Кислова Валентина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие художники»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Маленькие художники»
(стартовый уровень)
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5,5-7 лет
Автор-составитель: Кислова Валентина Александровна,
педагог дополнительного образования
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Маленькие художники“» размещена в разделах
Программа имеет художественную направленность и является модифицированной. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Актуальность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации, в
соответствии с уровнем сложности:
- «Стартовый уровень», который предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, вариативную сложность
предлагаемого для освоения содержания обучения программы.
Новизна и отличительные особенности
Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.
В отличие от базовой программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» в данную программу включены традиционные и нетрадиционные приемы изодеятельности в работе с дошкольниками, что способствует развитию воображения, творческого мышления и творческой активности и является отличительной особенностью.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Цель:
- создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к занятиям изобразительной деятельностью.
Задачи:
Обучающие:
• учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой;
• знакомить детей с цветовой гаммой, возможностями красок при смешении различных цветов;
• знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, красками, бумагой и т. д.);
• обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы;
• формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
• подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
• воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
• побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники традиционного и нетрадиционного рисования;
• воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его.
Развивающие:
• развивать у детей художественно – творческие способности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание;
• помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка;
• развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, умение обращать внимание на выразительные средства изобразительного искусства;
• развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
На решение задач программы «Маленькие художники» ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
Используемые методы программы
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Возраст обучающихся: 5,5-7 лет. В состав группы входит не более пятнадцати человек.
Программа рассчитана на детей 5,5 -7 лет, по данной программе могут
обучаться дети с различными возможностями здоровья, без специального уровня подготовки.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 72 часа.
Форма и режим занятий
Форма проведения занятий- аудиторная. Форма организации деятельности: групповая. Форма обучения: очная. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, количество часов в неделю- 2 часа.
Планируемые результаты к концу обучения
Предметные:
• знать различные художественные материалы и техники изобразительной деятельности, знать свойства красок, графических и других материалов, уметь пользоваться ими;
• уметь пользоваться карандашами, красками, кисточкой;
• уметь смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки; подбирать краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• уметь правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом.
Метапредметные:
Познавательные:
• знать понятие основных и составных цветов, насыщенных и малонасыщенных цветов, их эмоциональные характеристики;
• знать понятие цветовой гаммы, возможности красок при смешении различных цветов;
• уметь применять умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
• видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;
Регулятивные:
• готовить рабочее место, содержать его в чистоте и выполнять практическую работу по предложенному плану;
• уметь доводить начатую работу до конца.
Коммуникативные:
• уметь слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать свое мнение;
• работать самостоятельно.
Личностные:
• проявлять интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
• проявлять терпение, волю, усидчивость, трудолюбие и аккуратность.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
· текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
· промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
· итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (в виде вводного, промежуточного и итогового тестирования);
2) через отчётные просмотры законченных работ в ходе итоговой выставки.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей «Маленькие художники» организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: стартовый.
Любой раздел программы может реализовываться в рамках дистанционного обучения.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(72 часа)
№
п/п Наименование разделов и тем Количество часов Формы аттестации (контроля)
Теор. Практ. Всего
1 Вводное занятие 1 2 3 Опрос, беседа, тестирование
2 Мир красок 1 7 8 Опрос, наблюдение, самостоятельная работа
3 Моя природа 1 10 11 Самостоятельная работа
4 Графика 1 8 9 Самостоятельная и творческая работа
5 Волшебные истории мира красок 1 8 9 Опрос, наблюдение,
самостоятельная работа
6 Мои птички 1 4 5 Тестирование, самостоятельная и творческая работа
7 Мои цветы 1 4 5 Опрос, наблюдение,
самостоятельная и творческая работа
8 Мой зоопарк 1 7 8 Самостоятельная и творческая работа, анализ работ
9 Веселое рисование 1 10 11 Тестирование, самостоятельная и творческая работа
10 Итоговое занятие 1 2 3 Тестирование, итоговая выставка.
Итого: 8 64 72
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(72 часа)
Раздел 1. Вводное занятие (3 ч.)
Техника безопасности на занятиях. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Правила работы кисточкой и красками.
Практическая работа: тестирование.
Раздел 2. Мир красок (8 ч.)
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге. Главные краски (красная, синяя, жёлтая, секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок. Особенности гуаши: матовость, непрозрачность. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Знакомство с приемами создания изображения в смешанной технике (добавление линий, штрихов, точек с помощью перманентного маркера, пластилина и др.)
Практическая работа. Работа с красками. Выполнение заданий: «Радуга-дуга», «Букет цветов», «Из каких частей состоит дерево», «Краски осени».
Раздел 3. Моя природа (11 ч.)
Природа как источник вдохновения художника. Красота природы в разное время года.
Процесс создания образов природы. Последовательность создания каждого образа, прорисовка выразительных деталей, формы. Особенности создания легкого наброска для передачи общей формы, пропорций, позы, движения. Передача в образе не только внешнего сходства, но настроения, характера, события.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью повторяющихся узоров и орнамента. Чудесные ритмопревращения (растительные орнаменты на примере хохломской росписи).
Практическая работа. Выполнение заданий: «Храбрый петушок», «Ждем гостей», «Подводное царство», «Волшебные листья и ягоды».
Раздел 4. Графика (9ч.)
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные. Техника работы цветными карандашами, маркером, фломастерами, простым карандашом, восковыми мелками. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветов. Возможности использования графических материалов с акварелью, аппликацией. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными, способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Веточка сосны», «Городские дома», «Зимние узоры».
Раздел 5. Волшебные истории мира красок (9ч.)
Продолжение знакомства с азбукой цвета и секретом цветов радуги. Путешествие по миру изобразительного искусства. Знакомство с понятием «оттенки цвета». Добавление в краску светлого (белого) и темного (черного) цвета, взаимосвязь количества краски при замешивании цвета и результата на палитре. Работа с красками с использованием трафаретов.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Веселая гусеница», «Какого цвета сны?», «Дремлет лес под сказку сна».
Раздел 6. Мои птички (5 ч.)
Особенности изображения птиц без предварительного рисунка карандашом. Передача образа птицы. Возможности добавления в рисунок реалистичных или фантазийных элементов. Использование различных кистей для прорисовки деталей и всего изображения.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Снегири и рябинка», «Синички», «Лебеди на пруду», «Курочка Ряба», «Умная совушка».
Раздел 7. Мои цветы (5 ч.)
Многообразие видов и окрасок цветов в природе. Художественная техника и последовательность работы при изображении различных цветов. Обобщенный способ создания целого ряда образов. Применение ломаной линии, волнистой линии зигзага при создании изображения. Прорисовка деталей при создании образа, дополнение фантазийными элементами. Заполнение пустого пространства в общей композиции.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Цветущие маки», «Ромашки», «Анютины глазки».
Раздел 8. Мой зоопарк (8 ч.)
Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Создание художественного образа животных. Особенности изображения и последовательность в работе. Возможности применения в работе различных материалов (краски, цветные карандаши и т. д.)
Практическая работа. Выполнение заданий: «Черепашки», «Крокодильчики», «Жирафы».
Раздел 9. Веселое рисование (11 ч.)
Разнообразие использования необычных материалов при создании изображения. Особенности работы в технике монотипии, набрызга, «просвечивающего» рисунка, рисования ватными шариками, тычкования, кляксографии и других.
Практическая работа. Выполнение заданий: «Магия акварели», «Зеркальный принт», «Королевская корона».
Раздел 10. Итоговое занятие (3 ч.)
Подведение итогов работы за год. Награждение грамотами.
Практическая работа. Организация итоговой выставки, оформление работ в паспарту.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Методическое обеспечение программы
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы и т. д. А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.)
-наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно- иллюстративный -дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный- учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-исследовательский- самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный- одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный- чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
и другие.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет изобразительного искусства; парты, стулья, классная доска, шкаф для наглядных пособий, красок, стаканчиков, палитры; стенды для демонстрации работ детей, наглядные пособия (демонстрационный материал по темам, муляжи фруктов и т. п., дидактический материал (бланки для диагностических заданий).
Материалы для занятий:
- бумага для акварели и гуаши или ватман формата А3, А2
- кисти круглые (беличьи, колонковые, синтетика) № 3, 6, 8, 10;
- кисти плоские (щетина, синтетика);
- простые карандаши разной твердости;
- карандаши цветные;
- ластики;
- краски (акварель, гуашь);
- пастель (сухая и масляная);
- тушь черная, гелевые ручки;
- баночки для воды;
- палитры;
- небольшие тряпочки, хорошо впитывающие воду.
Информационное обеспечение
Основная литература:
1. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. : Карапуз-Дидактика, 2015
2. Лыкова И. А. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы. - М: Карапуз-Дидактика, 2016
3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. -М: Карапуз-Дидактика, 2016
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М: Изд. Скрипторий, 2017
5. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия детства, 2015.
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - М., 2012 (№ 273- ФЗ от 29 декабря 2012 г)
2. Федеральный закон от 31 июня 2020г № 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся
3. Республиканский Закон «Об образовании в Республике Башкортостан». – Уфа, 2013 (№ 696-з от 1.07.2013 года)
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ: СанПиН 2.4.2.2821-10. М., 2010. (Минюст РФ N 19993 от 3.04.2011 г.)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
6. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)
7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»
10. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533 г. «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 09 ноября 2018г № 196».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
12. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2012.
13. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 24 декабря 2018 г.
14. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года № 54 «О государственной программе «Развитие образования в Республике Башкортостан»
15. Постановление Правительства Республики Башкортостан «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Республики Башкортостан от 30.08.2019 года № 535.
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
17. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»
18. Положение о программе дополнительного образования МБУ ДО ЦВР от 29.05.2020г. ;
19. Устав МБУ ДО ЦВР № 01-01 от 20.11.2015 г.
Используемая литература для педагога:
1. Грибовская А. А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество. России», 2004 г.
2. Курбатова Н. В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3. Федотова И. В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.
4. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.
5. Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
6. Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
7. Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
8. Шалаева Г. П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
Литература для обучающихся:
1. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
2. Колль, Мери Энн Ф. «Рисование красками» – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
3. Соловьева О. «Необыкновенное рисование», М. : Мозаика – Синтез, 2004г.
Интернет-ресурсы
https://www.uchportal.ru/dir/27, https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/