Светлана Лещенко
Консультация «Формирование у девочек и мальчиков ценностного отношения к семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям, о том как должны вести себя девочке и мальчики в будущем в своей семье. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Темочки:
Семья, прежде всего и главным образом, является колыбелью величайшего чувства любви, взаимоотношения, сострадания. Ведь именно семья является фундаментом, центральным звеном в формировании личности. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нем традиций, которые выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим. Исторически сложилось, что главным носителем традиций является семья.
Однако в реальной жизни семья как значимая ценность не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью.
Цель исследования: определить условия формирования ценностного отношения к семье в старшем дошкольном возрасте у мальчиков и девочек.
Процесс формирования ценностного отношения у старших дошкольников будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей по проблеме социализации мальчиков и девочек в семье;
• гармонизация детско-родительских отношений посредством переориентации ценностных ориентаций родителей;
• расширение представлений у мальчиков и девочек о семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы социализации мальчиков и девочек в семье и влияния семьи на формирование личности ребенка.
2. Определить характер детско-родительских отношений и представлений о семье у мальчиков и девочек в старшей группы.
3. Составить план мероприятий с родителями по повышению психолого-педагогической компетентности в вопросах социализации ребенка в семье.
4. Составить рекомендации для взрослых по формированию ценностного отношения у дошкольников к семье.
Методы исследования: анализ педагогической, психологической литературы; наблюдение, анкетирование, изучение и анализ опыта работы ДОУ; диагностирование, опрос, экспертная оценка, психолого-педагогический эксперимент.
Репродуктивная функция - основная семейная функция, обеспечивающая воспроизводство населения - связана с ценностью детей. По этому пункту функциональная классификация совпадает с классификацией по связям.
К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, а не в других социальных институтах, ценность участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей.
К экзистенциальной функции относится ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения. К данным ценностям относятся ценность внутрисемейных коммуникаций; ценность семейного микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению собственного Я каждого; ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи.
Ценность детей - это степень положительного отношения общества, семьи и индивида к детям, а также к определенному числу детей в семье. Ценность детей, как следует из определения, распадается на два элемента: ценность детей как таковых и ценность количества детей. Ценность детей как таковых понимается ценность определенного содержания социальной роли ребенка на определенном историческом этапе. В первобытных и средневековых обществах ребенок ценился только как будущий взрослый, тогда как на современном этапе ребенок ценится как особое социальное существо, отличающееся от взрослых, что выражается в возрастании социальных требований к родителям по содержанию и воспитанию ребенка.
Занятия для мальчиков и девочек по формированию ценностного отношения к семье.
1. Конспект занятия «Мужчины и женщины в семье» (для детей 5-6 лет).
Программные задачи:
• Формирование гендерных представлений, ценностного отношения к семье.
• Закрепить представления детей о том, что такое семья;
• О некоторых родственных отношениях;
• Об обязанностях членов семьи.
• Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.
• Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь;
• У девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
Ход занятия:
-— Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Скажите, а что такое семья? (Ответы детей.) Расскажите о своей семье : сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать все вместе? (Дети высказываются по желанию.)
— Семья может быть большой и маленькой. А попробуйте
разделить всех членов семьи на две группы? (Предположения
детей. Воспитатель наводящими вопросами помогает.)
— Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще
можно разделить на мужчин и женщин. В каждой семье есть
мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на эти
две группы — мужчин и женщин.
— А чем отличаются мужчины от женщин? Вот идете вы по
улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где
женщина? Как? Да, мужчины и женщины выглядят по-разному:
— они носят разную одежду;
— у мужчин может быть борода или усы;
— мужчины чаще всего, выше ростом;
— мужчины физически сильнее, чем женщины.
Да, мужчины сильнее, чем женщины, и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины. Попробуйте их назвать (показать иллюстрации с изображением людей таких профессий, как шахтер, строитель, летчик, полярник). Конечно летчиком, например, может быть и женщина, но это бывает очень-очень редко.
Назовите профессии, где работают чаще всего женщины. (Парикмахер, портниха, воспитатель и др. И в этих профессиях могут трудиться мужчины, но это бывает значительно реже.)
А в семье обязанности мужчин и женщин различаются? (Предположения детей.) Кто обычно чинит утюг и другие электроприборы? Кто может повесить книжную полку на стену? Кто чинит кран, если он течет?
Да, есть и по дому такая работа, которую выполняют чаще всего мужчины. А есть домашняя работа, которую обычно выполняют женщины. Что это за работа? (Женщины обычно готовят еду, следят за порядком в доме, шьют и т. д.)
Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением. Есть общие правила культуры общения между людьми. Давайте их вспомним. Про какого человека можно сказать, например, что он вежливый? (С помощью наводящих вопросов вместе с детьми вспоминает правила культуры общения.)
— Вежливый человек пользуется словами вежливого oбpa щения : здравствуйте, до свидания, пожалуйста, будьте добры
спасибо, извините, пожалуйста и др.
— В общественных местах — в транспорте, в магазине, на
почте и т. д. — вежливый человек говорит негромко, не привлекает к себе внимания, не кричит.
— Вежливый человек не перебивает разговаривающих друг
с другом людей.
Но есть правила культуры поведения, которые должен выполнять только мужчина. Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят : «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.)
Мальчики в нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они уже могут вести себя, как настоящие мужчины. Давайте подумаем, когда же о мальчике можно сказать : «Он хоть и маленький, но поступает как настоящий мужчина»?
Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили? (Воспитатель с помощью наводящих вопросов вместе с детьми определяет различные моменты в жизни в детском саду и в семье, когда мальчики могут себя вести, как взрослые мужчины.)
— Настоящий мужчина — это защитник. Мальчики должны!
защищать девочек или малышей, если их кто-то обижает.
— Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, даже
если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда надо
будет сделать прививки или укол, если они заболеют, могут вести
себя, как настоящие мужчины — не плакать и терпеть.
Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом
стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами. А если они будут ехать в транспорте, то
всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям.
— Настоящий мужчина сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам. Наши мальчики во время занятий тоже
могут помогать девочкам сесть. А после занятия помогать выйти из-за стола. (Показать на какой-либо паре, как это нужно
делать.)
— Во время одевания настоящий мужчина обязательно по
может женщине надеть пальто. Конечно, наши мальчики еще не
смогут помочь надеть пальто маме, а вот помочь надеть пальто
нашим девочкам во время одевания вполне могут. Когда мы будем одеваться, я вам покажу, как правильно это нужно делать.
— Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести. Конечно, мальчики еще не смогут нести вместо
мамы сумку с продуктами из магазина, но что-то понести они
могут. А вот в детском саду расставлять на занятии физкультурные пособия — дело мальчиков, корзину с игрушками выносить на улицу — тоже дело мальчиков. Песок в песочнице поднимать мальчики тоже могут и не должны разрешать это делать девочкам. А когда вы пойдете в школу, то портфель или ранец, конечно, будете носить сами, а не ваши мамы или бабушки.
Вот видите, ребята, довольно часто наши мальчики могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие мужчины».
Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке : «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?
— Женщина всегда должна быть красивой. А когда она красивая? (Предположения детей.) На девочке может быть очень
красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень
опрятная, аккуратная и поэтому выглядит красиво. Наши девочки, хоть и маленькие, могут выглядеть, как настоящие женщины,
если будут следить за собой — после сна причесываться, следить, чтобы не были расстегнуты манжеты платья, не были спущены гольфы или колготки.
— Настоящая женщина — хозяйка в доме, у нее везде поря
док, она умеет его быстро наводить. Конечно, все по дому девочки не смогут сделать, но очень во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду — девочки хозяйки в группе.
Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили
их на полке, и сразу стало красиво.
— После сна все дети заправили постели, девочки помогли
мальчикам, и в спальне стало красиво.
— Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что, когда
девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?
— И конечно, настоящая женщина не будет поднимать что-то
тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас
теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном
занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.
Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница.
Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.
2. Конспект занятия «Такие разные мальчики и девочки».
Программные задачи: ознакомить детей с основными характеристиками мужского и женского пола, пояснить понятие «пол»;
- провести беседу об отличительных особенностях мужского и женского поведения, внешнего вида, социальных ролей, стимулируя речевую активность детей;
- продолжать воспитывать осознание детьми своей полоролевой принадлежности;
- воспитывать в детях взаимодоверительные отношения между полами, умение преодолевать конфликтные ситуации;
- закреплять умение аккуратно пользоваться клеем и кисточкой;
- развить у детей чувство гордости за принадлежность к определенному полу, создать радостное настроение от творческой работы.
Предварительная работа:
Изготовление совместно с детьми в детском саду и дома с родителями различных небольших поделок в технике оригами, аппликации, раскрашивания (кораблики, цветы, сердечки, листья, перья, бабочки и др.)
Часть первая.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мире людей. Вы все знаете, что люди делятся как будто на две половинки – на мужчин и женщин, или мальчиков и девочек. Каждая из этих групп людей называется полом. (Мужской и женский пол). Вот у нас в группе есть и мальчики и девочки. У вас много общего: вы ходите в детский сад, играете, занимаетесь, кушаете, спите… Но в тоже время вы такие разные: у вас разная одежда, разные причёски, разные любимые игры, разные рисунки и даже голоса у мальчиков и девочек разные. Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Сначала мы поговорим о женском поле. Кто у нас здесь является женским полом? Правильно, это наши девочки и взрослые женщины, воспитатели. Скажите, мальчики, как вы думаете, почему женский пол называют прекрасным? (Индивидуальные ответы детей) Правильно, посмотрите какие красивые девочки у нас. Давайте спросим у них. как они думают, какой должна быть девочка?
Вспомогательные вопросы:
- какая одежда у девочек?
- какие прически?
- во что любят играть девочки?
- какие качества характера больше подходят девочке?
- какие цвета в одежде и в рисунках больше нравятся девочкам?
(К ответам могут привлекаться мальчики, желающие сказать о девочках)
Вот сколько интересно вы узнали о наших девочках! Давайте теперь поговорим о нашем сильном поле – о мальчиках.
- Чем мальчик отличаются от девочек? (Индивидуальные ответы детей)
- Какая одежда и обувь у мальчиков?
- Носят ли мальчики и мужчины украшения, так как девочки женщины?
- А какие игры предпочитают наши мальчики?
- Что больше всего любят рисовать наши мальчики? Какие цвета чаще используют?
А девочки пусть скажут нам, какие черты характера подходят мальчикам? (ответы девочек)
- Мы с вами узнали много интересного друг о друге: что девочки мечтательные, заботливые, любят яркие розовые, желтые, голубые цвета. Любят различные украшения: банты, заколки, браслеты, бусы… Им очень нравится играть с мягкими игрушками, куклами, в парикмахерскую, больницу, дочки-матери… Они часто рисуют цветы, принцесс и бабочек…
А мальчики у нас ловкие и смелые, всегда придут на помощь другу, защитят. В одежде и рисунках предпочитаю яркие, синие. Красные коричневые, зелёные краски. Игры у мальчиков очень подвижные, шумные, а любимые игрушки – машинки, пистолеты, конструктор. Рисуют наши мальчики чаще всего самолёты, космос, машины, солдат, различные карты. (Дети дополняют и комментируют.)
Мы с вами, ребята, выяснили, что девочки и мальчики такие разные : и внешность и привычки, и игры любимые. Но в тоже время, вы ведь очень часто играете вместе в одни и те же игры. Вам было бы не интересно друг без друга. Скажите, во что вы вместе любите играть? (Ответы детей).
Получается, что и девочкам иногда очень даже интересно поиграть с машинками и построить что-нибудь из конструктора. А мальчики приходят к девочкам в больницу или парикмахерскую. Даже в дочки-матери играть интереснее, если роль папы, сына или дедушки исполняют мальчики. Значит, дети разного пола, с разными привычками и интересами все равно очень хорошо дружат и играют вместе. Мальчики защищают девочек, а девочки учат мальчиков быть мягче и добрее.
Часть вторая.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать очень красивые шляпки, которые пригодятся вам для ваших игр. Давайте сядем за столы на свои места и посмотрим, что у настам лежит.
У вас на столах есть заготовки для шляпок с резиночками, все они разного цвета. Выберите себе понравившуюся. Ее вы будете украшать. Так же перед вами в центре стола на большом подносе лежат украшения. Которые мы с вами делали вместе в детском саду, и те, что вы делали дома с родителями. Это красивые бумажные бабочки кораблики, цветы, сердечки, машинки, ракеты, самолеты, ягоды. С помощью кисточки и клея вы сможете украсить ваши шляпки так, как вам понравится. Только делайте это аккуратно, клей берите понемногу, а лишний промокните салфеткой.
Когда шляпки готовы, дети одевают их на головы и рассматривают, как красиво получилось. Затем выходят все девочки в своих шляпках в одну сторону, а мальчики в – в другую.
- Ребята, у вас у всех получились замечательные шляпки. Давайте посмотрим теперь, что вы выбрали для украшения мальчики, а что девочки? (Комментарии детей.) Получается, что мальчики в основном выбрали шляпки голубого, синего и зеленного цвета и украсили их листьями, корабликами перьями. А у девочек наши шляпки желтые, оранжевые, красные, украшены цветами, сердечками и бабочками. Сами вы все разные и шляпки у вас получились тоже разные. Но, я думаю, что в этих шляпках вы вместе будете играть в интересные игры, а вечером заберете их домой и окажите вашим родителям.
3. Конспект занятия «В гости Бабушка - Забавушка пришла» (для детей 5-6 лет)
Программные задачи:
1. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
2. Учить определять особенности игровых интересов мальчиков и девочек.
Развивающие:
1. Развивать кругозор детей на примерах о предметах, которыми пользуются взрослые мужчины и женщины.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, опрятность во внешнем виде.
