Васильева Елена Валерьевна
Методическая разработка «Готовность ребенка к школьному обучению»
▼ Скачать +Заказ
Готовность ребенка к обучению в школе
Воспитатель СОГБОУ
«Прогимназия «Полянка»
Васильева Е. В.
Готовность ребенка 7-8 лет к школе – одна из наиболее актуальных проблем, встающих перед педагогами, реализующими программу дошкольного образования.
Участники образовательных отношений по-разному определяют готовность к школе и выделяют на первый план разные ее компоненты.
Публикация «Методическая разработка „Готовность ребенка к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Главная задача педагогов дошкольного образования - обеспечить любому ребенку дошкольного возраста тот уровень развития, который позволит ему успешно обучаться в школе. Согласно ФГОС ДО, результатом дошкольного образования выступают целевые ориентиры- социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. На уровне дошкольного образования у детей должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности, выраженные в виде компонентов готовности к освоению универсальных учебных действий и овладению ими новым видом деятельности – учебной.
Мы выделяем четыре компонента готовности к школе : личностный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и коммуникативный.
Личностный компонент составляют:
- познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы, их освоение и выполнение, умение оценивать себя и свои поступки;
- сформированность внутренней позиции школьника;
Эмоционально-волевой компонент включает:
- способность к целеполаганию;
- умение поставить учебную задачу;
- составление плана и прогнозирование результата;
- возможность контроля в форме соотнесения результата с определенным эталоном;
- коррекцию и внесение необходимых изменений в план и способ действия;
-волевую саморегуляцию как стремление к волевому усилию и преодолению препятствий.
Формирование эмоционально-волевого компонента готовности связано, прежде всего, с развитием произвольности поведения. Произвольность представляет способность ребенка выстраивать и корректировать свое поведение и характер деятельности в соответствии с предлагаемыми правилами и образцами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя подходящие средства.
Интеллектуальный компонент готовности составляет :
-самостоятельное выделение и формулировку познавательной цели;
- умение найти необходимую для решения проблемы информацию;
- определить оптимальные способы действия;
-дать оценку процессу и результатам деятельности, направленной на решение проблемы.
- способность к концентрации внимания, логические действия анализа, сравнения, синтеза, классификации объектов, сериации, умение воспроизведения образца;
- установление причинно-следственных связей;
- развитие тонких дифференцированных движений руки и сенсомоторной координации.
- развитие познавательной активности и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Коммуникативный компонент готовности составляют :
- развитие навыков устной речи;
- умения учитывать позицию собеседника;
- организовывать сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
- обосновывать свое мнение;
- умения детей согласовывать действия, соблюдая порядок действий, проявлять выдержку;
- работать в паре: меняться ролями, слушая друг друга.
Ежегодно с родителями выпускных групп на протяжении всего учебного года ведется большая работа, чтобы определить, как родители понимают задачу подготовки ребенка к школе и объяснить им позицию современной дошкольной педагогики по данному вопросу. Она всегда начинается с анкетирования, где мы предлагаем ответить на три вопроса: 1)Что, на ваш взгляд означает понятие «Готовность в школьному обучению», 2)Как вы считаете, готов ли ваш ребенок к школе?
3)Как подготовить ребенка к школе?
В ходе анализа анкет мы получаем следующие данные. 80-90 процентов родителей на первое место ставят интеллектуальную готовность. Причем 50-60 процентов родителей считают, что ребенок готовый к школе знает буквы, цифры, умеет писать и читать, и лишь 5-10 процентов говорят о развитой речи ребенка. На втором месте умение общаться с детьми, а на третьем иметь крепкое здоровье, редко болеть. Завершает рейтинг мотивационная готовность. Около 20 процентов родителей считают, что их ребенок готов к школе. С каждым годом все больше родителей на ведущее место ставят услуги репетитора и центров подготовке детей к школе.
На первом собрании объясняем, на что в действительности нужно обращать внимание, при подготовке ребенка к школе. Психолог дает каждому родителю результаты обследования детей на выявления уровня готовности ребенка к школе, памятки о компонентах готовности.
Обычно к собранию мы стараемся записать видео, где дети рассуждают о школе. Чаще всего дети говорят о том, что в школе их научат читать и писать, что им купят портфель и они будут получать хорошие оценки. Обращаем внимание родителей на то, чтобы развивали у детей мотивационный компонент, не запугивали ребенка, а напротив рассказывали интересные случаи из собственной школьной жизни.
Воспитатели в течение года дают родителям рекомендации, какими методами развивать тот или иной компонент.
По оценке учителей начальных классов, на первое место они ставят эмоционально-волевой и коммуникативный компонент. Главное, чтобы ребенок слушал и слышал учителя, имел развитую мелкую моторику и познавательный интерес.
Успешность перехода ребенка от одной ступени образования к другой обусловливается тем багажом знаний, умений и качеств, которые были сформированы на предыдущем этапе. Преемственность должна обеспечить формирование необходимых для дальнейшего обучения личностных качеств, сохраняя при этом самоценность дошкольного детства.
Если у ребенка в дошкольном возрасте были сформированы все компоненты готовности к школьному обучению, ребенок овладел всеми целевыми ориентирами на конец дошкольного образования, то ему обеспечен успех обучения в школе.