Евгения Боричева
Методическая разработка цикла бесед для детей среднего дошкольного возраста «Правила дорожного движения»
Методическая разработка цикла бесед для детей среднего дошкольного возраста на тему «Правила дорожного движения» с применением пальчиковой гимнастики.
Автор – составитель:
Боричева Евгения Сергеевна,
Воспитатель.
Пояснительная записка
«Раньше счета и письма, рисованья, чтения,
Всем ребятам нужно знать правила движения»
Публикация «Методическая разработка цикла бесед для детей среднего дошкольного возраста „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
В современном мире знание правил дорожного движения является жизненно важной необходимостью, не смотря на возраст участника. Знакомство и закрепление полученных знаний происходит не только в семье, но в стенах дошкольного образовательного учреждения. В связи с этим проведение бесед, различного рода мероприятий по ПДД всегда актуальны.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек. Именно поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города.
Основной целью методической разработки для детей среднего дошкольного возраста было продолжить формировать понимание правил безопасного поведения на дорогах посредством проведения бесед и заучивания стихотворений с использованием авторской пальчиковой гимнастики.
Беседа № 1. «Дороги бывают разные».
Цель: вспомнить название близлежащих улиц; что означают понятия «проезжая часть», «тротуар», «перекресток».
Задачи:
-продолжить знакомить детей с понятиями «проезжая часть», «тротуар», «перекресток», «пешеходная зона»
- актуализировать имеющиеся знания
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя авторскую пальчиковую гимнастику.
Проезжая часть. (автор стихотворения,- И. Гурина)
ИП: сидя на коленях
На проезжей части
Кипят такие страсти: (гладим ноги ладонью по направлению от колен на себя)
Трамваю самосвал гудит, (имитируем руками нажатие на руль,- правая рука, сжатая в кулак, давит на левую ладонь)
С сиреной скорая летит, (проводим быстро ладонями по ногам)
Мопед торопится, рычит (слегка пружиня корпусом имитируем тряску, произносим «р-р-р»)
Автобус злится и фырчит. (пружиним корпусом, фырчим (произносим ф-ф-ф, изображая недовольство)
А мы идём не торопясь, (медленно «шагаем» указательным и средним пальцем по ногам)
Машин ни капли не боясь! (продолжаем «шагать»)
Здесь зона пешеходная, (ставим ладони на ребро, проводим по ногам)
От транспорта свободная. (правой рукой проводим полукруг слева направо, показывая свободное пространство перед собой)
Беседа № 2. «Наш помощник,- светофор».
Цель : ознакомить с работой светофора
Задачи:
-вспомнить значение каждого сигнала светофора
-закрепить знания о правилах дорожного движения
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя авторскую пальчиковую гимнастику.
Светофор (автор стихотворения,- Л. Лущенко)
И. П. : сидя на коленях
У любого перекрестка (скрещиваем руки,)
Нас встречает светофор (тянемся правой рукой наверх, показывая высокий светофор)
И заводит очень просто
С пешеходом разговор: (показываем «разговор» правой рукой смыкая и размыкая большой палец и указательный)
Cвет зеленый- проходи! («идем» по ногам указательным и средним пальцем)
Желтый - лучше подожди! (вытягиваем правую руку, держа ладонь от себя)
Если свет зажжется красный – (показываем указательный палец)
Значит,
Двигаться опасно! (скрещиваем руки, запрещая движение)
Беседа № 3 «Пешеходный переход».
Цель: формировать у детей понимание безопасного поведения на пешеходном переходе
Задачи:
-вспомнить обозначение пешеходного перехода
-закрепить правила поведения на дороге
-закрепить правила дорожного движения
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя
авторскую пальчиковую гимнастику.
Переход.
-Пешеход! Пешеход! («грозим» указательным пальцем)
Помни ты про переход!
Подземный, наземный, («ныряем» ладошкой, делая полукруг снизу; «ныряем», показывая полукруг сверху)
Похожий на зебру. (показываем указательными пальцами полоски, проводя правой рукой слева направо, а левой рукой справа налево по животику)
Знай, что только переход («идем «указательным и средним пальцем правой руки по ногам)
От машин тебя спасет!
Беседа № 4
«Остановка общественного транспорта. Правила поведения».
Цель: познакомить детей с понятием остановка общественного транспорта, и правилами поведения на ней
Задачи: закреплять знания дорожного движения
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя
авторскую пальчиковую гимнастику.
Остановка.
ИП: стоя.
В этом месте пешеход, (протягиваем руки перед собой, показывая свободное пространство)
Терпеливо транспорт ждет (делаем шаг вперед)
Он пешком устал шагать, (маршируем)
Хочет пассажиром стать. (приседаем на корточки)
Беседа №5
«Наземный общественный транспорт»
Цель: познакомить детей с понятием общественный транспорт, сформировать понимание, какой вид транспорта относится к общественному.
Задачи:
- продолжить формировать у детей навыки безопасного поведения в общественном транспорте
- вспомнить значение понятия «пассажир»
-закрепить знания о правилах дорожного движения
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя
авторскую пальчиковую гимнастику.
Троллейбус (автор М. Манакова)
ИП –сидя на коленях
Я троллейбус, транспорт умный, (показываем указательным пальчиком на себя)
Быстрый и почти бесшумный. (проговариваем окончание предложения шепотом)
Я по рельсам не стучу, (стучим кулачком правой руки о левую ладошку)
Я колесами кручу, (показываем круговые движения руками, согнутыми в локте)
Без бензина обхожусь, (руки упираются в бока)
Я весь день для вас тружусь.
Вот беда! Отключен свет, –(разводим руки в стороны)
Мне без света хода нет. (совершаем повороты головы в стороны, сначала влево, потом вправо)
Беседа № 6.
«Правила безопасной посадки и выхода из общественного транспорта»
Цель: расширить знания о безопасной посадке и выходе из общественного транспорта.
Задачи:
-закрепить у детей правила безопасного поведения в общественном транспорте
-расширить понимания правил, которые необходимо соблюдать в общественном транспорте
-закреплять знания правил дорожного движения.
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя
авторскую пальчиковую гимнастику
ИП – сидя на коленях
В общественный транспорт, (указательный палец поднят вверх)
Прошу не забыть,
Положено в заднюю дверь заходить (делаем «шаг» назад указательным и средним пальцем)
Вошли- проходите скорее в салон, («шагаем» вперед указательным и средним пальцем)
У двери не делай надежный заслон. (скрещиваем руки, показывая запрет)
На выход идите к передним дверям («шагаем» вперед)
Но главное,
Что советую Вам, (показываем указательный палец)
Выход и вход лишь тогда совершать,
Когда будет транспорт на месте стоять. (ладошки медленно кладем на колени)
Беседа № 7
«Правила поведения в общественном транспорте»
Цель: напомнить детям правила поведения при посадке и выходе из общественного транспорта
Задачи:
- Закрепить у детей правила безопасного поведения в общественном транспорте
- Закрепить знания о правилах дорожного движения
- Воспитание уважительного отношения к незнакомым взрослым и сверстникам.
Итог беседы: детям предлагается заучить стихотворение, используя
авторскую пальчиковую гимнастику.
ИП – сидя на коленях
Раз в трамвае крокодил (вытягиваем руки, показывая пасть крокодила)
На проезд билет купил (показываем ладошку левой руки от себя)
Посмотрел он, что за диво! (смотрим на ладошку, улыбаемся)
У него билет счастливый! (показываем ладошку всем)
И на счастье крокодил
Тот билетик проглотил (гладим живот, улыбаясь)
Контролер к нему подходит (ставим руки в боки)
Но билета не находит (разводим руками)
Говорит он «Выходи!» (показываем на дверь)
Или за проезд плати (протягиваем раскрытую ладошку)
Вот несчастье! (разводим руками)
Крокодил вновь билет себе купил (показываем «билет»)
Но жевать его не стал (делаем вид, что жуем)
Сохранил и предъявлял. (сжимаем руку в кулак, медленно разжимаем)
Заключение.
В результате проведенных бесед на тему «Правила дорожного движения» у детей дошкольного возраста сформировались навыки безопасного поведения на дорогах. Дети могут применять полученные знания на практике.
Благодаря беседам у детей закрепились знания относительно основных видов транспорта, обогатился словарный запас на дорожную тематику.
Более того, комплекс стихотворений на каждую тему со специально разработанной пальчиковой гимнастикой поспособствовал повышению эффективности работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста; развитию мелкой моторики рук.