Надежда Смирнова
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование метода наглядного моделирования
в развитии связной речи дошкольников».
Подготовительная группа
Воспитатель: Смирнова Надежда Петровна
ШМДОКУ детский сад «Солнышко»
пгт Ленинское
Шабалинского района Кировской области
Актуальность.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Целью работы педагога по развитию
речи детей дошкольного возраста является становление начальной
коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели
предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится
универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми:
старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола,
социального положения. Это предполагает свободное владение языком на
уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в
процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и
речевые формы. На сегодняшний день в речи детей существует множество
проблем: • трудности в построении монолога: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами; • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ; •
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
•односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
неспособность грамматически правильно построить распространённое
предложение; • отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать
интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д • недостаточный
словарный запас; плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через
восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для
связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих
мыслей. Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию
памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная
методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов,
предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от
простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших
мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к
мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена
определенная информация. На каждое слово или словосочетание
придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой
рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя
картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит
полученную информацию. ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования
приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые результаты
Дети:
1. Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
2. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
3. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
4. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
5. Обогащен словарный запас детей.
Родители:
1. Вовлечены в процесс речевого развития детей.
2. Знакомы с приемами и методами развития речи детей.
3. Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно развивающей среды.
Этапы реализации плана по самообразованию
Подготовительный:
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
Основной:
1. Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами.
2. Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. используя схему – модель как план пересказа.
3. Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
4. Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
Заключительный:
Мастер – класс для педагогов ДОУ «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования»
Методы работы
1. Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
2. Наглядный метод : показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
3. Практический метод - составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Источники самообразования:
1. СМИ, в том числе специализированная литература (методическая, научно – популярная).
2. Интернет, медиа информация на различных носителях.
3. Семинары, мероприятия по обмену опытом, вебинары, мастер классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
1. Индивидуальная - через индивидуальный план.
2. Групповая - через участие в жизни детского сада.
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам —
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
План работы
Изучение методической литературы
Сентябрь - Май
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста».
Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
Житникова Л. «Учите детей запоминать»
Матюгин И., Жемаева Е., Рыбникова И. «Как развить хорошую память»
"Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники".
«Детство Пресс».
"Веселые встречи" - «Детство – Пресс».
"Использование схем в составлении описательных рассказов" «Дошкольное
воспитание». – 1990г. - №10.
"Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых
естественнонаучных представлений у дошкольников" // «Дошкольная
педагогика».
Работа с детьми
Сентябрь
Заучивание стихотворения В. Миронович «Листопад».
Цель: Формировать умение детей заучивать стихотворение по опорным
схемам, выразительно читать стихотворение наизусть, интонационно
передавать спокойную грусть осенней природы.
Октябрь
Загадывание загадок о фруктах, овощах.
Цель: Учить детей отгадывать загадки по схемам. Закрепить с детьми знания
об овощах и фруктах, о характерных признаках осени.
Ноябрь
Пересказ сказки «Два жадных медвежонка».
Цель: Учить детей пересказывать сказку с помощью мнемотаблицы,
передавать текст последовательно, выразительно.
Дидактическая игра «Зашифруем слова».
Цель. Обогащение словарного запаса у детей, развитие логического
мышления и памяти.
Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному
им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко,
поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, например, вкусный суп,
радость и т. п.
Декабрь
Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей».
Цель: Продолжать учить передавать текст последовательно,
выразительно с опорой на мнемотаблицу.
Заучивание стихотворения И. Гурина «Веселый снеговик».
Цель: Способствовать запоминанию стихотворения, используя прием
мнемотехники.
Январь
Пересказ сказки «Три поросенка».
Цель: Способствовать умению пересказывать содержание сказки
последовательно, выразительно, используя для пересказа
готовые мнемотаблицы.
Составление рассказа по картине "Зимние забавы".
Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ,
отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы, продолжать
обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.
Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка».
Заучивание стихотворения З. Александровой «Снегири».
Цель: Способствовать запоминанию стихотворения, используя прием
мнемотехники.
Февраль
Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицу по содержанию стихотворения,
способствовать запоминанию стихотворения, используя прием
мнемотехники, интонационно передавать нежность, любование зимней
природой.
Составление рассказа на тему: "Защитники Отечества".
Цель: Дать детям представление об армии, о защитниках Отечества,
которые охраняют нашу Родину, учить составлять рассказ про папу или
дедушку, опираясь на мнемотаблицу.
Март
Составление описательного рассказа на тему: «Птицы».
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на
мнемотаблицу.
Беседа на тему: "О любимых мамах".
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать
развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к
утреннику с использованием схем.
Апрель
Д /игра «Кто в домике живет?» (по И. А. Чистяковой).
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное внимание,
память, логическое мышление.
Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых
нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут,
например, летает, вьет (гнездо, клюет, поет – это птица.
(Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика).
Составление описательного рассказа на тему: «Деревья».
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с опорой на
мнемотаблицу.
Составление рассказа по картине "Весна".
Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе,
формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;
расширять, и обогащать словарь детей, используя знаково-
символическую систему.
Май
Заучивание стихотворение С. Есенина «Черёмуха».
Цель: Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на
мнемотаблицу. Учить выразительному чтению стихов.
Составление описательных рассказов на тему: "Времена года".
Цель: Учить детей составлять мнемотаблицы по теме, составить
описательные рассказы о временах года, выделяя различия
между ними.
Работа с семьей
Сентябрь - Май
«Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Цель: Познакомить родителей с понятием «мнемотехника».
Папка-передвижка «Учим стихи с помощью мнемотехники".
Цель: Помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
Папка - передвижка «Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста"
Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к проблеме
речевого развития детей в современных условиях.
Конкурс для родителей: «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для
детей»
Цель: Продолжить распространение педагогических знаний среди родителей.