Светлана Насибуллина
Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в коррекции речи у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность методической разработки
В последние годы по данным НИИ гигиены и профилактики заболевания детей отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути развития детей данной категории. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Важнейшим условием такого обновления коррекционной работы является использование новых информационных технологий (НИТ, или информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Большинство людей понимают под ИКТ в первую очередь, компьютеры и все, что с ними связано: программное обеспечение, инструкции, другие технические устройства, основанные на микропроцессорной технике. Различным психолого-педагогическим аспектам использования компьютера в деятельности детей дошкольного возраста посвящены исследования отечественных и зарубежных специалистов (Горвиц Ю. М., Зворыгина Е. В., Новоселова С. Л., Михалева М. Д., Парамонова Л. А., Погожина И. Н., Тихомиров О. К., Нелсон С., Фойц С., Нокс Дж.). Они доказали, что благодаря применению компьютера на занятиях, дети овладевают умениями оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей конструктивной деятельности, обеспечивается возможность для развития наглядно-образного мышления, моторных и вербально – коммуникативных навыков. В своих исследованиях Нокс Дж. доказал эффективность использования компьютера в коррекции познавательной сферы детей с задержкой умственного и речевого развития. Коррекционно – развивающая работа предполагает активизацию познавательных процессов детей, компьютер успешно выполняет эту задачу. В современной педагогике существует еще одна технология способная активизировать речевое развитие детей – это технология ОТСМ – ТРИЗ - РТВ. Работа в поисково – исследовательском режиме наиболее эффективных способов коррекции речи детей позволила адаптировать методы и приемы технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ в информационно – коммуникативных технологиях в работе учителя – логопеда.
Публикация «Методическая разработка „Использование современных образовательных технологий в коррекции речи у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Итак, интеграция методов ИКТ и технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ в логопедической работе способствует не только коррекции речи дошкольников, но и формированию зачатков теоретического мышления, творческого воображения, способов обработки любого теоретического потока, развитию умений преобразовывать объекты, а также помогают учителю – логопеду идти в ногу со временем и отвечать интересам современных детей.
Поэтому целью методической разработки является - повысить эффективность коррекционной работы учителя-логопеда средствами информационно - коммуникативных технологий.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Изучение опыта психолого-педагогических основ использования информационно - коммуникативных технологий в дошкольном воспитании и их влияние на коррекцию речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработка и апробация блока занятий коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Консультативная помощь педагогам, родителям (лицам, их заменяющих) по внедрению ИКТ в работу по развитию и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Подбор методов отслеживания эффективности использования современных информационных технологий в логопедической работе.
Психофизиологические и возрастные особенности
детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Проблема психологической и речевой готовности ребенка к школе в настоящее время очень актуальна среди психологов, логопедов, физиологов, педагогов. Результаты исследований многих специалистов (Н. П. Аникеев, Н. И. Гуткина, Л. И. Божович) показывают, что среди детей старшего дошкольного возраста, особенно детей – логопатов, не менее трети психологически не готовы к школьному обучению.
Усвоение звуковой стороны речи, по данным Швачкина Н. Х., заканчивается в преддошкольном возрасте (к трем годам). Однако, у части детей 5-6 лет наблюдаются неустойчивость произношения фонем в различных звукослоговых сочетаниях; взаимозаменяемости звуков; искаженное произношение соноров. Характерна диссоциация между достаточным развитием фонематического слуха и несовершенством речедвигательных навыков. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи,. К 5-ти же годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется не только способность критически оценивать недостатки своей речи, но и болезненно реагировать на них, что в дальнейшем является одной из причин неуспешности обучения в школе
Соответствие современных образовательных технологий
целям и задачам базисной программе «Истоки»
В базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки» подчеркивается значение дошкольного периода как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека, выделяется приоритетность направленности педагогического процесса на развития в ребенке основ творческой личности. Авторами программы (центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца) в качестве базисных характеристик личности, которые формируются уже на начальном этапе ее становления, выделяют: компетентность, как важнейшую комплексную характеристику личности, включающую в себя интеллектуальный, языковый, социальный и другие аспекты. Концепция компетентностно-ориентированного образования, определенная в настоящее время, призвана направить деятельность образовательных учреждений на формирование у воспитанников ключевых компетентностей, то есть способов деятельности, приобретенных через проживание ситуаций, решение проблем, рефлексии опыта.
Практическое применение информационно - коммуникативных технологий и технологии ОТСМ-ТРИЗ в русле базисной программы «Истоки» является эффективным средством достижения результата, так как позволяет сформировать все ключевые компетентности: коммуникативную, информационную и решение проблем.
Использование компьютерных средств формируют у дошкольников предпосылки теоретического мышления, для которого характерен осознанный выбор способа действия, направленного на решение задачи. Современные образовательные технологии в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать коррекции речи и подготовке ребенка к обучению в школе.
Методическая разработка по типу является экспериментальной.
По признаку – коррекционная, общеразвивающая.
По целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.
Содержание методической разработки
Методическая разработка предназначена практикующим логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей с речевыми нарушениями.
Материально-техническое оснащение состоит из:
• Комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование – печатающее и множительное (принтер, сканер, копировальный аппарат, мультимедийное (звуковая карта-схема для обработки звука, речи и музыки; акустическую систему – колонки и микрофон) и коммуникационное обеспечение (модем - устройство для связи с другими персональными компьютерами через телефонную линию).
• Электронного обеспечения: CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.
• Информационно-методического обеспечения : литература, программы, методики.
Методические рекомендации
Система работы по реализации данной цели предполагает поэтапную, последовательную реализацию модели интеграции инновационных технологий в логокоррекционной работе. Условно можно выделить ряд этапов. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, имея свою цель, задачи, методы реализации.
Этапы Содержание
1этап - аналитико-диагностический - Изучение литературы по вопросам: концептуальная информатизация дошкольного уровня образования; информационно-коммуникативные технологии и общее психическое развитие дошкольников; отечественный и зарубежный опыт использования ИКТ в целях образования детей старшего дошкольного возраста; изучение и внедрение методов и приемов технологии ОТСМ – ТРИЗ - РТВ; нормативно – правовая база; влияние компьютера на соматическое здоровье детей; психолого-педагогические основы корреционно – развивающих занятий.
- Обследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Определение контингента детей, нуждающихся в логокоррекционной помощи.
2 этап – планово-прогностический - Организация предметно – пространственных условий, обеспечение оборудованием: персональный компьютер, мультимедийные программы, мебель.
- Разработка блока коррекционных занятий речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
- Создание дидактических игр и мультипликационных пособий с помощью презентации Microsoft Power Point.
- Разработка блока образовательных консультаций для родителей по грамотному использованию ИКТ в речевом развитии детей.
3 этап – организационно - исполнительский - Внедрение ИКТ в коррекционную работу учителя – логопеда
- Вовлечение родителей воспитанников в грамотное использование ИКТ для формирования и развития речи детей.
4этап–контрольно- регулировочный - Организация обследования речи детей, в коррекционной работе с которыми использовались информационно-коммуникативные технологии.
- Обработка и интерпретация полученных данных
Планирование системы занятий с детьми
В соответствии с целями обучения занятие необходимо конструировать так, чтобы оно учитывало особенности возраста, речевого развития и отвечало следующим требованиям:
1. Активизация учебной деятельности обязательно должна быть реализована через постановку коррекционной и познавательной задачи – правильного выбора мотива.
2. Занятие должно помочь ребенку успешно закрепить правильное произношение того или иного звука, вводимого в речь ребенка.
3. Процесс обучения и коррекции речи должен в достаточной мере удовлетворять любознательность ребенка и его потребность в мыслительной деятельности.
4. На занятии должна поддерживаться атмосфера непринужденного речевого общения.
Медиазанятия имеют свои методические возможности и преимущества:
повышают эффективность образовательного процесса за счет высокой степени наглядности, что значимо для детей дошкольного возраста;
повышают мотивацию к учебной деятельности за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
развивают наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки дошкольников.
На данных занятиях в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.
1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Компьютерные и ОТСМ – ТРИЗ - РТВ технологии дополняют традиционную технологию обучения всех разделов коррекционно - развивающего процесса. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.
При этом данные технологии органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью педагога и воспитанников, расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения.
Используемые методы и формы работы с детьми
практические занятия (индивидуальные, подгрупповые);
работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т. д.);
активные индивидуальные и подгрупповые методы обучения : игры, дискуссии.
Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей дошкольного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы. Поэтому на занятиях по автоматизации звуков использую модели артикуляции звука Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые мною компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое; значительно быстрее автоматизировать звуки и вводить их в речь. Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.
1. Например, для автоматизации звука «Р», который является одним из сложных звуков и большинство детей-логопатов произносят его неправильно или не произносят совсем, предлагается следующие задания:
- автоматизация звука (Р) в слогах, используя анимации, на мониторе появляются символы слогов (синий прямоугольник + красный прямоугольник – РА; синий прямоугольник + красный круг - РО; синий прямоугольник + красный овал – РУ; синий прямоугольник + красный полукруг – РЫ) ребенку требуется помочь дрессированному льву назвать эти слоги;
- автоматизация звука в начале, середине, конце слов, опять используя анимацию, на мониторе появляются картинки, ребенок должен назвать предмет на картинке, определить наличие и место звука в слове, а затем поставить слона на нужную тумбу: 1-я тумба звук стоит в начале слова; 2-я – в середине; 3-я – в конце;
- автоматизация звука в словосочетаниях (согласование существительных и числительных, используя анимацию, «на арену выходят дрессированные коровы. Посчитай их по порядку. Ребенок считает: первая корова, … пятая корова.
- А теперь давай проверим, посчитаем еще раз, я начну, а ты повтори и продолжи.
Одна корова, … пять коров».
2. На занятиях детям очень нравится делать дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, проводимые в игровой форме и выполнять задания, когда упражнения появляются на мониторе в ярком виде.
3. Используются модели технологии ТРИЗ - ОТСМ : «Элемент – имя признака – значение признака».
Занятия с использованием компьютера является итоговым какого-либо этапа автоматизации звуков, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов:
• продолжительность работы детьми 5 – 6-летнего возраста за компьютером –15 -20 минут;
• использование новых моделей компьютера;
• работа с компьютером на одном занятии проводится индивидуально, занятия проводятся с одним ребенком 1-2 раза в месяц;
• проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
• включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.