Ольга Эльбек
Методическая разработка — использование игр Б. П. Никитина, как средство развития познавательного интереса к математике у детей
▼ Скачать + Заказать документы
1. Ведение
Условия современной социально-экономической обстановки: возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В дошкольном образовании на современном этапе развития нашего общества стоит острая необходимость расстановки новых акцентов в модернизации воспитательного и образовательного процессов.
Публикация «Методическая разработка — использование игр Б, П, Никитина, как средство развития познавательного интереса к математике у детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Опыт современных исследований свидетельствует, что у детей уже в дошкольном возрасте притупляются такие важные качества, как: непосредственность, любопытство, наблюдательность, самостоятельность в суждениях и определении своих представлений о чём-либо.
В соответствии с инновационной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» – основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности должна являться игра. [19]
Знания, данные в игровой форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями, занятия проводимые в игровой форме возбуждают в детях познавательный интерес к получаемым знаниям.
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
Исследованием данной проблемой занимались многие ведущие психологи и педагоги: Л. С. Выгодский Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Подласый И. П. Чистякова М. И. Рубинштейн С. Л. Немов Р. С. Мухина В. С. [21]
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован процессом обучения.
Вот почему проблема использования развивающих игр в образовательном процессе, является одной из самых актуальных проблем детской психологии и педагогики. Актуально, как никогда ранее.
На основе вышеизложенного были определены цель, объект, предмет, педагогическая гипотеза и задачи исследования.
Цель исследования – выявить и научно обосновать оптимальные пути развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста, в процессе использования развивающих математических игр.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам исследования;
- Выявить первоначальный уровень сформированности познавательного интереса к математике у детей пятого года жизни с помощью метода наблюдения;
- Подобрать и адаптировать развивающие игры математического содержания для проведения эксперимента;
- Проанализировать результаты работы, сделать выводы на основе глубокого и всестороннего анализа.
Объект исследования: педагогический процесс, направленный на развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – изучение проявления познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста, в процессе использования развивающих математических игр.
Гипотеза – Мы предполагаем, что система развивающих игр способна влиять на развитие познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста, при выполнении следующих условий:
- Подбора и использования развивающих математических игр в течении года.
- Формирования у детей активного отношения к занятиям математической деятельностью
Методы исследования :
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Анализ дидактического материала, влияющего на развитие познавательного интереса к математике у детей среднего дошкольного возраста
3. Беседа с воспитателями о значимости развития познавательного интереса к математике у детей.
4. Диагностика начальной сформированности познавательного интереса у детей к математике, путем проведения наблюдения за детьми.
2. Теоретическая глава. Психолого- педагогические аспекты проблемы развития познавательного интереса к математике в дошкольном возрасте
2.1 Понятийный аппарат
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова). [15]
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.
Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. По мнению русского историка и философа Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке». Ещё К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей.
Современная отечественная педагогика делит игры на игры, придуманные самими детьми (творческие) и игры, придуманные взрослыми (игры с правилами).
Творческие игры: cюжетно-ролевые, строительные и игры-драматизации.
Сюжетно-ролевые игры ориентируют детей в основных направлениях человеческой деятельности.
Строительные игры помогают ребёнку понять мир сооружений и механизмов. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу "Как построить?",которую ребёнок решает с помощью различных материалов и действий.
В играх-драматизациях (театрализованных играх) дети выражают свои впечатления, переживания.
Игры с правилами: подвижные игры и дидактические игры.
Подвижные игры - правила в них сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.
В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их.
Развивающие игры содержат условия способствующие полноценному развитию личности : единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность.
Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. Л. А. Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области.
На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г. г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей.
Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.
2.2 Общая теория интереса, виды интересов, детские интересы, их роль в развитии личности ребенка
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью.
С возрастом интересы у ребенка становятся все более устойчивыми. Интерес к кому-либо перерастает в привязанность, и, чем сильнее интерес, тем дольше она сохраняется. Поэтому значение интереса трудно переоценить как для развития личности, так и для межличностных отношений. Интересы людей характеризуются степенью постоянства и силой. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятельность приятной.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова).
Аксеологическое направление - Оно связано с этимологией слова «интерес». «Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно» – таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова «interest» с латинского – имеет значение, важно.
В научной работе «Психология управления» Чередниченко И. П., Тельных Н. В., интерес описывается как — избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается.
Глубокий и устойчивый интерес, как указывают психологи, проявляется в одном из трех направлений:- в длительной направленности личности на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету; в наличии все более значительных успехов;- в самостоятельном и творческом подходе к изученным вопросам, в дополнительном более глубоком изучении ряда разделов предмета;- в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешное выполнение.
Однако, при невнимательном отношении взрослых и при отсутствии благоприятных условий в детском саду, семье интерес особенно неустойчивый может угасать. [23]
Возникновение интереса могут вызывать различные мотивы:- положительное эмоциональное отношение к объекту своей деятельности;- личный пример воспитателя, его высокая научно-теоретическая ипсихолого-педагогическая подготовка;- осознание личной значимости приобретенных знаний;- осознание общественной значимости приобретенных знаний;- стремление познать всевозможные связи и отношения реального мира.
В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные, по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
К сожалению, рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как применять их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в современной психологии.
Доктор психологических наук Зимняя И. А. в своей научной работе «Педагогическая психология» про интерес писала следующее :
«В общепсихологическом определении интерес — это эмоциональное переживание познавательной потребности. Характеризуя его как один из компонентов учебной мотивации, необходимо обратить внимание на то, что в повседневном, бытовом, да и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет интереса к учебе», «необходимо развивать познавательный интерес» и т. д. Такое смещение понятий связано, во-первых, с тем, что в теории учения именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации, во-вторых, оно объясняется тем, что сам по себе интерес — это сложное неоднородное явление.
Интерес определяется «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы», и здесь важна дифференциация видов интереса и отношения к учению» (И. Гербарт).
Психологи В. З. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов дают такое определение интересу. Интерес - потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развивающейся во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание интереса может все более обогащаться, включая в себе новые связи предметного мира. [26]
С точки зрения психологии правильно разделить новые интересы, которые представляю самоцель и интересы, воспитываемые лишь как средство. Самоцель представляют интересы, длительное укрепление которых, приводит к тому, что они укореняются и остаются на всю жизнь. Например, интересы к науке, труду, жизненным делам.
Другие интересы имеют временный характер и служат в процессе воспитания средствами некоторых более важных и нужных реакций. Например, интерес к грамматике чужого языка, умывание, чистка зубов и другие гигиенические правила. В этом случае главное заинтересовывать ребенка до тех времен, пока у него не выработается стойкая привычка, но когда задача достигнута, о данном интересе можно уже не заботиться.
Но есть косвенные интересы, которые не прямо связаны с нужной реакцией, но могут косвенно послужить ее выработке. Например, Трондайк предлагает применять кухню для вызывания естественного интереса к химии, но таким образом, чтобы новый интерес, заглушил интерес к кухне.
Общее психологическое правило выработки интереса – новый интерес должен быть связан с чем- либо интересующим нас, с тем, что уже нам знакомо, но так же в себе он должен заключать новые формы деятельности. Совершенно новое и совершенно старое не способно возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению
Важность создания условий возникновения интереса к воспитателю, и к процессу обучения (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями.
На основе системного анализа С. М. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Интересы становятся более устойчивыми, дифференцируются по областям знаний. На принципиальное отличие познавательных потребностей от материальных, на неисчерпаемый характер первых в процессе индивидуальной жизни человека впервые обратил внимание И. М. Сеченов.
Ребенок должен действовать сам, воспитателю же остается только руководить и направлять его деятельность». В обучении действует множество интересов. Выготский Л. С. утверждал, что: «Весь вопрос в том— насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».[7]
Развитие детских интересов находится в тесной связи с общим биологическим ростом ребенка. В детских интересах проявляются органические потребности ребенка.
В самом начале жизни ребенка его интерес вызывают любые раздражители, когда ребенок начинает ходить его интерес – окружающая среда, далее интересы проявляются к активной деятельности и ее элементам. Желание все сделать самому – вот главный интерес ребенка в младенческом возрасте. …
Первой общей закономерностью, действующей в сфере интересов, является зависимость их от уровня и качества знаний учащихся, сформированности способов умственной деятельности.
Главное правило – Через детский интерес к новому интересу.
2.3 Познавательный интерес, его психологическая структура
Составной частью интереса является познавательный интерес, проблема развития которого рассматривается в детской психологии и педагогике. Познавательный интерес является побудителем любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Он оказывает сильное влияние на развитие важнейших качеств личности, резко снижает утомляемость детей. Ядром познавательного интереса является ориентировочный рефлекс «Что это?», а вслед за этим активные мыслительные процессы.
Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду. [4]
Познавательный интерес является важнейшим видом интереса вообще. Поэтому он характеризуется всеми особенностями интереса как психологического образования и в то же время он отличается своей областью и направленностью.
Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Исходя из этого, мы видим, что построение педагогического процесса необходимо базировать на игровой основе.
В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного интереса Г. И. Щукиной. По ее мнению, это«. избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями».
Рассматривая структуру познавательного интереса, мы видим, что его формирование происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы, что иллюстрирует рисунок
Рисунок 1 Структура познавательного интереса
В своем исследовании мы и исходим из этого определения. Мы также ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Познавательный интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний. Таким образом, познавательный интерес - это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое. Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному процессу, являются удивление, связанное с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха.
Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы.
Познавательный интерес в своем развитии, как указывают Щукина Г. И. и Гилев Д. К., проходит ряд стадий: от простого любопытства к любознательности, к познавательному и научно-теоретическому интересу. Под любопытством принято понимать самую элементарную стадию ориентировки, связанную с новизной предмета, который может и не иметь значения для человека. На стадии любопытства ученик может довольствоваться только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой стадии развития интереса и учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности. Любопытство связано больше с эмоциональной реакцией на новизну. [23]
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.
Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с дошкольного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов детей. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в саду, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.
2.4 Особенности и условия развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Дети среднего дошкольного возраста (4—5 лет) обладают определенной самостоятельностью, что позволяет им активно включаться в игровой сюжет. Воспитатель провоцирует интерес у детей, а инициатива в разыгрывании сюжета, предложенного педагогом, частично принадлежит ребенку. Овладение детьми рядом простых действий (движение по лабиринту, сравнение двух объектов, комбинаторные действия по правилам) позволяет взрослому уделить больше внимания более сложным действиям по воспроизведению количества, подбору логических пар, группировке, делению на равные группы.
Воспитатель стимулирует ребенка к достижению результата, привлекая его к диалогу, разговору о возможных путях развития сюжета. Так у детей начинает постепенно вырабатываться критическое отношение к своим действиям. Они замечают несоответствие между тем, что сделано ими, и тем, как должно быть, активно стремятся к осуществлению действий по правилам. При этом положительная оценка, эмоциональная поддержка со стороны педагога позволяют ребенку исправлять ошибки и не бояться экспериментировать.
Известно, что детей привлекает процесс раскрашивания предметов, составления аппликаций. Дети в этом возрасте избирательно относятся к подбору цветов, раскрашивают мелкие, декоративные детали рисунков, поэтому педагогам не следует их торопить при выполнении упражнения. Лучше предоставить детям возможность получить удовольствие от достигнутого результата.
В возрасте 4—5 лет меняется отношение детей к оценке их деятельности взрослыми. Их не устраивает общая оценка («Молодцы, все помогли мышатам отправиться в плавание: подобрали запасные паруса». Игровая ситуация «Отважные кладоискатели»). Дети ожидают оценки, основанной на собственном восприятии сюжета. Так, педагог может одобрить догадку ребенка, который раскрасил толстых мышей, съевших большие четырехугольные куски сыра.
Детское внимание направляется и руководствуется практически только интересом, поэтому рассеянность ребенка, это несовпадение собственных интересов и интересов педагога, которые предполагаются в качестве обязательных.
Исходя из этого, любое обучение возможно только тогда, когда оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует
Для формирования и развития у детей ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста у детей дошкольного возраста, обеспечивающий повышение качества образования.
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, применять их в самостоятельной деятельности. Г. И. Щукина отмечала, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркивали, что важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности (И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др.)[26]
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.
Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса.
Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми. Т. И. Ерофеева отмечала, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Особое внимание следует уделить такому условию, как эмоциональный комфорт ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников. Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.
Пять условий развития способностей детей, которые приводятся в своей книге «Ступеньки к творчеству» Б. П. Никитин : 1) раннее начало; 2) создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; 3) организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей; 4) обеспечение большой свободы в выборе деятельности; 5) помощь взрослых, в совокупности приведут к высокому результату в интеллектуальном развитии детей. [17]
Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты, в чем могут убедиться читатели.
2.5 Развивающие игры по математике, как средство развития познавательного интереса
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они возбуждают детях интерес, их решение эмоционально захватывают детей.
Развивающие игры содержат условия способствующие полноценному развитию личности : единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т. е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. [18]
Развивающие игры представляют собой наборы задач постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, доступных 2-3-летнему малышу, до таких, с которыми трудно справляются взрослые. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Их, конечно, нельзя называть играми в подлинном смысле этого слова. Это скорее обучение с использованием игровых моментов. Поэтому автор книги настойчиво предостерегает родителей, которые, желая блага своему ребенку, могут перегрузить его занятиями, не учитывая индивидуальных особенностей. Поэтому -- никакого принуждения!
Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача воспитателя (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным.
З. А. Михайлова предложила условно поделить разнообразный элементарный занимательный материал на три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. [13]
З. А. Михайлова предлагает деление развивающих математических игр на :
- Игры с блоками, кубиками, на включение, нахождение,
- шашки, шахматы,словесные игры
По мнению З. А. Михайловой – развивающие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их, а процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. [13]
В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность,
удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности -
самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих
способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Игровой характер развивающих математических игр вызывает к нему интерес у детей. Воспитывает способность к исследованию и творческому поиску, желание и умение учиться. Главное при отборе задач для конкретной группы, воспитатель должен учитывать степень освоенности программного материала.
Система развивающих игр Никитина интересна тем, что рассчитана на совместную игру родителей и детей. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. На одном и том же материале, например, на всем известных кубиках, можно решать развивающие задачи, актуальные для детей от 1,5 до 7 лет. Более того, их можно использовать в качестве головоломок для школьников.
Каждая игра, по словам автора, "предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка".
Благодаря одному только принципу семейственности эти игры уже имеют право называться мощным развивающим инструментом. Другой их принцип - от простого к сложному. Задача, которая ставится перед ребенком, усложняется на каждом новом этапе игры. Благодаря этому она постоянно остается интересной для малыша. Никитинские игры и головоломки не только формируют и развивают познавательные психические процессы. Они дают крохе знания, стимулируют с самого маленького возраста развитие познавательного интереса.
Никакая определенная программа обучения ребенку не навязывается. Он погружается в мир игры, в котором сам волен выбирать сферу деятельности. Никто не объясняет малышу новых правил, он просто вовлекается в игру с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх. Как правило, сначала требуется активное участие взрослых или старших братьев и сестер, но затем дитя может заниматься уже самостоятельно. Так, естественно, кроха выполняет ряд задач, которые постепенно усложняются. При этом малышу нельзя подсказывать. Ему надо предоставить возможность думать самостоятельно. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать за него то, что он может решить самостоятельно. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже освоенным заданиям, или временно оставить эту игру. В любых занятиях детей взрослые должны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясь обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи - не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и не скупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставались равнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Если заметно, что ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, лучше ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некими собственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития, ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Никитины заложили основы российской родительской педагогики, которые используются и по сей день.
Особенности игр Б. П. Никитина :
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора - механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр - от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень большой диапазон трудностей: от доступа иногда 2-3 летнему малышу до непосильных порою среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет до взрослости). Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б. П. Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим родителям.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
6. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу, возможно он еще не дорос, не созрел, и надо подождать денб, неделю, месяц или больше.
7. Решение задачи престает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно <задание> с <решением> и самому проверять точность выполнения задания.
8. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые творческие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. [16]
В большинстве своем игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, поэтому, несмотря на их педагогическую ценность, они не могут использоваться как единственное педагогическое пособие для развития ребенка. Идеально, если ими будут дополнены другие методики, решающие проблемы всестороннего развития маленькой личности.
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.
Развивающие игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Примерный список развивающих игр математического характера : Дьенеша, палочки Кьюизенера, математические мозаики, пазлы, «Танграм», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Чудо- кубики», «Уникуб», «Куб для всех», «Рамки –вкладыши», албомы «На златом крыльце сидели», «Лепим нелепицы», «Сложи узор» и т. д.
Выводы по второй главе
Анализ литературы по проблеме интереса показал, что, действительно, интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Мы разделяем точку зрения на интерес как форму потребности. Мы полагаем, что интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Интерес – это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность. Мы также убеждены, что, только развивая познавательные интересы, можно добиться развития самостоятельности и субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
Эффективность реализации математических задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды :
Для стимулирования интереса к математике мы будем применить разнообразный занимательный материал, внедряя его в разные сферы деятельности детей, творческую деятельность, игровую, познавательную.
Мы предположили, что специально разработанная система игровых заданий с использованием занимательного материала, активизирует деятельность детей дошкольного возраста и способствует развитию устойчивого познавательного интереса.
3. Практическая глава. Развитие познавательного интереса к математической деятельности, посредством использования развивающих математических игр Б. П. Никитина
3.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика выявления уровня сформированности познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Практическую часть нашей выпускной квалификационной работы, мы провели на базе ГОУ ДОУ №675 Прогимназии «Талант», в средней группе «Цветочный город».
В своей работе мы использовались следующие методы исследования :
• Диагностика сформированности познавательного интереса у детей к математике, путем проведения наблюдения за детьми.
• Анализ развивающей среды - наличие развивающих математических игр, соответствующих среднему дошкольному возрасту.
• Беседа с воспитателями о значимости развития познавательного интереса к математике у детей.
Целью констатирующего эксперимента, было выявить первоначальный уровень сформированности познавательного интереса к математической деятельности у детей данной группы.
Для выявления первоначального уровня сформированности познавательного интереса к математической деятельности, была использована методика диагностирования разработанная профессором университета «Детство» З. А. Михайловой.
Показателями наличия познавательного интереса являются : частота выбора игр математического содержания в неделю, уровень самостоятельности и активности ребенка в игре, уровень развития речи при общении детей друг с другом во время игры. В качестве материала для проведения констатирующего эксперимента были использованы два вида игр : игры математического содержания («Сложи узор» и «Уникуб») и игры нематематического содержания (конструктор «Мой город» и пазлы «Сложи сказку»).
Во время наблюдения велся протокол. Эксперимент проводился в течении недели, данные фиксировались в протоколе. В эксперименте участвовало 10 детей средней группы «Цветочный город», список детей смотри приложение №1.
Содержание игр:
«Сложи узор» Цель и игры: Развивать внимание, пространственное мышление, творческое воображение, развивать способности к анализу и синтезу.
Кубики «Уникуб» Цель и игры: Развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи.
Пазлы «Сложи сказку» Цель игры: Развивать речь, мышление, память, внимание, воображение, волю, познакомить детей с сенсорными эталонами закреплять знание сказок.
Конструктор «Мой город» : Цель игры развивать усидчивость, концентрацию внимания, а также логику, мышление, мелкую моторику, уметь строить по образцу, уметь создавать постройки по чертежу
Таблица 1"Протокол наблюдения"
ФИО детей Математические игры («Сложи узор», Кубики «Уникуб» Никитина Б. П.) Нематематические игры (пазлы – «Сложи сказку», конструктор «Мой город»)
№ Дни недели пон вт ср чт пт пон вт ср чт пт
1 Волкова Олеся - + + - + + + + - +
2 Данилова Полина - - + - -- + + + - +
3 Орлова Женя + + + + - - + - + -
4 Пахомова Илария - + - - - + - + + +
5 Гуров Никита + - + - - + + + - -
6 Ильин Костя - + - + - + - + + -
7 Козлов Никита + + + + - - + - - +
8 Никоноров Максим + - + - + - + - + -
9 Тавлияров Руслан - - + - - + - - - +
10 Байдакова Рита - - - + - - + + + +
Критерии оценки и анализа результатов эксперимента.
(+) - Наличие интереса к играм математического характера, частота использования, активность во время игрового процесса. (-) – Отсутствие интереса к играм математического характера,.
На основании полученных данных мы определили три критерия уровня развития познавательного интереса :
Низкий уровень. Ребенком уделяется очень мало времени самостоятельной познавательной деятельности, направленной на игры математического характера, по сути она ограничена временными рамками совместной учебной деятельности с воспитателем. Частота выбора данных игр невысокая. При выполнении заданий дети испытывали трудности.
Средний уровень. Самостоятельное познание вызвано интересом на стадии любознательности. Характерные признаки: осознанная избирательная направленность на отдельные (“любимые”) игры, стремление больше уделять времени, заинтересовавшей ребенка игре, стремление достичь больших результатов в процессе игры. Предмету познавательного интереса воспитанником посвящается значительная часть свободного времени, но выбор игр не носит системного характера, средний уровень выполнения заданий.
Высокий уровень. Характеризуется четко выраженным и стабильным интересом к играм математического характера. Проявлением активности во время процесса игры как во время совместной деятельности со взрослым, так и при самостоятельной деятельности. Достижение высокого результата при выполнении даже сложных заданий.
Анализ протокола наблюдения №1 показывает, что:
Низкий уровень интерес к играм математического характера проявило 60% от числа детей принимающих участие в эксперименте.
Средний уровень к играм математического характера проявило 20% от числа детей принимающих участие в эксперименте.
Высокий уровень интереса к играм математического характера проявило 20% от числа детей принимающих участие в эксперименте.
Рисунок 2. Диаграмма "Анализ протокола наблюдений №1»
Из десяти детей, принимавших участие в эксперименте ребята, проявившие наибольший интерес к развивающим играм «Сложи узор» и кубики «Уникуб» Орлова Женя, Козлов Никита, они самостоятельно складывали узоры, пытались строить сооружения из кубиков «Уникуб, но так как опыт использования данных математических игр небольшой, поэтому не все получалось, что приводило к понижению интереса к данной игре у детей.
Средний уровень показали Никоноров Максим, Волкова Олеся, они выбирали математические игры, играли в них в свободной деятельности и стремились достичь положительных результатов в совместной деятельности с воспитателем во время математических игр. Но интерес и достижения в этих играх носили не систематический характер.
Низкий уровень показали Данилова Полина, Пахомова Илария, Гуров Никита, Ильин Костя, Тавлияров Руслан, Байдакова Рита, они проявляли небольшой интерес к играм математического характера, в основном, во время совместной деятельности с воспитателем.
Анализ методического материала группы показал, что игры в группе имеется математический центр, где содержатся в достаточном количестве и соответствуют возрастной категории детей развивающие игры математического характера. В группе имеется следующий набор развивающих игр математического характера блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, математические мозаики, пазлы, «Танграм», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Чудо- кубики», «Уникуб», «Куб для всех», «Рамки –вкладыши», албомы «На златом крыльце сидели», «Лепим нелепицы», «Сложи узор» и т. д. Но из за нехватки свободного времени в дневной отрезок времени из за плотного расписания, дети самостоятельно играют в основном в вечернее время.
Была проведена беседа с воспитателями средней группы «Цветочный город» Блиновой Ольгой Николаевной и Бутырской Галиной Ивановной по следующим вопросам.
1. Назовите какие развивающие игры математического характера Никитина Б. П. имеются в вашей группе.
2. Как часто вы используете данные игры при организации совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
3. На ваш взгляд проявляют ли дети интерес к данным играм и с чем это связано.
4. Влияют ли игры Никитина на формирование познавательного интереса к математике у детей.
Анализ ответов воспитателей показал, что в группе в достаточном количестве имеются игры Никитина Б. П., воспитатели используют эти игры как в совместной деятельности, так и привлекают детей к использованию в свободной деятельности развивающих математических игр, но все это не носит систематический характер, причиной этого является нехватка времени для использования игр в свободной деятельности из за плотного расписания в первой половине дня. Воспитатели считают, что систематическое использование развивающих игр математического характера, может повысить познавательный интерес к математической деятельности у детей.
Во второй главе мы рассмотрим методические подходы к организации творческой познавательной деятельности детей 4-5 лет, направленные на активизацию самостоятельной деятельности у детей при возникновении такого психического состояния, когда воспитанник оказывается перед необходимостью удовлетворения возникшего познавательного интереса. Данные констатирующего эксперимента позволили нам определить задачи: 1. Спланировать содержание совместной и самостоятельной деятельности детей в форме творческой познавательной деятельности, которая обеспечит развитие познавательных интересов, как устойчивого интегрального образования личности дошкольника.
2. Активизировать формы организации творческой познавательной деятельности детей через игру, творчество, сюжетно-ролевое оформление учебного процесса, способствующие реализации и развитию индивидуальных познавательных интересов, способностей, возможностей дошкольников, стимулирующих разнообразные виды познавательной деятельности
3.2. Формирующий эксперимент. Развивающие игры математического характера Б. П. Никитина, как средство развития познавательного интереса к математике.
Целью формирующего эксперимента было сформировать познавательный интерес к математике через использование развивающих игр математического характера Никитина Б. П. Работа проводилась с теми же детьми в течении всего учебного года. Материал планировался в разных видах деятельности: учебно познавательной, совместной с воспитателем и в свободной деятельности детей.
Таблица 2. Планирование использования развивающх игр Никитина Б. П. на год
Месяц Название игры. Цель игры Последующие усложнения
Сентябрь «Сложи узор» Цель и игры: Развивать внимание, пространственное мышление, творческое воображение, развивать способности к анализу и синтезу 1. Выкладывать узор из 9-ти кубиков.
2. Выкладывать узор из 16-ти кубиков.
3. Выкладывать узор по образцу.
4. Выкладывать узор по образцу на время.
5. Выкладывать узор используя творческое воображение.
Октябрь «Уникуб» Цель и игры: Развивать пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. 1. Складывать из кубиков простейшие фигуры (поезд, башня, площадка, дом и т. д.)
2. Складывание площадки из 4-х кубиков
3. Складывание площадки из 9-ти кубиков
4. Складывание площадки из 16-ти кубиков
Ноябрь «Точечки» Цель и игры: Развивать математическое мышление, обучать навыкам классификации, счета и нумерации. 1. Разложить все квадраты по цвету.
2. Разложить все квадраты розового цвета.
3. Разложить все квадраты оранжевого цвета до 5-ти
4. Разложить все квадраты зеленого цвета до 5-ти
Декабрь «Внимание» Цель и игры: развивать внимание, зрительную память, точность, аккуратность, навыки счета, графические способности. 1. Учить рисовать все фигуры одного роста (одной величины, например в 2, 3 или 4 клетки и т. п. ;
2. все фигуры в ряд — на одной горизонтальной линии или в колонку — по вертикали.
3. Учить рисовать фигуры последовательно, друг за другом.
4. Одна серия показать 3 фигуры 4-ю отгадать самим.
Январь «Кубики для всех» Цель и игры: Учить умению комбинировать, пространственному мышлению, объемному мышлению. Овладевать началом графической грамотности. 1. Складывать модель по предложенному образцу из 2-3х фигур.
2. Складывать модель по предложенному образцу из 4-5х фигур.
3. Складывать модель по предложенному образцу из 6-7х фигур.
4. Творческое придумывание и складывание новых фигур.
Февраль «Сложи квадрат» Цель и игры: 1. Рассортировать перемешанные части квадратов по цвету.
2. Сложить все квадраты из двух частей
3. Сложить все квадраты, состоящие из трех частей.
4. Сложить 4-5 квадратов, состоящих из 4-х и 5-ти частей.
Март «Дроби» Цель и игры: Закреплять сенсорные эталоны Знакомить детей с понятием дробности, Соотношение между дробями. Развиваем наглядно образное мышление, комбинаторные способности. 1. Сложить круг и запомнить название круга из двух частей.
2. Сложить круг и запомнить название частей круга из 3-х частей.
3. Выкладывать круг из 4-5 ти частей по порядку от самой большой до самой маленькой
Учиться определять соотношение частей
Апрель Закрепление и усложнение работы с игрой «Уникуб» Цель и игры: Продолжать развивать у детей пространственное мышление интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. 1. Учить складывать малый куб из 4-х кубиков синего (красного цветов)
2. Учить складывать малый куб из 8-и кубиков синего (красного цветов)
3. Учить складывать малый куб из 12-ти кубиков синего (красного цветов)
4. Учить классифицировать кубики.
Май Закрепление и усложнение работы с игрой «Сложи узор» Цель и игры: Развивать внимание, памяти, ориентировку в пространстве, пространственное мышление, творческое воображение, развивать способности к анализу и синтезу 1. Копирование по схеме с прорисованными границами кубиков рисунка ( 1:1)
2. На схеме размер кубиков ( 1:1, но без границ.
3. Создание модели по схеме уменьшенного масштаба, но с границами.
4. Создание модели по схеме уменьшенного масштаба, без границ.
Более подробное описание игр Никитина и способы их использования можно посмотреть в приложении №2.
Описание и способы усложнения игры "Сложи узор"
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета: красный, желтый, белый, синий, бело-красный, сине-желтый. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Рисунок 3. Игра "Сложи узор"
В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий:
Первое - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков;
Второе - ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют;
Третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Ребенок 4-5м лет уже знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, дети вместе с вами полюбуются узором:
- Как вы думаете: мы научимся складывать такие же красивые узоры из кубиков? - Конечно, научимся!
Подбадривая детей и придумывая интересные задания, переходим от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать ростки именно здесь, в игре. Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, 5, а может быть и 10 - все зависит от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и малыш, довольны и вы, значит, все в порядке.
Каждое усложнение узора ребенок должен понять и преодолеть самостоятельно – сделать для себя микрооткрытие.
Через игру «Сложи узор» очень хорошо развивать творческое воображение, например показать детям узор-задание, сложить узор из кубиков и придумать на, что он похож.
Когда игра для ребенка становится интересной, он сам просит: "Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами, что бы ребенок мог удовлетворять свой познавательный интерес, учился контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.
Продолжить игры с кубиками можно используя альбомы «Чудо-кубики», которые предназначены для индивидуальной и групповой работы. В альбомах много разнообразных заданий : от более легких – где рисунки и схемы имеют прорисованные границы у каждого куба, изображение кубиков дается в натуральную величину. Ребенок на этом уровне просто копирует изображение, осваивая различные способы комбинирования цветных граней. Данные упражнения будут способствовать развитию внимания, пространственного мышления. До сложных – Где дается изображение в уменьшенном виде, сплошное, изображения кубиков в самых сложных заданиях не имеют границ, так же убраны границы самого рисунка.
Описание и способы усложнения игры "Внимание"
"Внимание" - это 60 квадратов с разнообразными фигурами различной сложности. Цвет квадрата определяет принадлежность данной фигуры к определенной серии, т. е. сложности.
Рисунок 4. Игра "Внимание"
Игра направлена на развитие внимания, зрительной памяти, точности, аккуратности, навыка в счета, графических способностей. В этой игре детям на несколько секунд показывают фигуру, а потом ее прячут. Дети должны нарисовать фигуру, как можно точнее. Им нужно "схватить" и форму знака, и соотношение частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Для того чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его воспроизвести мысленно, а потом уже переносить на бумагу.
Для игры детям нужны мягкие карандаши, заточенные под углом 25-30 градусов (они не так быстро ломаются, и бумагу в клетку. Обязательно должно быть два-три запасных карандаша. Дети садятся так, чтобы им был хорошо виден рисунок и было удобно рисовать. Им нужно объяснить, что фигуры надо изображать размером в две-три клетки, располагая вдоль одной линии по горизонтали или вертикали. Затем со словами "Внимание" показать на несколько секунд фигуру. Оценивать рисунок можно учитывая: пропуск линий или излишнее их число; четкость линий; правильность окружностей и т. п. Все это должны решать вместе со взрослыми и дети. Проверяя рисунки, дети учатся сами находить ошибки и оценивать их, это даст навык детям в самоанализе и анализе другого. Выполнение заданий «Внимание –Угадайка» развивает сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.
Хочется отметить, как дети, участвующие в эксперименте осваивали развивающие игры Никитина Б. П. математического характера.
Олесе Волковой, Жене Орловой, Никите Козлову, Максиму Никонорову давалось знакомство с играми легко, они быстрее других осваивали простейшие уровни игр и быстро перешли к более сложным заданиям. Эти дети проявляли большой интерес и активность во время занятий с играми Никитина. К концу года они уже самостоятельно играли в развивающие игры Никитина Б. П., выполняли сложные задания, проявляли творческие способности и придумывали новые задания.
Сложнее было Никите Гурову, Косте Ильину, Байдковой Рите они проявили средние способности к играм математического содержания. Сначала они проявляли небольшой интерес к предлагаемым играм Никитина. Мы начинали их заинтересовывать через занятия в совместной деятельности, начинали с не очень сложных, добивались устойчивых результатов, а затем переходили к более сложным. Но постепенно интерес к математическим играм у детей данной группы возрос. К концу года они стали самостоятельно выбирать игры Никитина для самостоятельного времеповождения и выполнять задания средней степени сложности.
Полине Даниловой, Руслану Тавлиярову и Иларии Пахомовой, поначалу они игнорировали предложенные игры и не использовали их в свободной деятельности, только в процессе учебной деятельности. Ребята испытывали трудности при выполнении заданий даже простого уровня сложности, им требовалась помощь со стороны взрослого. Родителям были порекомендовано больше уделять время играм Никитина в совместной деятельности с детьми. И постепенно интерес повысился, но в основном любимыми играми Полины, Руслана и Иларии стали игры «Сложи узор» с использованием альбомов «Чудо кубики» и игра «Сложи квадрат». Но к сожалению к концу года не удалось выработать у детей данной группы устойчивого интереса к развивающим играм математического характера. Хотелось бы посоветовать и дальше продолжать занятия с этими детьми.
Рекомендации для воспитателей можно посмотреть в приложении №4.
Подробный протокол наблюдений по проявлению познавательного интереса по каждой игре, можно посмотреть в приложении №3.
3.3. Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ результатов эксперимента.
Цель контрольного эксперимента – провести сравнительный анализ результатов эксперимента. Была использована та же самая методика, которую мы использовали в констатирующем эксперименте.
В начале экспериментальной работы мы выявили, что большинство детей имеют низкий и средний уровни познавательного интереса к развивающим играм математического характера.
Опираясь на технологию разработанную Б. П. Никитиным, нами была разработана методика формирования познавательных интересов к математической деятельности. Нами были определены следующие основные направления:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам исследования;
- Выявить первоначальный уровень сформированности познавательного интереса к математике у детей пятого года жизни с помощью метода наблюдения;
- Подобрать и адаптировать развивающие игры математического содержания для проведения эксперимента;
- Проанализировать результаты работы, сделать выводы на основе глубокого и всестороннего анализа.
Для проведения анализа проделанной нами работы мы провели контрольный эксперимент, в которой использовали диагностику Михайловой З. А. для выявоения уровня познавательного интереса к математической деятельности.
Таблица 3. "Протокол наблюдения №2"
ФИО детей Математические игры («Сложи узор», Кубики «Уникуб» Никитина Б. П.) Нематематические игры (пазлы – «Сложи сказку», конструктор «Мой город»)
№ Дни недели пон вт ср чт пт пон вт ср чт пт
1 Волкова Олеся + + + + + + + - - -
2 Данилова Полина - - + + + - + + - +
3 Орлова Женя + + - + + - + - + -
4 Пахомова Илария - + + + - + - + - +
5 Гуров Никита + + + - + + - + - -
6 Ильин Костя - + - + - + - - + -
7 Козлов Никита + + + + - - + - - +
8 Никоноров Максим + - + - + - + - + -
9 Тавлияров Руслан - + + + - + - - - +
10 Байдакова Рита - + + + - - - + - +
Анализ протокола наблюдения №1 показывает, что:
Низкий уровень интереса к играм математического характера отсутствует.
Средний уровень интереса к играм математического характера проявило 40% от числа детей принимающих участие в эксперименте.
Высокий уровень интереса к играм математического характера проявило 60% от числа детей принимающих участие в эксперименте.
Рисунок 5. Диаграмма "Анализ протокола наблюдений №2"
Для наглядности представим сравнительный анализ уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе таблица 4.
Таблица 4. Сравнительный анализ уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе
Уровень познавательного интереса Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент Изменения
Низкий уровень 60% 0% 60%
Средний уровень 20% 40% 20%
Высокий уровень 20% 60% 40%
Таблица 4. наглядно показывает положительную динамику, наметившуюся в процессе проведения формирующего эксперимента.
Рисунок 6. Диаграмма сравнительного анализа уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующ