативные игры для детей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, буклеты.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения коммуникативных игр в раннем возрасте;
• Практическое освоение педагогами методов и упражнений, предлагаемых на мастер-классе;
• Мотивация к дальнейшему изучению коммуникативной и эмоциональной сферы детей раннего возраста для решения других педагогических задач.
План проведения мастер-класса:
1. Вводная и теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класса
Вводная и теоритическая часть
Согласно ФГОС ДО, содержание психолого-педагогической работы должно быть нацелено на всестороннее развитие детей. Особое значение уделяется социально-коммуникативному развитию. Чрезвычайно велико значение общения для психического развития ребенка. Малыши пытаются подражать взрослым, внимательно слушают, обращаются с простыми вопросами. Развитие различных форм общения ребенка с взрослыми и детьми является немаловажной задачей педагогики раннего возраста. Интерес к сверстнику пробуждается у ребенка генетически несколько позже, чем к взрослому, однако является не менее настоятельным.
Обычно общение со сверстниками не рассматривается как приоритетная линия развития в раннем возрасте. Однако имеет фундаментальное значение начального этапа детских отношений.
Общение детей раннего возраста значительно отличается от коммуникаций детей более старшего дошкольного возраста и происходит с помощью различных действий:
-отношение к ребенку как к игрушке (желание манипулировать ребенком как игровым предметом – потрогать за нос, схватить за волосы);
-отношение к ребенку как к интересному объекту (рассматривание, наблюдение, приближение);
-эмоционально-окрашенные отношения ( как позитивные: совместные прыжки, хохотание и др, так и негативные: ссоры, пугания друг друга).
Испытывая трудности вербального общения, дети призывают сверстников к строительным, подвижным играм с помощью сигналов – жестов, мимики. Далее в играх прослеживается подражание друг другу. Дети заражают друг друга движениями, эмоциями – в этот момент чувствуется взаимная общность.
Научить детей общаться правильно эффективнее всего в игровой форме. Коммуникативные игры предполагают совместную деятельность, сотрудничество, формирование доброжелательных отношений, развитие эмоционального интеллекта.
Роль педагога в организации и проведении коммуникативных игр :
-учит видеть в сверстнике человека для взаимодействия;
-поощряет общение детей друг с другом;
-побуждает к появлению слов, фраз;
-раскрывать палитру чувств человека, опираясь на свои эмоции.
Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения.
Игра «Возьми мячик»
Материал: мяч
Ход игры : воспитатель читает стихотворение Н. Бромеля «Мячики» :
Раз-два-три-четыре-пять –
Трудно мячики считать.
Не лежат они на месте,
Разбегаются куда-то.
Вы, наверно, догадались –
Эти мячики – ребята!
Раз, два, три, четыре, пять,
Буду с ними я играть!
Малыши стоят по кругу. Дети должны передавать мяч друг другу («Катя, дай мяч Коле» и т. д)
Игра «Зайчикам холодно»
Ход игры : воспитатель предлагает детям превратится в зайчиков (надевает ушки) и читает стихотворение:
Жил-был зайчик, длинные ушки,
Отморозил зайчик носик на опушке,
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости!
Чтобы все зайчатам стало потеплее,
Будем мы друг друга обнимать скорее!
Воспитатель предлагает детям обнять друг друга. Игра повторяется 4-6 раз.
Игра «Кто там?»
Материал: большой лист бумаги форме прямоугольника – дверь. На уровне глаз дырочка «глазок».
Ход игры : Дети сидят полукругом. Одного из детей взрослый приглашает за дверью и задает вопрос «Кто там?» и просит назвать имена детей, которых он видит в «глазок». Затем вызывает по одному всех детей.
Игра «Разноцветные вагончики»
Материал: разноцветные ленты
Ход игры : Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям поехать в путешествие, превратится в вагончики и взять в руки ленточку (предлагая разнообразные цвета). Вагончики становятся поездом и «едут» по кругу под стихотворение:
Через дождь, жару и вьюгу,
Едет поезд наш по кругу!
Есть у нас вагончик красный,
Посмотри, какой прекрасный!
В городах и там и тут
Этот поезд очень ждут!
Поезд песенки поет
И улыбку всем везет!
Игра «Трямди-песенка»
Ход игры : Дети становятся парами и выполняют действия по показу взрослого под стихотворение:
Маленькие пальчики: тярм-трям-трям! (соединяют пальчики обеих рук)
Барабанят пальчики: трям-трям-трям!
А затем ладошки: трям-трям трям! (хлопают друг другу по ладошкам)
Хлопают ладошки: трям-трям-трям!
Кулачками постучим: трям трям трям! (хлопают кулачками)
По трям-трямски говорим: трям-трям-трям! (улыбаются друг другу)
Практическая часть.
Формой общения детей раннего возраста с взрослыми является ситуативно-деловое взаимодействие, где ведущей считается потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становится интересен как обладатель разнообразных предметов, но вызывающими интерес становятся только те предметы, которые показывает этот взрослый, знающий способ действия с ними. Потому предлагаю изготовить необычную игрушку - тактильная книга «Мордашки» для коммуникативных игр, которая будет незаменимым помощником в формировании не только навыков общения, но и раскрытия эмоционального мира детей, развитии мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Порядок выполнения работы:
Шаг 1: изготавливаем странички будущей книги из фетра размером 15*15 (5 страниц). «Сшиваем» страницы книги с помощью разноцветных ленточек (для более удобного использования, ленты завязать не туго).
Шаг 2: украшаем титульную страничку книги. Украшать титульную страничку будут отпечатки пальчиков детей.
Шаг 3: внутреннее наполнение представляет собой пиктограммы базовых эмоциональных состояний (1 страница - радость, 2 - грусть, 3 - злость, 4 - страх, изготовленные из различных материалов (глазки-горох, нос – половинка от грецкого ореха, брови - фасоль, рот – толстая нить).
Вариант игры с книжкой :
«Покажи мордашку»
Ход игры : взрослый открывает одну из страниц книги и просит детей показать друг другу продемонстрированную «мордашку». Заканчивает игру пиктограммой «радость».
Книжка получается яркой и интересной. Важно выполнять работу над изделием совместно с детьми – общее дело развивает навыки общения, дети учатся взаимодействовать с взрослым и сверстниками.
Заключение
Общение является основным способом жизни человека. Неизмеримо большое значение общение имеет и для детей.
Таким образом, предлагаемые коммуникативные игры и игрушки позволяют взрослым решать задачи социально-коммуникативного развития детей.