люба кулик
Лэпбук по экологии «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 47 х. Прикубанского муниципального образования
Славянский район
Методическая разработка
дидактического пособия
«Земля – наш общий дом»
Разработчик:
воспитатель первой категории Кулик Л. В.
2023 г.
Пояснительная записка.
Темочки:
- Лэпбук. Лэпбуки на ВСЕ темы
- Планета Земля - наш дом. Экология планеты
- Природа, планета Земля, экология
- Экологические лэпбуки
- Темочки
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать необходимую линию поведения. Поэтому нужно учить их правильно вести себя в природе.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Вовлечь ребенка в деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечен и играет. Таким пособием является – лэпбук.
Лэпбук – очень интересное многофункциональное пособие, ставшее
необычайно востребованным при работе с дошкольниками и является
инновационной технологией, имеющей много достоинств.
Дидактическое пособие познавательной направленности лэпбук «Земля – наш общий дом» - посвящен воспитанию у детей дошкольного возраста (3-7 лет) экологической культуры и охране окружающей среды.
1. Аннотация
Одна из самых острых проблем современного мира- экологическая. Долгие годы люди жили с уверенностью в том, что природные ресурсы «неисчерпаемы и безграничны» и подходили к природе с позиции «покорения». Все природные объекты: растительный и животный мир, неживая природа оценивались с точки зрения полезности или бесполезности только для человека. Пользуясь богатствами природы, люди всё глубже и глубже вмешивались в ход естественных процессов, нарушали зыбкое равновесие в природе, столь необходимое для существования жизни на Земле.
Методическое пособие лэпбук по экологии «Земля наш общий дом» содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала. Материал адресован воспитателям детского сада он может использоваться, как индивидуально, так и подгруппой детей. Так как интерес детей требует постоянно новых знаний, событий, поэтому пособие не статично, оно предполагает своё развитие.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, это самодельная красочная интерактивная книга формата А4 состоящая из 10 ламинированных страниц, внутри которой находятся конвертики с различными заданиями, все картинки за ламинированы и на липучках, что позволяет детям самостоятельно отлепить, прикрепить нужную карточку в нужное место.
Актуальность
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из
приоритетных направлений. Экология в настоящее время является основой
формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической
направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот
период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей
действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремлений к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире.
Для формирования экологической культуры было создано дидактическое пособие познавательной направленности лэпбук «Земля – наш общий дом» для детей дошкольного возраста. Ведь главная цель этого пособия — донести до ребят мысль, что необходимо беречь свою родную планету, чтобы избежать серьёзных проблем.
Цель методического пособия лэпбук «Земля – наш общий дом» : формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности, способности любить окружающий мир и бережно относиться к нему.
Задачи:
• формировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
• формировать умение работать в группе;
• воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путём целенаправленного общения их с окружающей средой;
• воспитывать эстетические и патриотические чувства;
• развивать умения детей рассуждать, наблюдать;
• учить собирать информацию, размещать её, использовать в самостоятельной деятельности;
• развивать память, мышление через игры и упражнения;
• развивать связную речь у детей.
3. Основная часть
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов
Земли — образование, экологическое воспитание всего населения.
Экологическое образование официально признано сегодня как одно из
приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Основная идея лэпбука сделать экологическое воспитание детей дошкольного возраста увлекательным. Лэпбук является гибким
инструментом, который можно дорабатывать, дополнять, брать отдельные
элементы в организации совместной деятельности воспитателя с детьми,
позволяет в любое удобное время ребенку повторять пройденный материал,
содержит дидактические игры с разными заданиями.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания
состоит в использовании разнообразных методов и приёмов работы.
Формы и методы экологической работы с дошкольниками:
• экологические экскурсии;
• экологические конкурсы;
• экологические сказки;
• лаборатория юного эколога;
• составление экологических карт;
• экологические выставки;
• экологические музеи;
• дни экологического творчества.
Содержание дидактического материала можно пополнять и усложнять. Пособие «Земля – наш общий дом» является средством развивающего обучения, где применяются современные технологии: коммуникативные и игровые, технологии организации самостоятельной и коллективной деятельности, технологии проектной деятельности. По мере взросления детей задания лэпбука можно менять, постепенно их усложняя по возрасту.
Также считается, что лэпбук отвечает современным требованиям дошкольного образования к организации развивающей предметно- пространственной среды и обеспечивает:
-трансформируемость— лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
-полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
-вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей;
-насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей.
Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
• целеполагание (выбор темы)
• разработка лэпбука (составление плана)
• выполнение (практическая часть)
• подведение итогов
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Для работы над лэпбуком подходит все : и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.
4. Заключение
Реализация данного пособия сближает всех детей и воспитателя. У детей расширяется кругозор, совершенствуется мыслительная деятельность. Приносит воспитателю пополнение предметно-развивающей среды в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о природе.
В результате реализации пособия подтвердилась гипотеза, что лэпбук –
это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по
определенной теме.
Пособие направлено на решение задач экологической направленности.
Содержание пособия способствует расширению экологических представлений. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания.
Ожидаемый результат:
В результате использования дидактического пособия лэпбук «Земля – наш общий дом» у детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природе;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
-эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
Дидактическое пособие лэпбук «Земля – наш общий дом» актуально,
интересно по содержанию, соответствует требованиям ФГОС ДО и может
быть рекомендовано для использования в работе педагогам ДОУ, а также
студентами при подготовке к практике и ее проведении, родителям детей
дошкольного возраста, заинтересованными в формировании экологических
представлений.
Список используемой литературы:
1. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Вторая младшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с. : цв. вкл. ;
2. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с. : цв. вкл. ;
3. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112 с. : цв. вкл. ;
4. С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 192 с. : цв. вкл.
4. Аксёнова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека воспитателя)
5. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2015. — 128с.
6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. — 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. — Волгоград: Учитель, 2012. — 286с.
Приложение
Дидактическое пособие лэпбук «Земля – наш общий дом» включает в себя дидактические игры, иллюстрации, направленные на формирование экологических представлений дошкольников. В нем множество кармашков, вкладышей, книжек, которые в свою очередь раскрываются, что очень по
вкусу маленьким исследователям и любителям тайн.
Содержание дидактического пособия лэпбук «Земля – наш общий дом»
1 страница
Лист: титульная сторона
На титульной стороне название лепбука «Земля – наш общий дом»
Материал: формат А 4 за ламинирован
2 страница
1. Дидактическая игра «Собери пазл»
Цель: развитие познавательного интереса, речи; формирование экологических представлений; развитие мелкой моторики рук; на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность; развитие зрительного восприятия, самостоятельности.
Материал: картинка, разрезанная на части.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе перед воспитанниками части разрезанной картинки, просит их рассмотреть. Игровая задача –составить из частей целое изображение. Сначала дети могут выполнять задание с ориентацией на картинку –образец.
3 страница
1. Дидактическая игра «Береги живое»
Цель игры: воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать
осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и
богатства родной природы.
Материал: сюжетные картинки
Ход игры: Педагог раскладывает на столе перед воспитанниками картинки, просит их хорошенько рассмотреть и рассказать, как нужно вести себя на
природе.
2. Дидактическая игра «Сортируем мусор»
Цель игры: воспитание культуры поведения на улицах хутора, города; уважительного отношения к природе.
Материал: карточки с изображением разных видов бытового и строительного мусора. Кармашки – контейнеры для сбора разного вида мусора. На каждом кармашке картинка с изображением того материала, который нужно в него складывать: бумага, пластик, железо, стекло, пищевые отходы.
Ход игры: дети, определяя материал, из которого сделан предмет, должны разложить карточки по контейнерам.
4 страница
1. Дидактическая игра «Вешки и корешки»
Цель игры: учить детей составлять целое из частей.
Материал: картинки овощей.
Ход игры: Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт под землей – кисти рук опускают вниз.
Показать ребёнку (детям) картинку. Рассмотреть. Предложить назвать овощи, представленные на картинках. Отметить, что у каждого овоща есть верхняя часть «вершки» и нижняя часть «корешки». Объяснить игровое: нужно соединить карточку с изображением «корешка» и карточку с изображением «вершка». Чтобы получился целый овощ. В ходе игры следить, чтобы ребёнок (дети) проговаривали названия овощей. При последующих проведениях игры можно проводить соревнование - Кто быстрее найдёт «вершки» и «корешки» и соберёт все овощи.
2. Дидактическая игра «Подбери картинки»
Цель: развивать способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Материал: карточки с иллюстрациями животных
Ход игры: Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых. Рассказать, какие бывают животные (дикие и домашние). Разложить карточки по местам их обитания.
5страница
1. Сказка «Почему у земли платье зеленое?»
Цель: обогащать душу и внутренний мир ребенка через прослушивание сказки, повышать интеллект и культуру
Ход игры: Ненавязчиво, в форме игры воспитатель читает сказку, которая дает необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок.
2. Кармашек «Красная книга»
Цель: познакомить детей с понятием «Красная книга России» и ее значением. Материал: картинки с изображение животных и растений, занесенных в красную книгу
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям почему книга называется красной, а затем берет карточку и показывает детям, называя животное или растение.
6 страница
1. Кармашек «Экологические раскраски»
Цель игры: учат видеть прекрасное, закреплять правила поведения в природе, закрепить моторику рук и пальцев
Материал: листочки-раскраски
2. Кармашек «Международный день Матери-Земли»
Цель: воспитывать любовь и гуманное отношение детей к нашему общему дому – Земле; знакомить с экологическими праздниками.
Материал: карточки с названиями праздников.
7 страница
1. Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?»
Цель игры: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: карточки с изображением животных (силуэты) и хвостов.
Ход игры: Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям карточки с животными, а затем поочерёдно показывает карточки с хвостами. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Старший возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
2. Кармашек «Явления природы»
Цель игры: закрепить знания детей: об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду; об изменениях природы в разное время года.
Материал: картинки с изображением явлений природы.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, на которой изображены 2
элемента какого – либо природного явления. Задача детей угадать какое
природное явление спрятано в этих картинках.
1 вариант: перед началом, воспитатель с детьми, рассматривают макеты
природных явлений, обсуждают их. Затем играют по карточкам. Где дети могут наглядно обращаться к макетам, для выстраивания логической цепочки.
2 вариант: дети, угадывают природные явления, без использования макетов.
8 страница
1. Кармашек «Стихотворения»
Цель игры: стихи про экологию для детей (школьников и дошкольников) заставят задуматься ребят о важности бережного отношения к родной природе, экологии и Земле в целом. Экологические стихи могут пригодиться детям во время подготовки к занятиям по экологии или для праздников.
Материал: карточки со стихотворениями
2. Дидактическая игра «Викторина о природе»
Цель: Закрепить, обобщить, систематизировать и уточнить знания детей о природе родного края, образе жизни животных, птицах, растениях; совершенствовать экологические знания. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
Материал: эмблемы команд, флажки.
Ход игры: Ребята делятся на две команды. В каждой команде выбирают капитана, затем капитаны выбирают названия для команды (эмблемы лежат на столе). Воспитатель напоминает правила игры:
-В процессе игры нельзя подсказывать друг другу и перебивать своих товарищей;
-Если команда, отвечающая на вопрос затрудняется или даёт неверный ответ, то отвечает другая команда, т. е. соперники;
-За каждый правильный ответ даётся жетон;
-Задания выполняются двумя командами поочерёдно;
-Нужно быть внимательным и терпеливым.
Воспитатель задает вопросы, отвечают те, которые первыми подняли флажок.
9 страница
1. Дидактическая игра «На земле 4 времени года»
Цель игры: Формировать представление о временах года и умение сопоставлять изображения (картинки, символы, пентаграммы) времени года на разных кругах игры.
Материал: игра состоит из 2 кругов, стрелка
Ход игры: Можно начинать с любого круга сопоставлять картинки с символами и пентаграммами. Свои действия нужно сопровождать объяснениями, выводами или предположениями. Игра, считается законченной, если совпали все изображения на кругах.
10 страница
1. Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Цель игры: расширение знаний о живых и неживых предметах.
Материал: карточки с изображением живой и неживой природы.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям понятия: Живое- это то, что растёт, питается, дышит, двигается, размножается, даёт плоды. Неживая природа- это то, что не растёт, не питается, не размножается. Рассмотрите карточку, озвучьте что на ней изображено, задайте вопрос: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», «Он живой», ответьте сами на него.
2. Дидактическая игра «Экологические знаки»
Цель игры: учить определять неправильное поведение человека к окружающей среде.
Материал: экологические знаки на липучках
Ход игры: Воспитатель собирает детей около себя и говорит:
- Что за запреты для человека помогут сохранить красоту нашей планеты? (ответы детей).
-А чтобы человек лучше знал и помнил, чего нельзя делать в природе, нет ничего лучше, чем напоминать ему об этом.
-А чтобы лучше все запомнить, знаки эти нарисовали.
-Давайте рассмотрим эти знаки и поговорим о них.
Воспитатель показывает детям знаки, дети отвечают на вопросы по каждому знаку, дают свои предположения по поводу запрета, указанного на знаках (какие действия направлены на уничтожение природы).
-О чем говорит этот знак?
-Что он запрещает?
-Почему нельзя так поступать?
(дети высказывают свои предположения по всем вариантам).