ирина лосева
ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОО
Методическая разработка
Использование ИКТ в различных формах организации музыкальной деятельности дошкольников
Музыкальный руководитель Лосева И. П.
Пояснительная записка.
1. Области применения ИКТ для развития дошкольников
Публикация «ИКТ в профессиональной деятельности музыкального руководителя ДОО» размещена в разделах
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии (а в частности музыкально-дидактические игры в электронном варианте) позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные музыкально-дидактические игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.
2. Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с музыкально-дидактических компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Цель : повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.
Задачи:
развитие музыкальных способностей дошкольников;
дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.
Формы организации музыкальной деятельности
1. Музыкальные занятия.
2. Музыкальные гостиные.
3. Праздники, развлечения.
4. Самостоятельная деятельность дошкольников.
5. Работа с родителями.
Использование ИКТ на музыкальных занятиях.
Музыкальный репертуар.
Наглядный материал.
Дидактические игры и пособия.
Кроссворды.
Музыкальный репертуар
Программы:
Nero Show Time
Media Player Classic
Windows Media
The KMPlayer
Audacity
Полезные ссылки:
https://classic.chubrik.ru - классическая музыка в mp3
https://www.kidmusic.ru – минусовые фонограммы детских песен
https://www.solnet.ee/sol/003/p_000.html - песни: тексты, ноты, минусы, плюсы
https://www.ajdnevnik.ru/post96128786/ - каталог сайтов для детей и о детях
Наглядный материал
Демонстрация через мультимедиа проектор иллюстраций, портретов композиторов, кроссвордов.
Мультимедиа презентации
«Инструменты симфонического оркестра».
«Русские народные инструменты».
«Наш папа молодец», «Мамины глаза», «Мамочка милая», «Хомячок» (презентации к песням).
«Весёлый язычок» (комплексы артикуляционной гимнастики).
«Три чуда», «В гости к Музыке», «Широкая Масленица», «Петя и Волк», «Карнавал животных» (презентация к тематическим, интегрированным
Дидактические игры и пособия
Дидактические игры
«Солнышко и тучка»
«Весело - грустно»
«Песня, танец, марш»
«Угадай песню»
«Кого встретил колобок»
«Раз, два, три, за мною повтори!»
«Кто в домике живёт?»
«Выбери инструмент»
«Кто поёт?»
«Музыкальный домик»
«Сложи песенку»
«Звенящие колокольчики»
Комплекты портретов композиторов, иллюстраций муз. инструментов, картин для слушания музыки, наборы для песенного творчества.
Использование ИКТ на праздниках и развлечениях
Просмотр презентаций или видео фрагментов для создания эффекта волшебства, сюрпризных моментов.
Изготовление атрибутов для музыкально-театрализованных номеров.
Оформление музыкального зала.
Самостоятельная деятельность дошкольников
• Домино «Инструменты симфонического оркестра»
• Тематические альбом
• Лото «Три кита»
Работа с родителями
• Оформление информационных листов и консультаций.
• Полезные ссылки:
• https://www.forchel.ru/musik - дошкольный портал
• https://www.muz-urok.ru/muz.htm - детям о музыке
Вывод
Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей.
Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.
4. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.
Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 3-4 лет норма не должна превышать 5-7 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся.
Предполагаемый результат
Музыкальные занятия с применением ИКТ должно активизировать внимание и познавательный интерес детей к музыке, помочь формированию образного мышления. ИКТ должны помочь передать информацию быстрее, нагляднее, красочнее, в доступной форме. В результате усилится восприятие музыки за счет увеличения количества иллюстративного материала. Дети смогут принимать участие в совместном обсуждении музыкального произведения, у них усиливается эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.
Литература.
1. Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М., «Просвещение», 1986
2. З. Роот Музыкально дидактические игры, М., «Просвещение», 1998
3. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников,М. : Просвещение. 1982 ,96с
4. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. –
https://pedsovet.org/