МААМ-картинки

Использование эбру-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра

Ирина Татаринова
Использование эбру-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация

Эбру – рисование на воде, в переводе с персидского «об» (вода) и «ру» (на). Техника одновременно и старая и новая. Она настолько древняя, что до сих пор неизвестно где точно она зародилась. В основном считают что ее родина - Восток. В Турции, на данный момент, это древнее искусство переживает настоящий расцвет. Ценители считают ее еще и духовной практикой. С декабря 2014 года Эбру внесено в список мировых ценностей нематериального характера ЮНЕСКО.

Публикация «Использование эбру-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах

Инновационная арт-терапевтическая технология «Эбру-терапия» представляет собой нанесение натуральных минеральных красок на поверхность воды определенной плотности и перенос полученного изображения на бумагу и другие поверхности. Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС). Также этот метод называют водной анимацией. Это не академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой индивидуальности человека. Это рисование эмоциями и чувствами.

1. Введение

"Послушай, капля, без сожаления

откажись от мыслей о себе

и взамен обрети Океан»

Руми

Актуальность

В настоящее время использование различных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества – рисунках, аппликациях, композициях, игрушках и т. п. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающим миром.

Известно, что художественная деятельность играет особую роль, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих способностей. В процессе творения формируется мышление, активизируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания, коммуникация. Кроме того, занятие творчеством - это источник позитивных переживаний, и в роли инструмента коррекции подходит как для агрессивных и гиперактивных, так и для замкнутых, тревожных детей.

Существует несколько направлений реабилитационной работы с детьми с нарушениями развития:

• психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений развития);

• психотерапевтическое (воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы);

• психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции);

• социокультурное (связанное с развитием эстетических способностей, расширением общего и художественного кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве).

Реализация этих направлений осуществляются через определенные коррекционно-развивающие методики, используемые в, том числе, в рамках арт-терапии.

Невозможно переоценить роль арт-терапии в формировании личности ребенка с РАС, у которого угнетена психика, слабо развита речь, нарушен контакт с окружающими. Раскрытие индивидуальных задатков и развитие способностей таких детей становится возможным при создании комфортных условий для деятельности, в атмосфере творческого общения, сочувствия и сопереживания.

Одной из глобальных потребностей человека является стремление к созиданию. Рисование на воде Эбру, как и любой вид искусства, привлекает возможностью принять участие в процессе творения, стать созидателем, создателем прекрасного. Для детей с особенностями в развитии это особенно актуально.

Арт-терапия играет особую роль в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с РАС. Она дает возможность выхода чувств, которые не могут быть выражены вербально. Это исцеление творчеством!

Новизна

Оказание помощи детям с РАС предполагает использование различных методов терапии, которые сочетают в себе элементы творчества, искусства и поведенческой терапии. Несомненно, одной из наиболее актуальных и инновационных форм практической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра является арт-терапия. Эбру-терапию специалисты считают одним из инновационных арт-терапевтических методов.

Цель методической разработки.

Оказание целостной психолого-педагогической помощи детям с РАС — содействие более полной социализации ребенка через использование арт-терапевтических методик (эбру-терапии).

Задачи:

• создать условия для установления эмоционального контакта, снижения уровня тревожности через использование эбру-терапии;

• преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар через процесс рисования;

• помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние;

• побуждать детей к совместной деятельности;

• предоставить возможность выбрать оптимальный сенсорный стимул, его качество и силу;

• развивать мелкую моторику;

• содействовать провокациям речевого высказывания (навык просьбы);

• развивать умение следовать инструкциям взрослого;

• стимулировать проявление положительных эмоций от результата деятельности.

Адресность

Данная методическая разработка может быть использована педагогами-психологами, учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, работающими с дошкольниками с расстройствами аутистического спектра.

2. Основная часть

2.1. Особенности развития воспитанников с РАС

РАС (расстройства аутистического спектра) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем, расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. Однако, общими для всех детей с РАС являются нарушения социальной адаптации, трудности усвоения социальных норм и правил, и в целом установление коммуникации с другими людьми. Для преодоления этих трудностей организуется профессиональная психолого-педагогическая помощь ребёнку и его семье. Известно, что существует большой опыт разрешения подобных проблем, накопленный, прежде всего в зарубежной, а также и в отечественной психологии и педагогике. В первую очередь это прикладной анализ поведения (или ABA терапия).

2.2. Техника Эбру-терапии.