Материал к занятию: кукла – мальчик, кукла – девочка, одежда для кукол; игрушки – предметы: скакалка, сумочка, гребешок, гантели, удочка, машинки и т. д.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам должна прийти очень интересная гостья. Я хочу, чтобы вы с ней познакомились.
(Раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит, перевоплощается в образ Бабушки – Забаыушки. Входит в группу вместе с куклами: девочка – Алёнушка и мальчик – Иванушка.)
Бабушка – Забавушка: Здравствуйте, мальчики и девочки! Угадайте, как меня зовут? (Дети отвечают.) Давайте знакомится: меня зовут Бабушка – Забавушка. Я пришла к вам не одна, а со своими внучатами Алёнушкой и Иванушкой (усаживает кукол).
Внучатам моим прислали родители подарки: всякие вещи и игрушки. Я стара, забывчива, не разберу, какие вещи для Алёнушки, а какие для Иванушки. Вот нарядить хотела родимых, а они на меня обиделись и не разговаривают. Может быть вы, ребятушки, скажите мне, почему Алёнушка с Иванушкой обиделись?
(Воспитатель показывает одетых «по ошибке» кукол: на мальчике одета юбка и завязан бантик, а девочка в штанишках и рубашке.)
Дети: Бабушка, Вы неправильно одели их.
Бабушка – Забавушка: А как же надо? Ну – кА, расскажите мне, забывчивой, ребятушки, что носят девочки, а что мальчики. (Дети отвечают.)
Давайте подберём Алёнушке и Иванушке одежду. Ребятки, что мы вначале оденем нашей Алёнушке? (кофточку.) Что потом оденем нашей девочке? (Юбочку.) что оденем на голову Алёнушке? (Косыночку или шапочку.) Что обуем на ножки? (Туфельки.)
Ребятушки, а что мы вначале оденем нашему Ванечке? (Рубашку.) А что потом оденем нашему мальчику? (Штаны.) Что мы обуем Петеньке? (Ботинки.)
(Одевают дети кукол по мере называния предметов одежды и обуви. Бабушка – Забавушка выкладывает верхнюю одежду для кукол.)
Бабушка – Забавушка: Что можно нашей Алёнушке одеть на улицу? (Пальто, завязать лёгкий шарфик.) Что можно нашему Иванушке одеть на улицу? (Курточку.) Что оденем на голову? (Кепку.)
Теперь правильно одеты Алёнушка с Иванушкой? (Дети отмечают, что куклы стали красивые, нарядные, аккуратные.) Ай да, умницы, ай да, молодцы! Вот и внучатки мои повеселели.
Я же совсем забыла, у меня в мешочке есть подарочки. Надо, чтобы вы мне показали, какие подарки для Алёнушки, а какие для Иванушки?
(Воспитатель достаё т из мешочка предметы и игрушки: девочке – скакалку, зонтик, сумочку и т. д., мальчику – гантели, удочку, конструктор. Дети отвечают, педагог кладёт предметы рядом с соответствующей куклой.)
Бубушка – Забавушка: А теперь Алёнушка и Иванушка просят что бы я с вами поиграла в интересную игру. Называется она «Надень и попляши». Знаете эту игру? (Дети отвечают.) Ну, тогда, мои хорошие, встанем и пойдём все по кругу, а Дашенька будет в центре.
(Дети идут по кругу и выполняют движения соответствующие словам.)
По дорожке Даша шла
Даша тапочки нашла.
(Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Даша, находясь в центре круга, - влево.)
Даша тапки примеряла,
Чуть надела – захромала,
Стала Даша выбирать:
Кому тапочки отдать?
Саши тапки хороши,
На, надень и попляши.
(Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Даша и Саша пляшут внутри круга. Затем Саша остаётся в кругу, а Даша идёт к детям. Входе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.)
Бабушка – Забавушка: Вот хорошие ребятушки! И подсказали мне, как одеть внучат, и поиграли со мной. Очень с вами весело и хорошо. Вам понравилось со мной играть? Сейчас мне с внучатами пора домой. До свидания мальчики и девочки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России ХХI века. М., 2000.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М. : Логос, 2002.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других – М. : Информационно-издательский дом Филинъ, 1996.
4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1998.
5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб. : Речь, 2001.
6. Дармодехин С. В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации// Педагогика. – 2001. – № 1
7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск: «Унiверсiтэцкае»,1997.
8. Директору школы о сотрудничестве с родителями/ Под ред. д. п. н., проф. А. С. Роботовой, к. п. н. И. А. Хоменко, к. п. н., доц. И. Г. Шапошниковой. -М. ,2001.
9. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.