Удоденко Ольга
Методическая разработка «Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Методическая разработка кинезиологических упражнений предназначена для педагогов, узких специалистов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия. Данная методическая разработка направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) с ОНР и ТНР. Может быть использована в детских садах и других дошкольных учреждениях.
Содержание
Введение
Основная часть.
Актуальность
Публикация «Методическая разработка „Комплекс кинезиологических упражнений для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Цели
Задачи
Система работы
Ожидаемый результат
Комплекс кинезиологических упражнений для детей 5-6 лет
Комплекс кинезиологических упражнений для детей 6-7 лет
Заключение
Список используемых источников
Введение
Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук,таких как медицина,педагогика,психология, коррекционная и специальная педагогика,логопедия и многие другие. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. Нужны ли такие упражнения детям? В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?
Использование упражнений кинезиологии позволяет :
укреплять здоровье;
повышать тонус;
снижать усталость, утомляемость и раздражительность;
улучшать психоэмоциональное состояние;
понижать чрезмерную активность;
повышать концентрацию и умственную работоспособность;
улучшать память;
стимулировать развитие слуха и речи;
улучшать внимание, мышление;
развивать восприятие, пространственные представления, воображение.
Кинезиология позволяет создать новые связи и гораздо улучшить работу всего головного мозга, который отвечает за психологические процессы и работу головного мозга.
Кинезиологические упражнения разделяются на следующие виды.
дыхательные упражнения;
глазодвигательные упражнения;
телесные;
развитие мелкой и средней моторики;
массаж и самомассаж;
релаксация;
растяжка.
Из этого можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения для дошкольников не менее полезны, чем для взрослых. Особенно – для детей, имеющих различные проблемы (расстройства психики, отставание в общем или речевом развитии, гиперактивность и т. д.).
Основная часть
Актуальность.
Постоянно растущее число детей с ОВЗ ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для детей с речевыми нарушениями характерны не только скудный словарный запас, неумение согласовать слова в предложении, дефекты произношения звуков, но и недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук, нарушение внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Цель:
- поделиться опытом с педагогами-психологами, учителями-логопедами, воспитателями;
- развитие умственных и речевых способностей детей с ОВЗ.
Задачи:
-введение кинезиологических упражнений на развитие мелкой и средней моторики в практику работы педагогов и узких специалистов;
- развивать межполушарное взаимодействие мозга;
- развивать мелкую и среднюю моторику;
- развивать компоненты речи;
- развивать все психические процессы.
Система работы
Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми с ОВЗ.
Упражнения дают как немедленный,так и кумулятивный (накапливающийся) эффект. Для достижения наилучшего эффекта необходимо вводить упражнения в НОД ежедневно в качестве динамических пауз. А также перед занятием как организационный момент, настраивающий детей на занятия. Данный комплекс упражнений может быть использован педагогами в СОД при работе с детьми фронтально, подгруппой или индивидуально.
Поэтому был разработан комплекс упражнений на каждый день недели для детей с ОНР и ТНР 5-6 и 6-7 лет. В комплекс входят упражнения на развитие мелкой и средней моторики, которые развивают межполушарное взаимодействие, стимулируют речевые зоны головного мозга.
Ожидаемый результат.
Данная методическая разработка позволит расширить методы и приёмы работы педагогов с детьми с ОВЗ. Это способствует развитию моторики детей и стимулирует речевое развитие.
При систематическом выполнении упражнений дети станут более активными, сообразительными, энергичными, научатся контролировать свои психические процессы (негативное поведение, раздражительность, низкую произвольность, возбудимость, улучшат речевые и двигательные навыки и концентрацию внимания.
Комплекс кинезиологических упражнений
«Занимательная неделька»
старшая логопедическая группа 5-6 лет
Понедельник
«Колечко»
Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Вторник
«Кулак-ладонь»
два положения рук на плоскости (на столе/на коленях) меняют друг друга. Одна ладонь раскрытая лежит на плоскости, другая ладонь сжата в кулак, меняются одновременно, постепенно увеличивая скорость.
Среда
«Клювики»
Кисти рук сложены «клювиком» поочерёдно соединяются вместе, затем «клювик» одной руки соединяется с открытой ладонью другой руки, опять вместе и дальше с открытой ладонью другой руки.
Четверг
«Кулак – ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости последовательно меняют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости, выпрямленная ладонь на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднении в выполнении дети могут помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произнося их вслух или про себя.
Пятница
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы складываются в колечки и соединяются как звенья цепи, поочерёдно меняя положение, постепенно увеличивая скорость.
В процессе освоения детьми данных упражнений, можно их усложнить, используя такие приё мы:
- ускорение темпа;
- исключение зрительно – речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами; не произнося команды вслух).
Комплекс кинезиологических упражнений
«Занимательная неделька»
подготовительная логопедическая группа 6-7 лет
Понедельник
1. «Цепочка»
Большой и указательный пальцы складываются в колечки и соединяются как звенья цепи, поочерёдно меняя положение. Затем продолжаем выполнять с каждым пальцем рук: от указательного до мизинца и обратно, постепенно увеличивая скорость.
2. «Козырёк"
Поочерёдно сменять положение рук. Правая рука делает козырёк на лбу, левая рука, сжатая в кулак на уровне живота. И наоборот, с ускорением. (Для усложнения упражнения можно добавить хлопок между сменой положения рук).
Вторник
1. «Ладонь-ребро-кулак»
Интерпретация упражнения «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости последовательно меняют друг друга. Выпрямленная ладонь на плоскости, ладонь ребром на плоскости, ладонь на плоскости, сжатая в кулак. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднении в выполнении дети могут помогать себе командами («ладонь-ребро-кулак», произнося их вслух или про себя.
2. «Зайка-ружьё»
Поочерёдно сменять положение пальцев рук. Левая рука изображает «зайчика» (указательный и средний пальцы поднять, остальные прижаты к ладони, правая рука изображает «ружьё» (большой палец поднят вверх, указательный палец показывает на «зайку», остальные прижаты к ладони).
Среда
1. «Кулак-ладонь-ребро»
Интерпритация упражнения «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости последовательно меняют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак,выпрямленная ладонь на плоскости, ладонь ребром на плоскости. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднении в выполнении дети могут помогать себе командами («кулак-ладонь-ребро», произнося их вслух или про себя.
2. «Зайка-коза»
Поочерёдно сменять положение пальцев рук. Левая рука изображает «зайчика» (указательный и средний пальцы поднять, остальные прижаты к ладони). Правая рука изображает «козу» (указательный палец и мизинец подняты вверх, остальные прижаты к ладони). Упражнение выполняется сначала медленно, затем с ускорением.
Четверг
1. «Семафор»
Поочерёдно сменять положение рук и пальцев. Левая рука кисть сжата в кулак, большой палец смотрит в сторону. Правая рука прямой ладонью упирается в локоть левой руки.
2. «Замочек»
пальцы обеих рук раскрыть веером напротив друг друга, большие пальцы соединить вместе («приклеить»). Правую руку провести по направлению к груди вниз и от себя, вытянуть обе руки вперёд и соединить оставшиеся пальцы. Тоже повторить в другую сторону.
Пятница
1. «Регулировщик»
Поочерёдно сменять положение рук и пальцев. Левая рука согнута в локте, кисть сжата в кулак, большой палец смотрит в сторону. Правая рука согнута в локте прямой ладонью упирается в локоть левой руки.
2. «Ухо-нос»
левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос и поменяйте положение рук с точностью до наоборот. Для усложнения можно применить хлопок в промежутке между сменой рук.
В процессе освоения детьми данных упражнений, можно их усложнить, используя такие приё мы:
- ускорение темпа;
- исключение зрительно – речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами; не произнося команды вслух).
Для детей 6 – 7 лет представлены два упражнения в день. Это позволит педагогу выбирать одно из двух или использовать оба упражнения, в зависимости от условий их включения в НОД и психо-физиологических возможностей детей.
Заключение.
Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Ее проведение не требует никаких затрат. Настолько она проста в применении, что данные упражнения можно использовать во всех видах деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Главным условием является то, что надо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять.
При выполнении данных упражнений, у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности, способность к обучению, усвоению и восприятию информации, улучшается память, внимание, пространственные представления.
Таким образом, работа с использованием кинезиологических упражнений стимулирует не только физическое, но и речевое развитие дошкольников с ОВЗ.
В течение 2 лет мы регулярно выполняли кинезиологические упражнения с детьми логопедических групп для активации межполушарного взаимодействия и синхронизации работы полушарий. И стали наблюдать, что они положительно влияют на развитие интеллекта, улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, а главное способствуют коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
В заключение можно сказать, что такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее развивающее значение.
Список использованных источников.
1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. –СПб., 1997.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. [Текст] /Г. С. Абрамова- М. : Академический проект, 2001.
3. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в ДОУ. [Текст] /Л. П. Банникова – М., 2007.
4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
5. Евдокимова, Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. [Текст] – М., 2008.
6. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. [Текст] - М., 2007.
7. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие дошкольников. [Текст] - Мн., 2001.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. [Текст] / Под ред. М. А. Васиьевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.
9. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.
10. «Цветик-семицветик» Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет/ Н. Ю. Куражева ; под ред. Н. Ю. Куражевой. СПб. : Речь, 2016.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
12. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков : Учебное пособие. – М., 1999.
13. Интернет ресурсы.