Лучший педагог года

Методическая разработка «Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ»

Удоденко Ольга
Методическая разработка «Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Методическая разработка кинезиологических упражнений предназначена для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия. Данная методическая разработка направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с ОНР и ТНР. Может быть использована в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Содержание

Введение

Основная часть.

Актуальность

Публикация «Методическая разработка „Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Цели

Задачи

Система работы

Ожидаемый результат

Комплекс кинезиологических упражнений для детей 5-6 лет

Комплекс кинезиологических упражнений для детей 6-7 лет

Заключение

Список используемых источников

Введение

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук,таких как медицина,педагогика,психология, коррекционная и специальная педагогика,логопедия и многие другие. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?

Использование упражнений кинезиологии позволяет :

укреплять здоровье;

повышать тонус;

снижать усталость, утомляемость и раздражительность;

улучшать психоэмоциональное состояние;

понижать чрезмерную активность;

повышать концентрацию и умственную работоспособность;

улучшать память;

стимулировать развитие слуха и речи;

улучшать внимание, мышление;

развивать восприятие, пространственные представления, воображение.

Кинезиология позволяет создать новые связи и гораздо улучшить работу всего головного мозга, который отвечает за психологические процессы и работу головного мозга.

Кинезиологические упражнения разделяются на следующие виды.

дыхательные упражнения;

глазодвигательные упражнения;

телесные;

развитие мелкой и средней моторики;

массаж и самомассаж;

релаксация;

растяжка.

Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.).

Основная часть

Актуальность.

Постоянно растущее число детей с ОВЗ ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для детей с речевыми нарушениями характерны не только скудный словарный запас, неумение согласовать слова в предложении, дефекты произношения звуков, но и недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук, нарушение внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

Цель:

- поделиться опытом с педагогами-психологами, учителями-логопедами, воспитателями;

- развитие умственных и речевых способностей детей с ОВЗ.

Задачи:

-введение кинезиологических упражнений на развитие мелкой и средней моторики в практику работы педагогов и узких специалистов;

- развивать межполушарное взаимодействие мозга;

- развивать мелкую и среднюю моторику;

- развивать компоненты речи;

- развивать все психические процессы.

Система работы

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми с ОВЗ.

Упражнения дают как немедленный,так и кумулятивный (накапливающийся) эффект. Для достижения наилучшего эффекта необходимо вводить упражнения в НОД ежедневно в качестве динамических пауз. А также перед занятием как организационный момент, настраивающий детей на занятия. Данный комплекс упражнений может быть использован педагогами в СОД при работе с детьми фронтально, подгруппой или индивидуально.

Поэтому был разработан комплекс упражнений на каждый день недели для детей с ОНР и ТНР 5-6 и 6-7 лет. В комплекс входят упражнения на развитие мелкой и средней моторики, которые развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют речевые зоны головного мозга.

Ожидаемый результат.

Данная методическая разработка позволит расширить методы и приёмы работы педагогов с детьми с ОВЗ. Это способствует развитию моторики детей и стимулирует речевое развитие.

При систематическом выполнении упражнений дети станут более активными, сообразительными, энергичными, научатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость, улучшат речевые и двигательные навыки и концентрацию внимания.

Комплекс кинезиологических упражнений

«Занимательная неделька»

старшая логопедическая группа 5-6 лет

Понедельник

«Колечко»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Вторник

«Кулак-ладонь»

два положения рук на плоскости (на столе/на коленях) меняют друг друга. Одна ладонь раскрытая лежит на плоскости, другая ладонь сжата в кулак, меняются одновременно, постепенно увеличивая скорость.

Среда

«Клювики»

Кисти рук сложены «клювиком» поочерёдно соединяются вместе, затем «клювик» одной руки соединяется с открытой ладонью другой руки, опять вместе и дальше с открытой ладонью другой руки.

Четверг

«Кулак – ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости последовательно меняют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости, выпрямленная ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднении в выполнении дети могут помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произнося их вслух или про себя.

Пятница

«Цепочка»

Большой и указательный пальцы складываются в колечки и соединяются как звенья цепи, поочерёдно меняя положение, постепенно увеличивая скорость.

В процессе освоения детьми данных упражнений, можно их усложнить, используя такие приё мы:

- ускорение темпа;

- исключение зрительно – речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами; не произнося команды вслух).

Комплекс кинезиологических упражнений

«Занимательная неделька»

подготовительная логопедическая группа 6-7 лет

Понедельник

1. «Цепочка»

Большой и указательный пальцы складываются в колечки и соединяются как звенья цепи, поочерёдно меняя положение. Затем продолжаем выполнять с каждым пальцем рук: от указательного до мизинца и обратно, постепенно увеличивая скорость.

2. «Козырёк"

Поочерёдно сменять положение рук. Правая рука делает козырёк на лбу, левая рука, сжатая в кулак на уровне живота. И наоборот, с ускорением. (Для усложнения упражнения можно добавить хлопок между сменой положения рук).

