МААМ-картинки

Сторителлинг — применение в ДОУ

Савостина Светлана Анатольевна
Сторителлинг — применение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

"Сторителлинг"- актуальный метод развития речи детей дошкольного возраста

Разработала: воспитатель Савостина С. А.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является актуальной задачей речевого воспитания детей. Высшей формой речи является именно связная речь которая позволяет реализовать основную коммуникативную функцию речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Нашей задачей как педагогов дошкольного образования является максимальное использование инновационных методов развития речи.

Классический сторителлинг

Темочки:

История рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.

Активный сторителлинг

Педагог задает основу события, формирует ее проблемы, цели и задачи. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

В любой истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Как это может выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл стул. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.

Цифровой сторителлинг

Это формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, интеллект-карты, инфографика).

Примеры визуального компонента:

Отрывок из мультфильма «Смешарики»;

Виды сторителлинга, которые можно использовать в работе с дошкольниками

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.

Методы, применяемые в сторителлинге

1. Кубики историй.

Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй», картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.

Правила работы с кубиками могут варьироваться в зависимости от целей. Например, сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). И игра начинается!

2. Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.

Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов:

I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.

II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

III. Пересказ с опорой на карты.

IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.

3. Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.

4. Детские книги – виммельбухи

Виммельбухи («мельтешащие» книги) — это издания, в которых нет или почти нет текста, зато очень много картинок. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее.

Алгоритм составления историй

5 ПРАВИЛ СТОРИТЕЛЛИНГА

ПРАВИЛО. Обязательно наличие ГЛАВНОГО ГЕРОЯ[ которому нужно сопереживать. Без героя история не возможна.

ДВА КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ (ДЕЛИМСЯ ЭМОЦИЯМИ)

КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

(ВОВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ В СОПЕРЕЖИВАНИЕ ГЕРОЮ)

Варианты вступления: Жили-были….,Когда-то давным-давно…., Садитесь поближе, я вам расскажу, Однажды, В некотором царстве, в некотором государстве, Это произошло темной и дождливой ночью,

2ПРАВИЛО

Развитие событий. (ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ) Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении.

3ПРАВИЛО. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной. (ГЕРОЙ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ)

4 ПРАВИЛО. Кульминация (ГЕРОЙ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ) именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!

]5ПРАВИЛО. Заключение: СЧАСТЛИВЫЙ ЛИБО НЕ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ) должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.

Важно, чтобы в историях было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Использование педагогической технологии «сторителлинг» в детском саду. Кубики «Казачьи сказки»Использование педагогической технологии «сторителлинг» в детском саду. Кубики «Казачьи сказки» В русском языке термину «сторителлинг» имеется хороший синоним «сказительство». Очень популярной игрой жанра storytelling, является настольная.

Сторителлинг в детском саду. Дидактическое пособие «Времена года в историях»Сторителлинг в детском саду. Дидактическое пособие «Времена года в историях» Макова Светлана Сергеевна, воспитатель, МАДОУ ДС «Маячок» №170 ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ВРЕМЕНА ГОДА В ИСТОРИЯХ» В ТЕХНИКЕ «СТОРИТЕЛЛИНГ».

Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг»Использование кубиков историй в развитии речи воспитанников посредством инновационной технологии «Сторителлинг» Проблема развития речи – одна из самых острых в современном образовании. Перед педагогом стоит задача найти оптимальные методы, приемы,.

Консультация «Использование технологии «сторителлинг» в речевом развитии дошкольников» Практика устных рассказов, соединяясь с цифровыми технологиями, становится новшеством в воспитании и обучении детей. Одной из таких новейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг — применение в ДОУ
Опубликовано: 11 декабря 2024 в 02:55
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сторителлинг — применение в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Савостина Светлана Анатольевна (УИ 2541613) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД