Олеся Александровна Буянкина
Дидактическая игра по сенсорному развитию «Стиральные машины» для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важным видом деятельности в дошкольном образовании является игра. Существует огромное количество игр, имеющие разный смысл: приобретение первичных навыков, дидактические, для создания комфортной эмоциональной обстановки. Наиболее важными являются дидактические игры, с помощью которых воспитатель вовлекает детей в познавательный и трудовой мир. Игры по определению цвета часто используются педагогами в различных формах. Главной проблемой любой дидактической игры на определение цвета является создание устойчивого интереса у ребенка. В конце концов, неинтересно просто складывать синий к синему, желтый к желтому и т. д. Именно с этой целью мы используем в нашей практике дидактическую игру "Стиральные машины". Данная игра способствует развитию, обогащению сенсорного опыта, развивает мелкую мускулатуру рук, закрепляет основные цвета, знакомит с различными видами одежды. Дидактическая игра проводится, когда дети уже получили определенные знания и навыки на занятиях, в противном случае реализовать игру будет довольно сложно. Игра построена от простого к сложному, у каждой возрастной группы свои цели и задачи, например, во 2-й младшей группе мы изучаем основные цвета, в средней группе мы распределяем белье не только по цвету, но и по типу одежды (рубашки - в синей стиральной машине, юбки- в красном и т. д., в для старшей группы - стираем одежду мальчиков, одежду девочек, стираем одежду по сезонам года, по назначению одежды (праздничная, для прогулок, домашняя).
Публикация «Дидактическая игра по сенсорному развитию „Стиральные машины“ для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Старшая группа
- Стиральная машина, стирка. Игры, дидактические пособия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Электричество, бытовые приборы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2023
Цель данной игры- Усвоение полученных знаний по сенсорному развитию детей.
Задачи:
Образовательные:
-развитие познавательного интереса;
-закреплять название основных цветов, учить их правильному произношению;
-учить правильно называть цвет, расширять знания об одежде.
Развивающие :
-развитие координации движения;
-развитие активной речи, как средство общения;
-развивать мелкую моторику рук (необходимо взять пальчиками маленькую деталь из картона и опустить ее в отверстие стиральной машины)
-развивать логическое мышление (при принятии мышления, в какую стиральную машинку опустить синие носки или желтую юбку);
-развитие зрительного восприятие и внимание;
-ознакомление с бытовой техникой.
Воспитательные:
-воспитывать отзывчивость и желание помочь;
-воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца;
-воспитывать бережное отношение к дидактическим играм.
Планируемые результаты:
- У детей развивается интерес к дидактическим играм;
- Дети могут играть самостоятельно;
- Дети способны думать, рассуждать и находить решение в проблемной ситуации;
- Дети слышат словесную инструкцию взрослого и выполняют её;
- Дети знают и называют, а также группируют 4 основных цвета;
- Дети свободно общаются на заданную тему, отвечают на вопросы;
- Дети используют в речи название одежды, знают и называют предмет бытовой техники (стиральную машину);
- Дети способны координировать речь и движением;
- Дети закрепят правило обращения с игрушками;
- Дети отзывчивы, проявляют готовность прийти на помощь;
- Все участники получат положительные эмоции от совместной деятельности.
Дидактический материал
Шаблоны одежды четырех цветов, картонные коробочки, с изображением стиральных машин четырёх цветов.
Ход игры:
Игра «Разложи по цвету»
Предлагается рассмотреть шаблоны одежды, расставить макеты стиральных машин на столе.
Задаётся игровая ситуацию, к примеру: «Мама дома затеяла большую стирку. Для каждого цвета одежды у нее есть своя стиральная машина. Но все вещи перемешались между собой в корзине для белья. Помоги маме разложить вещи по своим стиральным машинам».
Важный момент – в ходе занятия ребенок должен сопровождать и объяснять словами свои действия. Например: «Это красное платье, его нужно положить стирать в красную стиральную машину».
Игра «Убери лишнее»
Игра поможет детям развить зрительное восприятие, умение выделять цвет, форму, называть предметы одежды.
1вариант: Ребенку предлагается ряд, состоящий из предметов одежды одинаковых по цвету. Задание: - Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор. Например: три желтых платья и одни желтые брюки.
2 вариант: Ребенку предлагается ряд из четырех предметов одежды одинаковых по силуэту (юбки). Задание: - Уберите лишний предмет, назовите его и объяснить свой выбор. Например: три зеленых и одна красная юбка. Игра поможет дать детям представление о правилах безопасности с бытовыми приборами.
Заключение
Данная дидактическая игра также может быть использована для проверки знаний детей. Важным показателем результатов обучения является усвоение того, чему все дети научились.
Чаще всего это проверяется с помощью дидактической игры, в ходе которой, педагог определяет, на сколько не только способные, но и средние и слабые дети правильно поняли и усвоили содержание занятия. Определив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Дидактическая игра — это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Часто бывает, когда ребенок усваивает определенные знания на занятии, но не знает как их использовать в изменившихся условиях. В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми. Как часто и много?
По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей. Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры, организуемые воспитателем, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале. А. М. Горький, отстаивая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир, прежде всего, и легче всего в игре, игрой".
Список используемой литературы
1. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». //Пособие для воспитателей детского сада//Под редакцией Л. А. Венгера: Москва «Просвещение» 1978 г.
2. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. - М. : Владос,- 2001.
3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. - № 13.
4. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М. : Просвещение, 2008.
5. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
6. Глушкова, Г. Игра или упражнение // Дошкольное воспитание, – 2008. – №12.
7. Гризик Т. И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. - М: Просвещение, 2007.
8. Дворова И. В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4- го года жизни / Дворова И. В., Рожков О. П. - М. : Модэк, 2007.
9. Дубровская Н. В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, – 2003. – №6.
10. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия // Дошкольное воспитание, – 2002. – №12.
11. 18. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4.
12. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание, 2005. - №2.
13. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж. : Учитель, 2006.
14. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М. ; Мозаика-Синтез, 2009