Вторник

1. «Ладонь-ребро-кулак»

Интерпретация упражнения «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости последовательно меняют друг друга. Выпрямленная ладонь на плоскости, ладонь ребром на плоскости, ладонь на плоскости, сжатая в кулак. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднении в выполнении дети могут помогать себе командами («ладонь-ребро-кулак», произнося их вслух или про себя.

2. «Зайка-ружьё»

Поочерёдно сменять положение пальцев рук. Левая рука изображает «зайчика» (указательный и средний пальцы поднять, остальные прижаты к ладони, правая рука изображает «ружьё» (большой палец поднят вверх, указательный палец показывает на «зайку», остальные прижаты к ладони).

Среда

1. «Кулак-ладонь-ребро»

Интерпритация упражнения «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости последовательно меняют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак,выпрямленная ладонь на плоскости, ладонь ребром на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднении в выполнении дети могут помогать себе командами («кулак-ладонь-ребро», произнося их вслух или про себя.

2. «Зайка-коза»

Поочерёдно сменять положение пальцев рук. Левая рука изображает «зайчика» (указательный и средний пальцы поднять, остальные прижаты к ладони). Правая рука изображает «козу» (указательный палец и мизинец подняты вверх, остальные прижаты к ладони). Упражнение выполняется сначала медленно, затем с ускорением.

Четверг

1. «Семафор»

Поочерёдно сменять положение рук и пальцев. Левая рука кисть сжата в кулак, большой палец смотрит в сторону. Правая рука прямой ладонью упирается в локоть левой руки.

2. «Замочек»

пальцы обеих рук раскрыть веером напротив друг друга, большие пальцы соединить вместе («приклеить»). Правую руку провести по направлению к груди вниз и от себя, вытянуть обе руки вперёд и соединить оставшиеся пальцы. Тоже повторить в другую сторону.

Пятница

1. «Регулировщик»

Поочерёдно сменять положение рук и пальцев. Левая рука согнута в локте, кисть сжата в кулак, большой палец смотрит в сторону. Правая рука согнута в локте прямой ладонью упирается в локоть левой руки.

2. «Ухо-нос»

левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос и поменяйте положение рук с точностью до наоборот. Для усложнения можно применить хлопок в промежутке между сменой рук.

В процессе освоения детьми данных упражнений, можно их усложнить, используя такие приё мы:

- ускорение темпа;

- исключение зрительно – речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами; не произнося команды вслух).

Для детей 6 – 7 лет представлены два упражнения в день. Это позволит педагогу выбирать одно из двух или использовать оба упражнения, в зависимости от условий их включения в НОД и психо-физиологических возможностей детей.

Заключение.

Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Ее проведение не требует никаких затрат. Настолько она проста в применении, что данные упражнения можно использовать во всех видах деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным условием является то, что надо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять.

При выполнении данных упражнений, у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности, способность к обучению, усвоению и восприятию информации, улучшается память, внимание, пространственные представления.

Таким образом, работа с использованием кинезиологических упражнений стимулирует не только физическое, но и речевое развитие дошкольников с ОВЗ.

В течение 2 лет мы регулярно выполняли кинезиологические упражнения с детьми логопедических групп для активации межполушарного взаимодействия и синхронизации работы полушарий. И стали наблюдать, что они положительно влияют на развитие интеллекта, улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, а главное способствуют коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

В заключение можно сказать, что такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее развивающее значение.

Список использованных источников.

1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. –СПб., 1997.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. [Текст] /Г. С. Абрамова- М. : Академический проект, 2001.

3. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в ДОУ. [Текст] /Л. П. Банникова – М., 2007.

4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.

5. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст] – М., 2008.

6. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. [Текст] - М., 2007.

7. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие дошкольников. [Текст] - Мн., 2001.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / Под ред. М. А. Васиьевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.

9. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

10. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет/ Н. Ю. Куражева ; под ред. Н. Ю. Куражевой. СПб. : Речь, 2016.

11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

12. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие. – М., 1999.

13. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Картотека кинезиологических упражненийКартотека кинезиологических упражнений  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом,  чем интенсивнее нагрузка,.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс двигательных упражнений «Зайчик» для детей 4–6 лет 1. Упражнение «Заячья зарядка» 1. И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо. Зайка беленький сидит И под.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой для детей 5–7 лет Упражнения с гимнастической палкой для детей 5-7 лет 1. Палка на грудь И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками. 1 – поворот.

Мастер-класс для педагогов «Пособие для кинезиологических упражнений»Мастер-класс для педагогов «Пособие для кинезиологических упражнений» Цель: познакомить педагогов со способом изготовления пособия для кинезиологических упражнений с дошкольниками, показать важность работы.

Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений» Правильное физическое воспитание детей – одна.

Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки»Видео и описание развивающей игры на основе кинезиологических упражнений «Веселые кнопочки» «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель «Руки – это своего рода внешний мозг» Кант С раннего детства и на протяжении всей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ»
Опубликовано: 10 мая 2023 в 14:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Удоденко Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД