Савостина Светлана Анатольевна
Сторителлинг — применение в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Сторителлинг"- актуальный метод развития речи детей дошкольного возраста
Разработала: воспитатель Савостина С. А.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте является актуальной задачей речевого воспитания детей. Высшей формой речи является именно связная речь которая позволяет реализовать основную коммуникативную функцию речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Нашей задачей как педагогов дошкольного образования является максимальное использование инновационных методов развития речи.
Классический сторителлинг
Темочки:
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2024
История рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.
Активный сторителлинг
Педагог задает основу события, формирует ее проблемы, цели и задачи. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
В любой истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Как это может выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл стул. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.
Цифровой сторителлинг
Это формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, интеллект-карты, инфографика).
Примеры визуального компонента:
Отрывок из мультфильма «Смешарики»;
Виды сторителлинга, которые можно использовать в работе с дошкольниками
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.
2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.
3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.
Методы, применяемые в сторителлинге
1. Кубики историй.
Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Storycubes» («Кубики историй», картинки погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования.
Правила работы с кубиками могут варьироваться в зависимости от целей. Например, сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). И игра начинается!
2. Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.
Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов:
I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.
II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.
III. Пересказ с опорой на карты.
IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.
3. Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.
4. Детские книги – виммельбухи
Виммельбухи («мельтешащие» книги) — это издания, в которых нет или почти нет текста, зато очень много картинок. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее.
Алгоритм составления историй
5 ПРАВИЛ СТОРИТЕЛЛИНГА
ПРАВИЛО. Обязательно наличие ГЛАВНОГО ГЕРОЯ[ которому нужно сопереживать. Без героя история не возможна.
ДВА КЛЮЧЕВЫХ МОМЕНТА
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ (ДЕЛИМСЯ ЭМОЦИЯМИ)
КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
(ВОВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ В СОПЕРЕЖИВАНИЕ ГЕРОЮ)
Варианты вступления: Жили-были….,Когда-то давным-давно…., Садитесь поближе, я вам расскажу, Однажды, В некотором царстве, в некотором государстве, Это произошло темной и дождливой ночью,
2ПРАВИЛО
Развитие событий. (ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ) Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении.
3ПРАВИЛО. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной. (ГЕРОЙ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ)
4 ПРАВИЛО. Кульминация (ГЕРОЙ ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПРЕПЯТСТВИЕ) именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта!
]5ПРАВИЛО. Заключение: СЧАСТЛИВЫЙ ЛИБО НЕ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ) должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Важно, чтобы в историях было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!