Светлана Бабкина
Методическая разработка для реализации комплексно-тематического планирования по теме недели «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для реализации комплексно-тематического планирования по теме недели : «Золотая осень» с детьми среднего дошкольного возраста
Авторы:
Бабкина Светлана Викторовна, заведующий/старший воспитатель МКДОУ детского сада № 14
«Солнышко» г. Омутнинска,
Уткина Елена Викторовна музыкальный руководитель МКДОУ детского сада № 14 «Солнышко» г. Омутнинска
Пояснительная записка
Публикация «Методическая разработка для реализации комплексно-тематического планирования по теме недели „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Работа по теме недели «Золотая осень» проводиться в рамках реализации комплексно-тематического планирования в соответствии с обязательной частью основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения для детей среднего дошкольного возраста.
Основной целью реализации темы недели «Золотая осень» является: продолжение работы по формированию элементарных представлений об осенних изменениях в природе.
Задачи содержания психолого-педагогической работы в рамках комплексно-тематического планирования представлены ниже в виде таблицы. Интеграция образовательных областей в ходе реализации комплексно-тематического плана работы осуществляется по двум направлениям: 1) по содержанию психолого-педагогической работы, 2) по средствам организации образовательного процесса (таблица 1).
Представленный тематический план и сценарии мероприятий предназначены для работы с детьми среднего дошкольного возраста. В основу проведения образовательной деятельности с детьми (будь то совместная деятельность взрослого и детей или самостоятельная деятельность детей) положена игра - основная форма организации детской деятельности. Тематическая неделя проводиться во взаимодействии всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Таблица 1
Интеграция образовательных областей в ходе реализации комплексно-тематического планирования «Золотая осень»
Содержание психолого-педагогической работы Средства организации образовательного процесса
Физическое развитие
- Развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей подвижные игры и упражнения, развлечения
- Продолжать учить рассказывать об одежде для осеннего сезоны; о правила здорового приема пищи (напомнить, что осень приносит много урожая - овощей фруктов, все это полезно)
Ситуативный разговор, игровые упражнения, дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевая игра, игра-экспериментирование, строительные игры, развивающие игры, наблюдение, чтение художественной литературы, целевая прогулка.
Познавательное развитие, речевое развитие
- Развивать умение определять состояние погоды, называть некоторые характерные особенность осени;
- Формировать умение создавать по заданному взрослым образцу элементарные простейшие постройки (дорожка, лесенка, забор, домик - дача и др., обыгрывать их объединять по сюжету «Собираем урожай»;
- Формировать умение у детей составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один предмет; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного» (листьев, грибочков);
- Способствовать активизации словаря детей: листопад, урожай, непогода, слякоть, о цвете листвы: золотая, рыжая. Игровые упражнения, игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игра-экспериментирование, наблюдение, строительные игры, экскурсии, рассматривание альбомов, целевая прогулка, чтение художественной литературы.
Социально-коммуникативное развитие
- Играть на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами. Сюжетно-ролевые игра, досуговые игры, народные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые занятия, пальчиковые игры, игровые упражнения,
Художественно-эстетическое развитие
«Музыка» «Художественное творчество» «Чтение художественной литературы»
- Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).;
- Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной пе-редачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, едут машины, идет коза рогатая и др. ;
- При рисовании учить передавать форму листьев различными способами рисования: примакивание, соотносить размеры деревьев в соответствии с расположением листа и листьев. Продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, игры-драматизации, музыкальные игры: дидактические, хороводные.
Планирование воспитательно-образовательной работы
В средней группе Тема недели : «Золотая осень»
Цель: продолжать формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе
Режим
Утро
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей
Групповая, подгрупповая
• Утренние беседы:
- Цикл «Осень, что ты о ней знаешь?» Словесно-дидактические игры:
- «Осень, осень»,
- «Кузовок»,
- «Звук потерялся» (из «Осеннего словаря»)
- «Чудесный мешочек с овощами»
- «Магазин овощей и фруктов»
- «Буквенное лото»
• Пальчиковые игры:
- «Осень, осень в гости просим»
- «Осенние листья»
• Настольно-печатные игры
- Мозаика «Осенний ковер»
- «Что лишнее»
- «Кто где живет?»
- «Чей листочек» (модификация игры)
- Лото «Одежда»
• Игры-забавы
- «Дождик»
- «Превращения воды»
• Игра-путешествие «Собираемся на осеннюю прогулку»
• Малоподвижные игры
- «Найди где спрятано»
- «У медведя во бору»
• Чтение художественной литературы:
- стихотворение «Ветер песенку поет, осень в гости к нам идет» (З. Федоровская)
- стихотворение «Листопад» И. Бунин
Игровой тренинг (с педагогом-психологом)
«Прогулка колобка по осеннему лесу»
Индивидуальная
- Закрепление считалки «Зайчик»
- Игровое упражнение «Подбери листочек»
- Игра «Звук потерялся»
- Упражнение «По лесной дорожке» (с перешагиванием через рейки лесенки)
- Упражнение «Листики и грибочки» (ФЭМП)
Образовательная деятельность в режимных момента Ситуативный разговор
- «Как правильно нужно мыть руки»;
- «О свойствах воды и мыла»
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Внесение необходимых материалов и пособий для самостоятельных игр в центрах
Кабинет:
• Дидактические игры
- «Что лишнее?»
- «Из чего компот» (картинки)
- «Узнай по описанию»
Игровой уголок:
• Игра-драматизация: «Как звери грибы собирали»
• Музыкально-дидактическая игра «Медведь и зайцы»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»
Уголок уединения: оформление настенного панно дерево (осенняя тематика)
Изостудия: альбомы с репродукциями картин по осенней тематике, раскраски «Осенние приметы»
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами - Привлечение внимания родителей к стенду «Игротека» «Осенние забавы»
Прогулка
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграций образовательных областей Групповая, подгрупповая • Наблюдения:
-За осенними явлениями в природе;
-За изменением цвета листьев;
-за ветром осенью;
-за осенней одеждой;
-за перелетными и зимующими птицами
• Подвижные игры
- «Раз, два, три - к дереву беги»
- «Птичка и кошка»
- «У медведя во бору»
- «Перелет птиц»
• Экспериментальная деятельность «Чудесные превращения воды»
Индивидуальная - Игровое упражнение «Подбери листочек»
- Игра «Звук потерялся»
- Упражнение «По лесной дорожке» (с перешагиванием через рейки лесенки)
Образовательная деятельность в режимных моментах Ситуативный разговор о том, как правильно развесить верхнюю одежду (осмотреть, нужно ли просушить, почистить)
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Внесение необходимых материалов и пособий для самостоятельных игр в центрах
Кабинет:
• Дидактические игры
- «Что лишнее?»
- «Узнай по описанию»
Игровой уголок:
• Малоподвижная игра: «Зайка серенький»
• Музыкально-дидактическая игра «Ежик»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»
Уголок уединения: оформление настенного панно дерево (осенняя тематика)
Изостудия:
- Рисование палочкой на песке
Мастерская
- Построим замок из песка
Эколого-краеведческий центр:
- Опыт с песком и глиной
Вечер
Интеграция образовательных областей
Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей Групповая, подгрупповая • Чтение художественной литературы:
- Стихотворение «Листопад»
• Дидактические игры:
- «Найди пару»
- «Что запомнил, назови?»
• Музыкально- хороводные игры
- «Огородная хороводная» муз. и сл. Г. Вихаревой
- «Ежик»
• Сюжетно-ролевая игра
«Магазин овощей и фруктов»
• Игры с водой
• Игра-путешествие «На прогулку в осенний лес»
• Строительные игры
- «Собираем урожай»;
- «Дача»
Праздник для детей и родителей «Осенние встречи»
Индивидуальная - формировать умение рисовать осеннее дерево, передавая величину и строение, цвет листьев
Образовательная деятельность в режимных моментах
Ситуативный разговор во время приема пищи
«Осенние витамины»
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Внесение необходимых материалов и пособий для самостоятельных игр в центрах
Кабинет:
• Дидактические игры
- «Что лишнее?»
- «Отгадай кто сказал»
- «Узнай по описанию»
Игровой уголок:
• Игра-драматизация: «Как звери грибы собирали»
• Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов»
Уголок уединения: оформление настенного панно дерево (осенняя тематика)
Изостудия: альбомы с репродукциями картин по осенней тематике, раскраски «Осенние приметы», листья клена
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами Привлечение родителей к приготовлению костюмов на осенний праздник
Перспективное планирование непосредственно-образовательной деятельности по теме недели «Золотая осень»
Понедельник 1. Познавательно - исследовательская деятельность (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)
«Что такое осень» (Н. С. Голицына стр. 28)
2. Музыкально – художественная деятельность
Песня «Осень, осень наступила» муз. и сл. С. Картушиной
Разучивание музыкально- хороводной игры «Огородная хороводная»
Вторник 1. Двигательная деятельность
Разучивание: комплекс «Хороша осенняя пора»
Бросок мяча от груди, и из-за головы.
Бросание мешочка в даль.
2. Коммуникативная деятельность чтение художественной литературы
Стихотворение «Осень» Автор А. Толстой
Среда 1. Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП)
«Листопад» Н. С. Голицына стр. 29
2. Двигательная деятельность
Повторение: комплекс «Хороша осенняя пора»
Бросок мяча от груди, и из-за головы.
Бросание мешочка в даль.
Четверг 1. Продуктивная деятельность (аппликация)
«Осеннее дерево» из листьев И. А. Лыкова
2. Музыкально-художественная деятельность
Повторение: Песня «Осень, осень наступила»
музыкально- хороводная игра «Огородная хороводная»
Пятница 1. Двигательная деятельность
Повторение: комплекс «Хороша осенняя пора»
Бросок мяча от груди, и из-за головы.
Бросание мешочка в даль.
2. Продуктивная деятельность рисование
«Осенние листья» (Н. С. Голицына стр. 40)
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Праздник: «Осенние встречи»
Задачи:
1) Вызвать эмоциональный отклик при восприятии, музыкального мастерства, обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
2) Развивать творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма ответственности инициативность, самостоятельность.
3) Способствует формированию двигательных навыков, ориентироваться в пространстве, способности двигаться в соответствии с музыкальными образами.
Оформление зала: Оформлен виде осеннего пейзажа
Оборудование: Осенние листья по два каждому ребенку. Грибы для оформления поляны, костюмы зверей: белка, мышка, лиса, медведь, еж; две корзинки, яблоки, корзина для яблок.
Ход мероприятия:
Ведущий: Осенние листья
Летят и кружатся
Ковром золотистым
На землю ложатся.
(Забегают дети и встают врассыпную)
Дорогие дети, дорогие гости, Сегодня мы собрались на праздник, который называется ….
Осень (дети)
1) ребенок Осень наступила
Все позолотила
В лесу и садочке
Желтые листочки
2)ребенок Листик желтый
Листик красный
На дорожку упадет
Это значит, это значит
Осень в гости к нам идет.
Ведущий: А где же осень!
Может забыла к нам дорогу.
Давайте осень позовем.
Про осень спляшем, и спаем.
Осень, осень (хлопают в ладоши)
В гости просим (разводят руки в сторону)
Осень, осень (хлопают в ладоши)
Дождя не просим (грозят пальцем)
Осень, осень (хлопают в ладоши)
Солнце просим (руки вверх)
Осень, осень ….)
Приходи!
Входит Осень под музыку
Осень : Я- Осень золотая
Поклон вам, мой друзья!
Давно уже мечтаю
О встрече с вами я
Вы знайте, когда я прихожу
Смотри, уж в золотой багряный лес
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковер лежит златой
Лишь только осенью, увидите такой.
Ну что ж детвора
Танцевать пришла пора
Листья в руки вы возьмите
С ними весело пляшите.
Приглашаю всех на «Осенний вальс»
Музыка из кино фильма (Берегись автомобиля) : «Осенний Вальс»
(Рис. 1. Приложение 1)
(Осень усаживает детей на стульчики)
Ведущий: Присядь и ты осень золотая отдохни с дороги.
Сегодня так нарядно в зале
Мы осенний праздник отмечаем
Золотыми листьями качаем
Песенку про осень запеваем.
А сейчас ансамбль девочек подарят песенку для осени
Песня «Осень» муз. Алексеева, слова А. Филатовой
Ну а мальчики наши тоже хотят вместе с девочками еще одну песенку подарить осени
Песня: «Листики кружатся» Муз. Афанасовой, слова С. Чадовой
Ведущий: Как хорошо в гостях у Осени среди березок золотых
Почаще золото не сбросили
Стоял бы лес багрян и тих
Осень : Расскажу я вам про лес
Полный сказок и чудес
И представьте на минутку
Будто все в серьез не в шутку
Инсценировка «Как звери грибы собирали»
Ведущий: Праздник Наш продолжается.
(Дети встают полукругом)
1ребенок Льет холодный дождик
Вечером и днем
Мокрые деревья
Под моим окнам
2 ребенок Рано утром птицы
Больше не поют
По стеклу дождинки
Слезками текут
3ребенок Намочил все улицы
И в саду дорожки
Нам не страшен дождик
Ведь у нас сапожки1
Ведущий: Послушай дорогая осень песенку про дождик
Муз. «Кап, Кап, на ладошку» С. Картушиной (Рис. 2,3. Приложение 1)
(Дети стоят, осень загадывает загадки)
Осень : Спасибо милые певцы, Я вас люблю вы молодцы.
Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадки
Кто тут смелый – погляжу
1) Летом в огороде
Свежие, зеленые
А зимою в бочке, желтые соленые
Отгадайте, молодцы
Как зовут нас (Огурцы)
2)И зелен и густ
На грядке вырос куст
Начали щипать-
Стали плакать и рыдать (зеленый лук)
3)В огороде вырастаю
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят (помидор)
4)Расселась на грядке барыня
Одета в шумные шелка
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка (капуста)
Осень : Молодцы! Все загадки отгадали.
Вед: А ну детвора танцевать пришла пора. В круг вставай хоровод затевай.
«Огородная Хороводная» муз. и сл. Г. Вихаревой (Рис. 4. Приложение 1)
(Дети садятся на стульчики)
Осень : Спасибо, дети, что пригласили меня на праздник, мне было очень весело и хорошо.
А сейчас я предлагаю провести конкурс моделей «Осенние улыбки»
(В зал приглашаются родители вместе с детьми в осенних костюмах)
Осень : Снова музыка играет,
Всех на танец приглашает.
И сейчас друзья для вас
Прозвучит прощальный вальс
Танец «Свободный вальс»
Осень : Спасибо дорогие родители, что придумали нарядные костюмы детям, проявили свою фантазию и творчество. За ваш труд я вас угощаю спелыми яблоками.
Ведущий: А за участие в конкурсе мы вас награждаем дипломами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [Текст] / З. А. Богатеева. – М: Просвещение, 1996. – 153 с.
2. Дубровская, Н. В. Игры с цветом [Текст] / Н. В. Дубровская. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 205 с.
3. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников [Текст] / Л. Н. Зуева – М., 2003. – 193 с.
4. Кравченко, И. В., Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду [Текст] / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. – М. : Сфера, 2008. – 235 с.
5. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2000. – 271 с.
6. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет [Текст] / Л. И. Пензулаева. – М. : Просвещение, 1988. – 189 с.
7. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. Играем? Играем! [Текст] : Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О. А. Скоролупова, Л. В. Логинова. – М. : Скрипторий, 2003. – 198 с.
8. Степанова, В. А., Королева, И. А. Листок на ладони [Текст] / В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 148 с.
9. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М. Фидлер. – М. : Просвещение, 1981. – 273 с.
10. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 186 с.