галина Гуляева
Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) «Не размыкая рук»
Автор-составитель педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАУДО «ЦВР «Подросток»
Гуляева Галина Николаевна
г. Оренбург
Пояснительная записка
Актуальной задачей современного физического воспитания является поиск эффективных средств развития интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста к стандартным общеразвивающим упражнениям.
Публикация «Комплекс ОРУ (общеразвивающих упражнений) „Не размыкая рук“» размещена в разделах
Общеразвивающие упражнения своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством оздоровления, укрепления организма. Упражнения становятся более совершенными, когда выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность движений. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными.
Данный комплекс рекомендован для воспитателей старшего дошкольного возраста и инструкторов по физической культуре. Они показывают и поясняют упражнения. Одновременно наблюдают за детьми, делают необходимые указания по ходу движений за качеством выполнения, соблюдением исходного положения, осуществляют индивидуальную работу. Очень важно выполнять упражнения данного комплекса одновременно, в общем для всех темпе. На протяжении всего комплекса воспитатель или инструктор привлекают внимание детей к их осанке, выправке, напоминают о правильном дыхании.
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к выполнению общеразвивающих упражнений.
Задачи:
- обучение детей общеразвивающим упражнениям в кругу;
- развитие у детей таких физических качеств как сила, гибкость, выносливость и координация;
- воспитание толерантности, коммуникативности, чувства товариществ, взаимопомощи и взаимовыручки.
Рекомендации по проведению:
Комплекс общеразвивающих упражнений «Не размыкая рук» разучивается, повторяется и совершенствуется в течение одного месяца (октябрь, на протяжении 12-ти занятий в соответствии с календарно-тематическим планом. Рекомендуется использовать как одну из форм проведения ОРУ на физкультурном занятии или на утренней гимнастике и далее в течение года в свободной самостоятельной деятельности. Продолжительность выполнения данного комплекса 6-7 минут, количество повторов 6-8. Последовательность, количество и дозировка упражнений регламентирована и не требует увеличения или усложнения по мере улучшения физической подготовки детей.
Комплекс общеразвивающих музыкально-двигательных упражнений «Не размыкая рук» рекомендуется выполнять на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами.
Отличительной чертой предлагаемой формы ОРУ в кругу является ярко выраженная нравственная сторона. При выполнении упражнений «Не размыкая рук» дети держатся за руки. Очень важно при этом чувство товарищества, ответственности за рядом стоящего, взаимовыручка и сопереживание. Детям передается как эмоционально положительное настроение рядом стоящего, так и возможный страх, напряжение и неуверенность товарища.
Проведение данного комплекса ОРУ не требует специально подобранного реквизита или спортивного инвентаря, что значительно облегчает его применение в практике.
Комплекс упражнений
Дети стоят в кругу, держась за руки.
1. Наклон головы.
Латвийская народная мелодия. (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка М. Еремеевой «Осел и обезьяна». Журнал «Музыкальный руководитель» № 2/2012г.
И. п. : о. с. 1 – наклон головы назад, руки поднять вперёд и вверх;
2 – наклон головы вперёд, руки опустить вперёд и вниз, вернуться в и. п.
2. Наклоны вперёд.
Венгерская народная мелодия. (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка З. Роот «Планета «Каля – Маля». Журнал «Музыкальный руководитель» № 3/2007г.
И. п. : о. с. 1 – поднять руки вперёд и вверх;
2 – наклон вперёд, руки отвести как можно дальше назад.
3 – вернуться в и. п.
3. Наклоны вперёд «Цветок распускается» (второй вариант).
Венгерская народная мелодия. (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка И. Куликовой «Осень как рыжая кошка». Журнал «Музыкальный руководитель» № 5/2008г.
И. п. : о. с. руки на поясе соседей справа и слева.
1 – наклон вперёд;
2 – наклон назад, голову запрокинуть назад;
3 – вернуться в и. п.
4. Приседание.
Музыка М. Еремеевой «Топ, сапожки». Журнал «Музыкальный руководитель» № 3/2006г.
И. п. : о. с. 1 – сесть на корточки;
2 – вернуться в и. п.
5. Приседание. «Не разорви колечко» (второй вариант).
Русская народная мелодия «Из - под дуба». (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка М. Еремеевой «Топ, сапожки». Журнал «Музыкальный руководитель» № 3/2006г.
И. п. : о. с. руки лежат на плечах соседей справа и слева.
1 – сесть на корточки;
2 – вернуться в и. п.
6. Упражнение на коленях.
Т. Хренников. Отрывок из «Романса» (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка З. Роот «Журавушка». Журнал «Музыкальный руководитель» № 5/2010г.
И. п. : стоя на коленях, руки опущены.
1 – сесть на пятки, руки поднять вперёд и вверх;
2 – вернуться в и. п.
7. Упражнение на животе «Морская звезда».
И. Дунаевский «Дальняя сторожка» (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка Ю. Верижников «Дождик». CD – диск «Здравствуй, золотая осень». Издательство «Весть» г. Москва, 2009г.
И. п. : лёжа на животе руки впереди.
1 – поднять голову и руки вверх;
2 – вернуться в и. п.
8. Прыжки.
Музыка Е. Тиличеева (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка Л. Вахрушевой «Новогодняя плясовая». Журнал «Музыкальный руководитель» № 6/2009г.
И. п. : правая нога впереди, левая сзади.
1 – подпрыгнуть и поставить левую ногу вперёд;
2 – вернуться в и. п.
9. Упражнение на внимание «Волна».
Музыка И. Штраус «Волны Дуная» (CD – диск)
Дети, держась за руки, по очереди приседают, изображая «волну», а затем по очереди возвращаются в и. п.
10. Дыхательные упражнения.
Л. Бетховен «Лендлер» (Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Издательство «Просвещение», 1984г.); музыка О. Поляковой «Осенние дорожки». CD – диск «Здравствуй, золотая осень». Издательство «Весть» г. Москва, 2009г.
И. п. : о. с. 1 – вдох, встать на носочки, руки поднять вверх;
2 – выдох, вернуться в и. п.
Примечание: О. с – основная стойка;
И. п. – исходное положение.
Музыкальное сопровождение дается в 2х вариантах:
1 – классическое
2 – современных авторов.
Опыт использования комплекса ОРУ «Не размыкая рук» на протяжении пяти лет позволяет рекомендовать его как эффективный способ формирования у детей интереса к выполнению общеразвивающих упражнений в дошкольном возрасте.