Оказание помощи людям с РАС предполагает использование различных методов арт-терапии. Я хочу остановиться на одном из видов арт-терапии – эбру-терапия. Особенность этого метода и главное отличие его от обычных занятий рисования в том, что искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Цель занятий не научить ребенка рисовать, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализировать, и дать выход творческой энергии. На сегодняшний день это одна из наиболее мягких, «плавных» методик вхождения в контакт с ребёнком и коррекции нежелательного поведения, а также сенсорного восприятия.

Эбру — это искусство обработки материала, называемое «Турецким мраморированием». Вначале изображение делается красками на специальном растворе, а затем его можно переводить на бумагу, ткань, дерево, стекло и керамику. Смешиваясь между собой, краски образуют причудливые и неповторимые узоры. На занятиях используются только естественные материалы, они гипоаллергенны и не токсичны. Рисовать можно как пальцами, так и палочками или кисточками, что будет полезным для развития мелкой моторики. Сочетание краски и воды, приятных на ощупь, делает процесс приемлемым для сенсорно чувствительных детей с РАС.

2.3. Виды Эбру.

Баттал Эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды (сначала используются более темные цвета, затем светлее, и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя.

Гель-гит - простой способ создания рисунка. В данном стиле краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.

Эбру Шаль – своеобразный стиль рисования, в котором основой служат S- образные линии и формы. Это видоизменения предыдущей техники, при которой узоры должны рисоваться случайно.

Эбру Гребенка – метод простой, он даёт возможность работать при помощи гребня и создавать орнаменты в виде волн или просто разнообразных повторяющихся элементов;

Цветочный Эбру – рисование на поверхности воды цветов, самый популярный вид рисунка на воде.

Соловьиное гнездо. Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

Хатип эбру. Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент.

Фантазийное эбру. Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.

Известно, что любые виды изобразительной деятельности способствуют совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сфер, стимулируют развитие потребности в общении. Детей с аутизмом не всегда можно научить рисовать правильно. На помощь приходят нетрадиционные техники изображения такие как «Эбру». Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку творчески раскрыться, улучшает эмоциональное состояние, снижает потребность в нежелательном поведении, дает толчок к вербализации и социализации в детском коллективе (работа в подгруппе). Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

Для многих детей с РАС творческая среда является настоящей отдушиной – здесь так много цветов и ощущений, здесь можно успокоиться, войти в гармоничное и даже медитативное состояние.

2.4. Этапы работы.

Подготовка к занятию и приглашение к сотрудничеству.

Мои занятия проходили в знакомом для детей месте, в отдельном кабинете психолога. Я брала неглубокую емкость нужных размеров, наполняла необходимой жидкостью, подготавливала нужные краски и инструменты, включала спокойную музыку для создания особой атмосферы.

На начальном этапе для меня было очень важно первый раз правильно пригласить ребенка к сотрудничеству, чтобы он сам сделал выбор ко мне присоединиться. Я демонстрировала место для творчества и давала простую инструкцию «Садись за стол». Абсолютно все дети нашей группы сразу принимали мое приглашение, и с интересом присаживались на свое место, рассматривая краски и кисточки, в предвкушении дальнейшего развития событий.

Далее следовал этап знакомства с предметами на столе и их предназначением. Я называла предмет и показывала, как им нужно действовать. Окунала кисть в краску и «разбрызгивала» по поверхности воды, демонстрируя ребенку как капли краски расплываясь, создают фигуры разной формы. Когда рисунок был готов, я брала тонкое шило и начинала его трансформировать. Детям очень нравилось наблюдать за этим процессом, и самим целенаправленно манипулировать инструментом, с различным уровнем помощи взрослого.

Во время этого процесса мне очень интересно было наблюдать у детей то самое особое состояние, называемое медитативным или трансовым. Дети, рисуя, очень старались, находились в моменте «здесь и сейчас, погружаясь в процесс.

После того как все художественные трансформации были завершены, начиналось самое волшебное действо! Я брала лист бумаги, опускала его на воду на несколько секунд, затем снимала, и рисунок оставался на бумаге.

Таким образом, в конце каждого занятия, начиная с самого первого, мы имели готовый, очень красивый рисунок. Ребенок сразу получал успешный опыт и отличный результат своей деятельности, а это крайне важно для детей с РАС в любом деле.

Переход к самостоятельной деятельности.

В зависимости от функциональности каждого ребенка, с учетом его дефицитов и сильных сторон, для перехода к самостоятельной деятельности на занятиях, я использовала следующий алгоритм :

• Полная физическая помощь ребенку (рука в руке);

• Частичная физическая помощь (ребенок держит инструмент самостоятельно, психолог поддерживает и направляет руку);

• Имитация действий по образцу взрослого (взрослый медленно демонстрирует образец, старается не использовать речь, только понимаемые ребенком инструкции, например, «Делай так» или «Как я»);

• Самостоятельная деятельность ребенка;

• Самостоятельная деятельность в паре со взрослым или другим ребенком;

• Самостоятельная деятельность ребенка в подгруппе.

Эта техника постепенного ослабевания физического сопровождения способствует приобретению навыков самостоятельности во многих видах деятельности детей с РАС.

Для каждого ребенка момент перехода к самостоятельной деятельности на моих занятиях происходил в свое время. Для одних деток возможность имитировать по образцу была уже с первого занятия, для других этот навык сформировывался к 5-6 занятию. Процесс самостоятельного творчества начинался также, у каждого в свой индивидуальный срок. Это объясняется тем, что каждый ребенок с РАС уникален в своем развитии и состоянии. И нужно быть очень внимательным педагогом в работе с детьми этой категории. Необходим высокий уровень эмпатии для взаимодействия и сотрудничества с ребенком.

Исходя из выше сказанного, предлагаю универсальную модель учебно-методического плана и форм работы. Эти разработки легко адаптируются под актуальное состояние ребенка, и могут быть использованы как основа для работы по технологии «Эбру-терапия».

2.5. Формы работы :

• индивидуальный формат (один ребенок + педагог-психолог);

• индивидуальный формат с тьютором (один ребенок и сопровождающий его тьютор + педагог-психолог);

работа в паре (два ребенка (с тьюторами или без) + педагог-психолог);

• подгруппа (три и более детей с тьюторами + педагог-психолог);

Формат выбирается в зависимости от актуальных возможностей ребенка сотрудничать в данном виде деятельности.

Регулярность занятий – также рассматривается индивидуально для каждого. От 1 до 2 раз в неделю.

Длительность индивидуальных занятий колеблется от 3-5 до 20 минут.

Длительность занятия с подгруппой детей составляет 15-20 минут.

2.6. Учебно-методический план:

№ Тема Задачи

1 Вводное занятие. Знакомство с красками и инструмента-

ми.

1. Установить эмоциональный контакт и запустить процесс сотрудничества.

2. Дать представление о красках, демонстрируя технику нанесения их на воду, познакомить с основными инструментами.

3. Познакомить с правилами работы красками доступным языком в зависимости от уровня понимания речи ребенка:

• Добавляем новые цвета палочкой и промываем ее в чистой воде после каждого касания раствора! Важно не брать много краски!

• Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;

• Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;

• Перед использованием краски необходимо взболтать;

• После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой;

• Не следует «утапливать» шило в воде.

4. Познакомить детей с техникой рисования - Баттал Эбру.

5. Учить разбрызгивать краску по поверхности воды при помощи веерной кисти (два цвета).

6. Побуждать детей к совместной деятельности.

7. Развивать мелкую моторику.

8. Учить переносить рисунок на Бумагу.

9. Стимулировать проявление положительных эмоций от процесса и результата деятельности.

2 Таинственные брызги.

1. Установить эмоциональный контакт и запустить процесс сотрудничества.

2. Продолжать знакомить с техникой - Баттал Эбру.

3. Преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар через процесс рисования.

4. Учить смешивать три цвета.

5. Побуждать детей к совместной деятельности.

6. Развивать мелкую моторику.

7. Создать условия для снижения уровня тревожности.

8. Стимулировать проявление положительных эмоций от процесса и результата деятельности.

3 Волшебные полоски.

1. Установить эмоциональный контакт и запустить процесс сотрудничества.

2. Познакомить с новой техникой Эбру – Гель-гит (баттал повторяющийся, вертикальные полоски).

3. Познакомить с правилами работы шилом – после каждого использования протирать его салфеткой, не утапливать его в воде.

4. Содействовать провокациям речевого высказывания (навык просьбы);

5. Продолжать побуждать детей к совместной деятельности.

6. Продолжать развивать мелкую моторику.

7. Создать условия для снижения уровня тревожности.

8. Продолжать стимулировать проявление положительных эмоций от процесса и результата деятельности.

4 Цветные линии.

1. Закрепить навык рисования в технике - Гель-гид (горизонтальные полоски).

2. Закреплять умение смешивать три цвета.

3. Продолжать содействовать провокациям речевого высказывания (навык просьбы);

4. Продолжать побуждать детей к совместной деятельности.

5. Продолжать знакомить с правилами работы шилом – после каждого использования протирать его салфеткой, не утапливать его в воде.

6. Продолжать развивать мелкую моторику.

7. Продолжать создать условия для снижения уровня тревожности.

8. Продолжать стимулировать проявление положительных эмоций от процесса и результата деятельности.

5 Соловьиные гнезда.

1. Установить эмоциональный контакт и запустить процесс сотрудничества.

2. Знакомство с техникой – Соловьиные гнезда.

3. Продолжать учить работать шилом на поверхности воды.

4. Развивать фантазию и творчество в потоке (самостоятельная деятельность).

5. Продолжать преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар через процесс рисования.

6. Продолжать развивать мелкую моторику.

7. Продолжать создать условия для снижения уровня тревожности.

8. Продолжать стимулировать проявление положительных эмоций от процесса и результата деятельности.

Используемые материалы :

2. Эбру краски, кисти, шило, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки.

3. Кисти: в Эбру пользуются кисточками из конских волос в форме веера.

4. Шило: при помощи шила можно создавать необычные фигуры и сочетания цветов. Аккуратно двигая краски по густой поверхности, создаются совершенно фантастические и неповторимые образы.

5. Гребень: при помощи гребня можно создавать необычные чешуйчатые узоры. По длине и ширине гребень должен соответствовать параметрам поддона.

6. Лоток: для работы используют лотки разных размеров.

7. Бумага: используются листы бумаги разных размеров, по размеру поддона.

8. Для образца используются рисунки, созданные педагогом.

3. Заключение.

Для того чтобы глубже понять смысл коррекционной работы средствами арт-терапии, необходимо учесть, что целью является сам творческий процесс, творческие ситуации.

Результат моей работы с использованием «Эбру-терапии» в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра, в рамках оказания целостной психолого-педагогической помощи детям с РАС, я оцениваю весьма положительно. Влияние терапии, как на группу в целом, так и персонально на каждого ребенка, ощущалось всеми членами нашей команды педагогов, работающих с детьми с РАС.

Улучшились такие показатели детей как: частота проявлений нежелательного поведения снизилась; активизировалась целенаправленная деятельность, устойчивость внимания стала более концентрированной, тревожность детей снизилась. Расширился поведенческий репертуар, дети научились создавать картины, погружаясь в медитативный процесс рисования на воде. Ситуация успеха сопровождала их на каждом занятии. Совместная деятельность стала для воспитанников более комфортной и привычной.

В процессе занятий у детей возникала потребность обратиться за инструментами и материалами, что в итоге провоцировало их к общению и взаимодействию. В результате выстраивания коммуникации на занятиях, провоцируя детей с РАС на контакт, я старалась предоставить им дополнительные возможности для развития речи. Процесс рисования в технике эбру и художественный результат довольно непредсказуемы, что помогает развитию воображения ребенка, а развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения, особенно это важно для невербальных детей. Большинство детей с РАС отличаются отсутствием естественной мотивации, но сам процесс занятий эбру, продукт творчества, стал для детей стимулом к выполнению задания.

Так же для детей с расстройствами аутистического спектра характерно стереотипное поведение, выражающееся в нефункциональных и повторяющихся моторных действиях. При использовании техники эбру эти особенности стали, наоборот, плодотворными для конечного продукта деятельности и положительно влияли на результат, производя оригинальный творческий эффект.

Таким образом, занятия эбру, по моему мнению, являются одним из эффективных компонентов сопровождения детей с РАС, в силу своего комплексного влияния на психическое и физическое развитие ребёнка.

4. Список литературы и интернет ресурсов.

1. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева - СПб: «Речь», 2003.

2. Мирзаян, Э. И., Жукова, Е. В., Старжевский, А. Е. Арт-терапия как средство социокультурной и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья //Интернет-ресурс ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» ФМБА России г. Москва.

3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. : КАРО, 2010

4. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования Эбру. [Текст]// Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

5. Макарова А. И. Принципы воспитательной системы Л. С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / А. И. Макарова // Молодой ученый. –2012. –No8. –С. 347-349

6. Качурина О. И. Арт-терапия в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/212738/3. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ: https://www.rosminzdrav.ru/4. Поташова И. И. Эбру-терапия как инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eduidea.ru/inits/71/publics/34.

7. Технология традиционного Эбру // Сайт «Искусство росписи на воде» - https://ebru-art.ru/

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Использование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование учебно-игрового пособия «Математический планшет» в коррекционной работе с детьми с ОНР В настоящее время производителями выпускается большое количество всевозможных развивающих игр для дошкольников, но нам и нашим детям пришлось.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование эбру-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Опубликовано: 24 мая 2021 в 09:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование эбру-терапии в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Татаринова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД