Елена Каракозова
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Забота о здоровье ребёнка –
это важнейший труд воспитателя»
В. А. Сухомлинский
Каракозова Елена Александровна работает в МДОУ №29 «Ягодка» р. п. Сенной в должности воспитатель 15 лет, имеет первую квалификационную категорию. Образование высшее.
Елена Александровна – творческая личность, коммуникабельна, умело организует творческую, игровую, познавательную, двигательную деятельность детей.
Публикация «Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Основные направления ее повседневной работы – создание у детей потребности в здоровом образе жизни. Елена Александровна дифференцированно подходит к организации детей, учитывая их индивидуальные возможности, уровень знаний и двигательных умений.
К каждому занятию Елена Александровна подходит творчески, вносит в него элементы новизны, оформляет наглядными пособиями, применяет раздаточный материал, осуществляет дифференцированный подход к каждому ребенку. Она тщательно продумывает содержание занятий, старается преподнести материал в занимательной форме, переключая с одного вида деятельности на другой, вызывает интерес к занятиям, обеспечивая активность детей в каждую минуту занятия.
Также особое внимание Елена Александровна уделяет дружеским взаимоотношениям детей в коллективе, развитию коммуникативных навыков.
Целью разработки является создание благоприятных условий, обеспечивающих дружеские взаимоотношения детей в условиях детского коллектива.
Задачи:
Формировать положительное самоощущение в любых жизненных ситуациях.
Способствовать развитию регуляции своего поведения.
Побуждать детей к взаимодействию в практических ситуациях учитывать мнения, взгляды, настроение, желание других.
Актуальность. Тема дружеских взаимоотношений детей в коллективе приобретает особое внимание в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. С раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Когда он начинает активную жизнь в обществе, то сталкивается с множеством трудностей и проблем. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди людей: хорошо и комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. А это возможно только через полноценное и разностороннее общение.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В данной методической разработке представлено интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий. Данное занятие помогает детям понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость, а использование технологий повышает работоспособность детей, активизирует познавательный интерес и обеспечивает успешность ребенка в процессе обучения, благотворно воздействует на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.
Анализируя данное занятие, можно сказать, что на всем протяжении идет работа по формированию доброжелательного отношения детей друг к другу. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником в занятии
используется упражнение «Улыбка», когда дети берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть. Данное упражнение можно использовать в свободное от занятий время.
Используемая в занятии сценка, наглядно показывает как необходимо вести себя в подобной ситуации, дети сами делают умозаключения и приходят к выводу, все это они озвучивают в речи, что развивает речевые навыки. Данную сценку можно использовать в сказкотерапии, чтобы дети самостоятельно проиграли роли, прожили эту ситуацию.
Используемые здоровьесберегающие технологии на протяжении всего занятия благотворно влияют на детей. В начале занятия используется массаж ушных раковин, который настраивает детей на работу. Данный массаж в сочетании с другими видами массажа целесообразно проводить как в утреннее время, так и перед выходом на прогулку. Используемая в занятии дыхательная гимнастика развивает правильное дыхание, способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. Также в занятие включен массаж стопы, что благотворно влияет на весь организм в целом, так как на стопе располагаются точки, отвечающие за все внутренние органы. Данное упражнение лучше проводить без обуви, чтобы воздействовать на все точки стопы. Релаксация, используемая в занятии, способствует расслаблению, снятию напряжения мышц рук и ног, мышц шеи. Упражнение на релаксацию лучше проводить под спокойную расслабляющую музыку. На протяжении всего занятия использовалась разнообразная музыка, в качестве одной из здоровьесберегающих технологий - музыкотерапии. Всем известно, что музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния. В занятии она использовалась, в правильном контексте. Музыку можно использовать на других занятиях по ИЗО, чтению художественной литературы, окружающему миру.
Таким образом, можно сказать, что данное занятие решает не одну, а две важные задачи: во-первых – задачу по сохранению и укреплению здоровья детей, а во-вторых – формирование доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных навыков.
Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Программное содержание:
Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Развивать способность к суждению и умозаключению. Развивать воображение и умение в рисунке отображать свой замысел
Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «чтобы». Активизировать в речи детей качественные прилагательные, характеризующие друзей.
Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи.
Использовать комплекс здоровьесберегающих технологий: точечный массаж, коррекционная и дыхательная гимнастика, аромотерапия, музыкотерапия, релаксация.
Словарная работа:
Обогатить речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «смелый», «самоотверженный», «дружелюбный», «преданный», «надежный», «отзывчивый», «внимательный», «правдивый», «мужественный».
Предварительная работа:
Чтение рассказов В. Осеевой «До первого дождя» и «Добрая хозяюшка». Беседа по ним.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Беседа по нему.
Чтение рассказа К. Д Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Беседа по нему.
Толкование пословиц и поговорок о дружбе.
Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня». «Угадай, кто это».
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, песни В. Шаинского «Верные друзья», аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов», Э. Григ «Утро». Две игрушки бибабо, медвежат, бочонок меда, "Поляна дружбы", заготовка цветка на каждого ребенка, фломастеры, «цветик - семицветик».
Методика проведения занятия:
Дети стоят полукругом.
Предложить детям сделать массаж ушных раковин (массируют двумя пальцами ушные раковины сверху вниз) для того, чтобы лучше сосредоточиться на занятии и быть внимательными.
Воспитатель:
Рано утром солнце встало,
Все вокруг светлее стало.
В небе синем потянулось
Детям нашим улыбнулось.
- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие. Ребята, сегодня мы поговорим о. Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всем догадаетесь. Послушайте песню.
Звучит песня «Верный друг».
Воспитатель: «Вы догадались, о чем мы будем говорить?» (Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях.)
Воспитатель: «Что такое дружба?»
(дружба - это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся).
Воспитатель: «А бывает так, что друзья иногда ссорятся?» (Да, бывает.)
Воспитатель: «Что же надо делать, чтобы не ссориться?» (Чтобы не ссориться, надо делиться игрушками, уступать друг другу в споре, соблюдать правила уметь прощать.)
Воспитатель: «Я думаю, если мы будем соблюдать эти правила, то в нашей группе никогда не будет ссор. Вы ничего не слышите? Мне кажется, за ширмой что-то происходит. Давайте посмотрим».
Дети садятся на подушки.
В театре появляется медвежонок Лакомка с бочонком меда.
Лакомка: «Какой у меня большой бочоночек меда, а мед ароматный, липовый. Сейчас я его весь съем». Лакомка ест мед.
Воспитатель: «Это медвежонок Лакомка Он такой сладкоежка и дня не может прожить без сладкого». Лакомка съедает весь мед, появляется второй медвежонок Топтыжка. У него маленькая чашечка с медом и две ложки.
Воспитатель: «Вот и друг нашего Лакомки - медвежонок Топтыжка.»
Топтыжка: «Лакомка, Лакомка,- ты где? Как хорошо, что я тебя нашел!»
Лакомка: «Ну чего тебе?»
Топтыжка: «Мне мама меда дала, я тебя хочу угостить. Вот тебе ложка, а вот мне». Лакомке становится стыдно. Он опускает голову.
Лакомка: «Не надо, ешь сам. Я не хочу».
Топтыжка: «Как же сам? Я хочу с тобой поделиться, с моим лучшим другом!Настоящие друзья всегда так поступают».
Лакомка берет ложку у Топтыжки.
Лакомка: «Спасибо тебе, Топтыжка, за угощение и за урок».
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, почему Лакомка так сказал: «Спасибо тебе за угощение - и за урок»?» Какой урок преподнес ему друг?
(Лакомка так сказал потому, что ему стало стыдно: он все съел один и не поделился с другом.)
Воспитатель: «Как вы считаете, чему Топтыжка научил Лакомку?»
(Топтыжка научил Лакомку делиться, не забывать своих друзей.)
Воспитатель: «Ребята давайте поиграем в игру, где вы должны сказать, каким должен быть настоящий друг». Проводится игра с мячом «Подскажи словечко».
Воспитатель: «Правильно, таким и должен быть настоящий друг».
Дыхательное упражнение «Шарик».
Дети должны надуть шар: широко развести руки в стороны, глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот. Затем по хлопку воспитателя шарик лопается - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух, произносят звук «ШШШ.» (проводится 2 раза).
Дети и воспитатель садятся на подушечки.
Воспитатель: «Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и о друзьях много пословиц и поговорок. Вспомните их, пожалуйста, и постарайтесь объяснить».
Настоящий друг познается в беде.
Вместе тесно, а врозь - скучно.
Один за всех, а все за одного.
В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.
Нет друга - так ищи, а нашел - береги.
Воспитатель читает стихотворение о дружбе:
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце - ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать -
То вряд ли это друг.
Воспитатель: «Ребята, а сейчас мы отправимся в путешествие в волшебный лес».
Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и осенним лугом.
Крылья пестрые мелькают-
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг,
Собрались мы все на луг.
В центре группы лежат ортопедические коврики-цветы.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Давайте представим, что мы стали бабочками, вокруг себя мы покружились и в бабочек мы превратились. Встали на наши красивые цветочки и собрали нектар» (массаж проходит 2-3 минуты).
Воспитатель: «Наши бабочки покружились и в деток превратились»
Воспитатель: «Ребята обратите внимание: на нашей поляне появились новые волшебные цветы. Посмотрите, середина цветка - это каждый из вас (фото детей). Найдите свои цветы».
Дети ищут каждый свой цветок, и садятся за стол.
Воспитатель: «Нарисуйте в лепестках лица своих друзей и их настроение, ведь они всегда с вами и в горе и в радости». Дети начинают работать под музыку Э. Грига «Утро».
Воспитатель спрашивает каждого ребенка о том, кого он нарисовал и предлагает украсить поляну цветами дружбы.
Воспитатель: «Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? (поляна дружбы)».
Воспитатель: «В нашей группе расцвел еще один цветок. (Показать детям цветик - семицветик). Цветик - семицветик шепнул мне, что может исполнить ваши пожелания друзьям».
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные - слова под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»
Лети, лети, лепесток, через запад на восток.
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели чтобы.
Дети произносят свои пожелания друзьям.
Воспитатель: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу».
Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.
Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапии.
Положите «цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.
Воспитатель: Откройте глаза. Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!
Дети не торопясь, встают.
Воспитатель: «Наше занятие подходит к концу. Что вам понравилось на занятии?» (ответы детей)
Воспитатель: «Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить, и беречь вашу дружбу. Наше занятие закончилось».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взаимоотношения детей в группе детского сада немаловажная часть их жизни. Именно в детском саду дети учатся дружить, общаться и стараются быть замеченными в своем коллективе, хотят быть значимыми среди своих сверстников. Немаловажную роль в этом играют воспитатели, которые могут дать детям нужное направление, научить их быть дружелюбными, вежливыми, добрыми к окружающим. Именно в детском саду формируется правильное представление о взаимоотношениях со сверстниками. Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет знал, как нужно вести себя в коллективе, чтобы понимал какие поступки положительные, а какие наоборот, нельзя совершать. Перед воспитателями стоит нелегкая задача вложить каждому ребенку знания о правильных взаимоотношениях между людьми.
Используя в своей практике подобные занятия, я заметила, что они приносят положительные результаты. Дети стали более открыты друг к другу, доброжелательны. Агрессивный настрой сменился на доброжелательный, и в целом ситуация в группе улучшилась.
Используя в своей работе подобные занятия, мы отмечаем развитие следующих коммуникативных умений:
- умения, связанные с восприятием: дети учатся оценивать партнера, как по его внешним данным, так и по его настроению. Учатся понимать их эмоциональные состояния, а также оценивать себя;
- умение слушать: дети стали более чуткие по отношение друг другу. Они овладели навыками эффективного слушания;
- умение учитывать эмоциональное состояние партнёра: дети подчёркивают речью те эмоции, которые они хотели бы перенести сверстнику, интонациями, фразами;
- умение ориентироваться в ситуации общения, расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- умения согласовывать действия, корректировать их;
- умение участвовать и поддерживать разговор с взрослым и со сверстником.
Упражнения, приведенные в приложении, и работа воспитателей сплотит ребят. Ведь самое главное – это детское благополучие, и их счастливое детство без разочарований.
ПРИЛОЖЕНИЕ
При использовании данного занятия в своей работе, педагоги могут включать другие технологии, упражнения на свое усмотрение. Ниже приведены примеры некоторых упражнений на развитие коммуникативных навыков и доброжелательного отношения друг к другу. Может быть кого-нибудь заинтересует.
Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания,
приветствия, благодарности, то ему можно подсказать в стихотворной
форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова
теплого. (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и
Дании на прощание говорят. (до свидания)», «Но давно уже от. (имя
ребенка) я не слышу слова. (здравствуйте, а слово-то какое, очень
дорогое».
Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите
детям следующие упражнения.
«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу,
говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье.»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»
Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё
настроение:
Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
Предложите детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции».
«Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!».
«Как ты себя сегодня чувствуешь?»— ребенок выбирает из
предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы.
Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т. д.
«Игры на развитие коммуникативных навыков»
Передай апельсин (мячик).
Нужно зажать мяч между шеей и подбородком и передать, таким образом, по кругу. Если падает, то поднять без кистей рук.
Кошки мышки
Круг, участники держатся за руки. За пределы круга выходить нельзя Кошка ловит мышку. Внутри круга мышка - каждый 3 сек. издает звук, и кошка - с завязанными глазами.
Круг, руки участников опущены вниз. И кошка, и мышка с открытыми глазами, можно выходить на пределы круга, но где мышка пробежит, там участники берутся за руки и пробежать там уже нельзя никому. Если мышка в безопасности внутри круга, а кошка - снаружи, мышь победила
Кошки и собаки
2 команды. 2 водящих выходят. Команды прячут по предмету. Водящие входят и пытаются найти. Чем они ближе к предмету, тем участники громче издают звуки (мяукают или лают)
Передай мяч
Передать мяч по кругу, но всегда разным способом Кто повторяется - после игры наказывается "фантом"
Почта
Участники в кругу, каждый называет себя определенным городом (повторяться нельзя). Водящий говорит "Я посылаю письмо из города. (название) в город. (название). Задача участников быстро поменяться местами, а водящего успеть занять место кого-то из них 3-5 мин.