Ильюшина Марина Александровна
Дидактические игры по формированию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Нос – пол – потолок»
Дидактическая задача: развитие внимания, снятие импульсивности (саморегуляция).
Игровая задача: ребенок показывает только то, что называет взрослый, игнорируя его показывание.
Игровые действия: взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребенок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребенка, показывая одно, а называя другое. Ребенок показывает только то, что называет взрослый, игнорируя его показывание. Игровые правила: показывать только то, что услышал.
Игра «Прыжки по квадратам»
Необходимый материал: лист бумаги в клетку, разделённый на 9 пронумерованных квадратов (рис. 1). В каждом квадрате 4 строки, на первой строке изображено 5 повторяющихся элемента до середины строки. Эти элементы в каждом квадрате свои. Дидактическая задача: Развитие умения быстро переключаться, следовать инструкции. Развитие мелкой моторики руки при письме.
Игровая задача: продолжить ряд в каждом квадрате, по сигналу переключаясь между квадратами.
Игровые действия: Ребенок по команде взрослого продолжает ряд заданных элементов в квадрате. Взрослый подает сигнал и называет номер квадрата. Задача ребенка заключается в том, чтобы переключиться на заданный квадрат и продолжить писать указанные элементы в данном квадрате. Через какое-то время ребенка можно вернуть обратно в пройденные квадраты. Ему необходимо быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с места остановки.
Игровые правила: Ребенок пишет в том квадрате, который назвал взрослый. Его задача – продолжить ряд символов в заданном квадрате. Выиграет тот, кто правильно и быстро закончит писать во всех квадратах. Инструкция для детей: По команде взрослого вы начинаете продолжать ряд нарисованных знаков в первом квадрате. Когда услышите сигнал, останавливаетесь писать и внимательно слушаете взрослого, который вам скажет следующий номер квадрата. Вам надо быстро переключиться на заданный квадрат и продолжить писать указанные там знаки. Выиграет тот, кто правильно и быстро закончит писать во всех квадратах.
Игра «Коробка добрых дел»
Необходимый материал: коробка, кубики.
Дидактическая задача: воспитывать в детях умение замечать и ценить положительные поступки друг друга, правильно оценивать действия окружающих, создавать положительный, эмоциональный настрой в детском коллективе.
Игровая задача: в течение определенного отрезка времени наполнить коробку кубиками, каждый из которых обозначает доброе дело (хороший поступок). Описание (игровые действия): Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил- этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу (экспертам, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример добрые дела. Игровые правила: за одно доброе дело в коробку может быть положен один кубик. На общем сборе (в конце дня) каждый ребенок объясняет свой выбор хорошего поступка.
Игра «Разные профессии»
Дидактическая задача: продолжать формировать умение работать в команде: договариваться друг с другом, уступать, не обижаться; закреплять представления детей о трудовых действиях людей различных профессий; развивать память, воображение, речь.
Необходимый материал: карточки с изображением людей разных профессий. Игровая задача: определить и рассказать, что представитель конкретной профессии (по доставшейся иллюстрации) может сделать для детей, семьи, детского сада, для представителей других профессий.
Описание (игровые действия): Педагог предлагает детям для игры поделиться на команды. Каждая команда получает иллюстрацию с изображением представителя профессии, например, столяр, медсестра, воспитатель. Команда продумывает и рассказывает, что представитель ее профессии может сделать для детей, семьи, детского сада. Следующий этап задания: нужно подумать и рассказать, что представитель конкретной профессии может сделать для представителей остальных профессий (например, столяр может сделать для медсестры удобную кушетку для больных, для воспитателя – мебель для детского игрового уголка). Выигрывает та команда, где будет больше приведено примеров детьми.