КОНОВАЛЕНКО
Цикл наблюдений за живыми объектами «Наши младшие друзья.» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №10 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ Г. НОВОЗЫБКОВА»
243020, Брянская область, г. Новозыбков, ул. Красная площадь д. 8
Методическая разработка
Цикл наблюдений
за живыми объектами
«Наши младшие друзья.»
Подготовил:
Воспитатель старшей группы
Коноваленко Валентина Михайловна
Публикация «Цикл наблюдений за живыми объектами „Наши младшие друзья,“ в старшей группе» размещена в разделах
Цикл наблюдений
за хомяком
Наблюдение 1. «Кто это?»
Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним
Ход: Детям предлагают отгадать загадку ( Я устраиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой! (Хомяк). Воспитатель вносит клетку с животным, сообщает, что это хомяк. Спрашивает, похож ли хомяк на мышонка. Предлагает дать ему имя. Говорит, что хомяк - необычное животное, за ним интересно наблюдать. Предлагает детям постоять возле клетки, посмотреть, что зверек будет делать.
Наблюдение 2. «Устроим хороший дом для хомяка».
Цель: установить, что хорошие условия для хомяка, в которых он будет себя нормально чувствовать, не болеть, учить детей помогать взрослым в оборудовании помещения для зверька.
Ход: В беседе надо подвести детей к выводу, что в настоящее время хомячки часто содержатся в уголках природы, для них создают условия, которые имитируют степь или пустыню - это просторная клетка (ее может заменить аквариум). Хомяк - норное животное, поэтому ему необходимо укрытие. Цветочный горшок, положенный на бок или домик, заменит ему нору, в которой он сам себе устроит гнездо, подстилка из песка или опилок, колесо для бега, лесенки, палочки, возвышения, коробочка для туалета;
Наблюдение 3. «Хорошо ли хомяку в новых условиях?»
(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: учить дошкольников замечать, как животное ведет себя в новой обстановке, какие совершает действия, правильно понимать поведение зверька, определять его самочувствие, делать выводы о том, уютно ли ему, чего не хватает, что можно улучшить.
Ход: Перед тем как дать детям задание, воспитатель предлагает тихо посидеть возле клетки, не привлекая к себе внимание зверька, посмотреть, как он будет себя вести, что как делать. Затем рассказать о своих наблюдениях и всем вместе решить, что означает поведение хомяка, хорошо ли он себя чувствует.
Когда дети будут рассказывать воспитателю о своих наблюдениях, он учит их правильно осмысливать увиденное: «Вы заметили, что он ходил вдоль стенок, наверное, все обнюхивал, дергал носом, усиками, все осматривал, трогал лапками, зубами, везде залезал - это хомяк знакомился с новыми условиями, выяснял, что здесь находится, не опасно ли быть в этом помещении».
Наблюдение 4. «Что и как ест хомяк?»
Цель: познакомить детей с набором кормов для хомяка, выяснить, как он ест, какую еду предпочитает.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на то, как зверек берет еду лапками, как грызет овощи зубами, какую принимает позу, как берет еду из кормушки.
Наблюдение 5. «Как хомяк делает запасы?»
Цель: показать детям, что у хомяка есть защечные мешки, в которых он может переносить еду в свое гнездо - запасать её.
Ход: Дети дают зверьку с избытком корм, зерна, наблюдают, как он закладывает все это в защечные мешки, относит в нору, выгружает и снова возвращается к кормушке.
Наблюдение 6. «Хомяк - чистоплотный зверек».
Цель: учить детей замечать, как хомяк ухаживает за собой, умывается, чистит шерсть, аккуратно пользуется туалетом, какие при этом совершает действия.
Ход: Наблюдение организуется после того, как хомяк поест.
Наблюдение 7. «Как хомяк отдыхает?» (Самостоятельное наблюдение.)
Цель: выяснить режим отдыха и бодрствования зверька в течение дня, понаблюдать, в какой позе он спит, в каком месте.
Ход: Воспитатель, давая детям, задание для наблюдения, предлагает подходить к клетке в разное время - до завтрака и после него, после прогулки, вечером. При обсуждении результатов наблюдения подводит детей к мысли, что хомяки днем больше отдыхают, к вечеру становятся более активными, а ночью бодрствуют.
Наблюдение 8. «Чем хомяк отличается от мышонка?»
Цель: уточнить с детьми внешние особенности зверька.
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на то, что туловище у хомяка толстенькое, голова большая, шеи почти нет. На голове небольшие ушки, глаза как бусинки, подвижный нос, вокруг которого густые усы. Лапки короткие, на них маленькие пальчики с острыми когтями. Тело хомяка покрыто мягкой пушистой шерсткой рыжеватого цвета. Хомяк отличается от мышки (и от других животных) тем, что не имеет хвоста.
Наблюдение 9. «Как передвигается хомяк?»
Цель: уточнить способы перемещения зверька в пространстве.
Ход: Надо рассказать и показать детям, как хомяк ходит, бегает, лазает, спрыгивает, ловко бегает в колесе. Хомяк может лазать, потому что имеет загнутые коготки. Бегает не очень быстро, потому что у него короткие ноги. Молодой хомяк много двигается, взрослый больше спит.
Наблюдение 10. «Когда хомяка трудно заметить?»
Цель: уточнить представления детей о маскировочной окраске хомяка, о значении в случаях опасности неподвижного состояния; развивать наблюдательность, умение правильно отражать в речи причинно-следственные зависимости.
Ход: в «домике» хомяка на дно насыпают песок, по бокам ставят листы цветной бумаги (красной, белой, коричневой - под цвет хомяка).
Дети наблюдают издали, отмечают, когда хомяк хорошо виден, а когда - не очень, обсуждают свои выводы с воспитателем.
Наблюдение 11. «Боится ли хомяк нападения сверху?»
Цель: учить детей наблюдать за поведением зверька в новой ситуации, когда моделируется нападение хищной птицы (замечать его действия, называть их, правильно объяснять).
Ход: воспитатель демонстрирует заранее подготовленную черную бумажную модель хищной птицы, легким качанием инсценирует нападение на зверька сверху. Действия производятся один раз, если хомяк реагирует и убегает в нору, или 2-3 раза, если реакция зверька не очень выраженная.
Волнистый попугай
ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ПОПУГАЯМИ
Наблюдение 1. «Какие они наши попугайчики?»
Цель: обратить внимание на внешние признаки птиц. Учить сравнивать их и выявлять отличия в окраске и строении. Обратить внимание на красоту птиц, показать возможность общения с ними.
Ход:
Какие птицы живут у нас в уголке природы?
Как зовут наших попугаев?
Кому из вас они нравятся? Чем?
Какой окраски наши Кеша и Маша?
Чем покрыто их тело?
Везде ли одинаковые перья у наших попугаев?
Какой у них хвост? Крылья? Зачем они им нужны?
Что сейчас делают попугаи? Чем они держатся за жердочку?
Какие у попугаев лапки? Пальцы? Как они расположены?
Умеют ли Кеша и Маша лазать? Давайте посмотрим.
Что им помогает лазать? (цепкие лапы и хвост)
Какой корм любят птицы больше всего?
Давайте проверим – насыплем в кормушку разный корм.
Что помогает попугайчикам есть?
Зачем нужен клюв?
У всех ли птиц такой клюв?
Давайте помолчим и послушаем наших питомцев. Что вы слышите?
Да, так попугаи общаются друг с другом. А понимаем ли мы их разговор?
Скажите, чем Кеша отличается от Маши?
Запомните, у попугаев главное отличие самца от самки определяется по цветовой окраски роговицы клюва.
Боятся ли птицы нас? В чем это проявляется?
Смогут ли птицы жить без нашей помощи – без помощи человека?
Задание. Понаблюдать за поведением птиц. Рассказать родителям про Кешу и Машу.
Наблюдение 1. «Какие условия нужны попугаям для нормальной жизни?»
Цель: Обратить внимание на условие, которые нужны птицам для нормальной жизни (просторная клетка, удобные жердочки, песок на поддоне, корм и чистая вода). Эти условия создают люди, значит, самочувствие и даже жизнь птиц, живущих в детском саду, целиком зависит от воспитателя и детей.
Ход:
Где живут Кеша и Маша?
Чем является для них клетка?
В какой клетке лучше жить птицам – в большой или маленькой? Почему в большой?
(Она просторная. Они могут там летать)
На чем сидят попугаи? Сколько жердочек в клетке? Как они расположены?
Что находиться на дне клетки? Для чего птицам нужен песок?
Для чего вода в клетке? Какая вода нужна птицам?
Смогут ли птицы прожить без воды? Если вода грязная, что произойдет с птицами? Света, налей, пожалуйста, Кеше и Маше чистой, отстоянной воды.
Что вы видите в кормушке? Какой корм мы даем попугаям? Давайте его рассмотрим. Что вы видите? (просо, овес, семечки) Смогут ли птицы жить без корма? Слава, насыпь свежего корма.
Давайте посмотрим, как Кеша и Маша едят свежий корм.
Какой витаминный корм надо дать попугаям? (морковку, зелень, травку) Для чего мы его даем нашим питомцам? (Чтобы они были здоровые, веселые) Сережа, потри морковку нашим питомцам.
Чем еще можно кормить попугаев? (белые хлеб, творог, мел, скорлупа)
Смогут ли птицы жить без нашего ухода за ними? Что произойдет, если мы не забудем про них? От чего зависит самочувствие Кеши и Маши?
Хорошо ли им живется у нас? В чем это проявляется? (птицы веселые, щебечут, жизнерадостные)
Задание. Продолжать наблюдать за поведением птиц в группе и дома.
Наблюдение 3. «Как чувствуют себя попугаи?»
Цель: Учить замечать проявления хорошего самочувствия (птицы скачут по клетке, клюют корм, чистят перья, общаются друг с другом, издают разные звуки, плохого самочувствия (малоподвижны, перья взъерошены, молчаливы, не реагируют на корм). Чтобы птицы были здоровы, надо давать им разнообразный корм (тертая морковь, яблоко, творог, яйца, хлеб, зелень – проросший овес, веточки традесканции, листья одуванчика).
Ход:
Что Кеша и Маша делают в клетке?
Как они общаются друг с другом?
Закройте глаза. Что вы слышите?
Как думаете, спокойны ли птицы в клетке? В чем это проявляется?
(птички спокойны, сидят на жердочке) Хорошо ли Кеше и Маше?
Закройте глаза, еще раз послушайте. Что слышите? (птицы громко кричат)
Скажите, когда птицы начинают громко кричать? (когда взволнованы, напуганы)
Когда вы заболеете, в чем это проявляется?
Всегда ли птицы здоровы? Могут ли они заболеть? Отчего птицы могут заболеть?
Как ведут себя заболевшие птицы?
Скажите, какое самочувствие у птиц от нашего ухода?
Смогут ли птицы жить, если мы не будем о них заботиться?
Какие условия необходимо создать, чтобы птицам хорошо жилось?
(песок на дне, несколько жердочек, чистая вода, зерновая смесь, зелень)
Давайте сделаем так, чтобы нашим попугайчикам хорошо жилось у нас в детском саду. Поменяем им воду, корм, угостим зеленью.
Задание. Дома расскажите родителям о том, как мы ухаживаем за попугайчиками в детском саду.
Наблюдение 4. «Как попугаи лазают?»
Цель: Познакомить с особенностями попугаев, позволяющие им лазать по клетке (пальцы повернуты в разные стороны – два вперед и два назад; длинные загнутые когти, закругленный клюв) – они лазают по клетке, цепляясь когтями и клювом за ее прутья.
Ход:
Что делают попугаи в клетке?
Давайте угостим кусочками яблока, но положим его не в кормушку, а вставим между жердочками. Смогут ли попугаи добраться до него?
Что делают попугаи? Что помогает им передвигаться по клетке? (цепкие лапы, крепкий клюв)
Посмотрите, как расположены пальцы у Кеши и Маши?
Что попугаи делают клювом? (цепляются за клетку) Какой у них клюв? (крепкий, цепкий)
Издают ли они какие-либо звуки? Что они делают при помощи звуков?
(общаются друг с другом)
Как вы думаете, хорошо ли чувствуют себя наши Кеша и Маша? В чем это проявляется?
Как вы думаете, почему наша попугайчики умеют хорошо лазить?
Аквариумные рыбки
Для аквариума подготовительной к школе группы подойдут рыбы разных слоев воды, на которых можно показать не только приспособленность к разному образу жизни, но и экологические ниши в одной экосистеме. Это могут быть: гуппи или меченосцы (рыбы верхних слоев воды, сомики (донные рыбы, барбусы (обитатели средних слоев воды). Оборудование по уходу за водными обитателями включает следующие предметы: сифон для очищения дна аквариума; резиновая трубка диаметром 0, 5-1 см и длиной 80-120 см для переливания воды и очищения дна, губка для мытья стекол аквариума, плавающая кормушка для рыб, водный термометр, компрессор, сачок из мягкой ткани. Для ухода за птицами нужны небольшое сито для просеивания песка, совок для его сбора, ведерко с песком, кормушки и поилки, маленькие коробочки для выращивания зелени. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки, фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу.
Как известно, аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, даёт воспитателю возможность организовать интересные наблюдения за обитателями этого маленького водоёма, их особенностями, сформировать у ребёнка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. Аквариум рассматривается как экосистема. На его примере мы показываем детям наиболее простые связи живых организмов между собой и со средой обитания.
В нашем аквариуме обитает:
Гуппи
Гуппи – неприхотливые рыбы, с их содержанием под силу справиться даже начинающим любителям аквариумов. Самки не могут похвастаться яркой окраской, а вот самцы блистают всеми красками радуги, в особенности красив хвост гуппи. Гуппи – это живородящие рыбки, поэтому к моменту рождения мальки уже полностью сформированы и могут питаться инфузориями, мелким кормом и самостоятельно плавать.
Размножаются гуппи даже в небольших аквариумах, срок беременности рыб составляет около 30-40 дней, в зависимости от условий содержания. Беременных самок отсаживают в отдельную банку или аквариум с температурой 22-26 градусов. Время отсадки можно определить по потемнению икры и округлившемуся брюшку. Поскольку самки склонны к поеданию потомства, в аквариум помещают плавающую растительность. Если рыбка не может разродиться, этот процесс стимулируют, добавив немного свежей воды и, повысив температуру на 2-4 градуса, иногда подсаживают самца.
Естественной средой обитания гуппи является США, южная и центральная Америка. Рыбки держатся стайками в пресных водоемах или устьях рек или лагун. В неволе обычно живут 3-4 года. Основной цвет гуппи: синий, серый, кремовый, серебристый или белый. Дополнительные вкрапления могут быть черного, красного, желтого, зеленого, синего или металлического цвета. Плавники гуппи небольшие, округлые, при этом абсолютно бесцветные.
Что касается размеров, самцы имеют длину 1,5-4 см, породистые представители отличаются длинными плавниками и пестрой окраской. Также у самцов есть анальный плавник, который называется гоноподием. Самки гуппи более крупные, достигают в длину 7 см, у них нет анального плавника, но видна икра. У многих особей природный окрас серый, а на корпусе чешуя в виде ромбической сетки.
Для содержания представителей семейства гуппи подойдет аквариум практически любой вместимости. Одну пару рыб можно поселить даже в трехлитровой банке, правда, в таком количестве воды представителям этого вида не достигнуть крупных размеров. В среднем, на каждую рыбку должно приходиться 1,5-2 литра воды. Главный фактор для содержания и селекции – это качество воды, наиболее существенны три параметра – жесткость, кислотность и, конечно, чистота. Чем меньше объем аквариума, тем быстрее продукты жизнедеятельности гуппи загрязняют воду, в такой среде быстрее развиваются болезнетворные организмы, что может вызвать болезнь и даже гибель обитателей. Желательно содержать гуппи в просторных аквариумах, регулярно менять воду. Наиболее приемлемое растение для аквариума с гуппи – это индийский папоротник, который можно назвать уникальным живым фильтром. Водородный показатель воды должен быть около 7, оснастите «жилище» рыб хорошей фильтрацией. Помните, величина PH непостоянна, она зависит от освещения, количества обитателей аквариума, наличия растений.
Жесткость воды – это параметр, который не должен превышать 4—10° dH. Чрезмерно жесткая или дистиллированная вода не подходит для содержания гуппи. Не забывайте об освещении, в среднем световой день должен продолжаться 10-12 часов, рекомендуется, чтобы некоторое время на аквариум попадали солнечные лучи. Определить, достаточно ли света, можно при помощи индийского папоротника: если он хорошо растет и имеет здоровую зеленую окраску, то и рыбкам света достаточно. Если листья бурые, а папоротник растет вяло, значит, наблюдается явный дефицит света, при избытке освещения вода начинает «цвести», а папоротник покрывается водорослями. Грунт для аквариума не должен быть очень плотным, выбирайте средние фракции. Промывать его нужно не реже, чем раз в полгода, предварительно проверяя на растворимость.
Гуппи – практически всеядные рыбки, помимо инфузорий и циклопов они охотно поедают сухие корма, мелко нарезанное мясо, филе кальмаров, крупы. Преобладать в рационе рыбок должны живые корма, которые желательно регулярно чередовать: дафния, мелкий мотыль, артемия, иногда можно давать трубочников, моину или коретру. В небольшом количестве обитателям аквариума дают и растительные корма, можно подкармливать комбикормами. Главное – не насыпайте слишком много пищи, иначе часть ее осядет на дно и загрязнит аквариум, регулярно меняйте воду.
ЦИКЛ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЫБКАМИ
Наблюдение 1. «Кто живёт в аквариуме?»
Цель: Уточнить представление детей о том, что в аквариуме живут рыбки (даются названия, улитки, растения (рыбки плавают, улитки ползают, а растения растут; все они живые); аквариум красивый, на него приятно посмотреть.
Наблюдение 2. «В каких условиях живут рыбки?»
Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, значит, им просторно плавать; вода прозрачная, необходимой для них температуры (не холодная и не горячая); в аквариуме много света, так как он прозрачный; на дне лежат камни, растут растения. Рыбки не голодают, потому что мы их кормим.
Ход: Организуя наблюдение, воспитатель даёт детям возможность потрогать воду в аквариуме, сравнить её с горячей и холодной. Объясняет, что в плохих условиях рыбки могут заболеть – тогда они будут лежать не дне, плохо плавать (заваливаться но бок). Демонстрирует мутную воду в банке, совсем не подходящую для рыб.
Наблюдение 3. «Как можно улучшить условия жизни рыбок?»
Цель: показать детям, что условия жизни для обитателей аквариума создают люди – взрослые и дети, что за аквариумом надо следить и ухаживать: менять и доливать воду, протирать и очищать стёкла, собирать грязь со дна.
Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть, как он меняет или доливает воду в аквариум, чистит стёкла и убирает грязь со дна. (По возможности дети помогают воспитателю). Просит оценить, как выглядит аквариум.
Наблюдение 4. «Какое тело у рыбки?»
Цель: Уточнить представления детей об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела.
Ход: Организуя наблюдение, воспитатель задаё т вопросы: что есть у рыбки? Что у неё впереди, а что сзади? Где у рыбки спинка, а где брюшко? Что у рыбки на голове? Воспитатель движением рук показывает сам и просит детей изобразить вытянутую форму туловища рыбки, расположение основных частей её тела. Обращает их внимание на то, что у водной обитательницы нет рук, ног, но есть плавники, которые расположены в разных местах её тела - на спине, брюшке, на хвосте, вблизи головы. В завершение декламирует шуточную считалку:
Ини, имини, майни, май,
Рыбку за ногу поймай.
Если рыбка «ой –ой –ой»,
Отпусти её домой.
Наблюдение 5. «Для чего рыбкам глаза?»
Цель: уточнить с детьми представление о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.
Ход: Организуя наблюдение, воспитатель спрашивает, что делают рыбки в аквариуме, что у них на голове, зачем им глаза, сколько глаз у каждой рыбки, где глаза расположены на голове (по бокам головы - с одной стороны и с другой). Затем предлагает детям вообразить, что они рыбки и находятся в аквариуме, и рассказать, что они видят.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что рыбки видят все предметы не только в аквариуме, но и за его стенками, так как они стеклянные и прозрачные. Значит, рыбки видят и ребят, которые подошли к аквариуму и наблюдают за ними. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, повернуть голову влево, вправо. Затем поясняет: «Глаза очень важны, с их помощью можно видеть всё, что нас окружает. Для рыб глаза тоже важны: они видят корм, друг друга, тех, кто их кормит».
Наблюдение 6. «Как рыбки отдыхают?»
Цель: Дать детям представление о том, что рыбки, как и все живые существа, отдыхают и спят, при этом они неподвижно стоят в траве, возле дна, глаза у них остаются открытыми, так как у рыбок нет век, но при этом рыбки спят и ничего не видят; когда рыбки спят, и не надо мешать – шуметь возле аквариума.
Ход: Воспитатель, собрав детей в вечернее время возле аквариума, предлагает понаблюдать и сказать, что делают водные обитательницы. Затем читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу.
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка. Где ты спишь?
Воспитатель говорит детям: «Мы сейчас устроим темноту и тишину, пусть рыбки успокоятся и будут спать. А тихонько посмотрим, где спят рыбки. Это очень интересно узнать!»
Воспитатель выключает свет в этой части группы и уводит детей подальше, предлагает им тихо играть и шёпотом говорить. Через 20 минут предлагает детям тихо подойти к аквариуму. Затем вместе обсудить то, что заметили. Воспитатель говорит, что рыбки тоже спят, как и люди, только с открытыми глазами, потому что у них нет век. Иногда рыбки отдыхают и днём, в это время им не следует мешать, не надо шуметь вблизи аквариума.
Наблюдение 7. «Как плавают рыбки?»
Цель: Уточнить представления детей о приспособительных особенностях передвижения рыб в воде (рыбки плавают легко, быстро, в разных направлениях, у них всегда спина сверху, брюшко снизу, так плавать им помогают вытянутое и скользкое тело, заострённая голова, плавники; рыбки легко поворачиваются в разные стороны – им помогает хвост с плавниками; больные рыбки плавают медленно, неровно, качаются и заваливаются на бок, таких рыбок надо лечить).
Ход: Во время наблюдения воспитатель может использовать рыбку-игрушку, чтобы лучше рассмотреть с детьми части тела рыбки, показать её движения. В конце наблюдения воспитатель предлагает всем спеть песню «Рыбка».
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка-озорница,
Мы хотим тебя поймать…
Наблюдение 8. «Какие разные у нас рыбки».
Цель: Учить детей сравнивать разные виды - по особенностям строения и поведения, находить признаки различия и правильно отражать их в речи.
Ход: Во время наблюдения воспитатель задаё т вопросы: «Рыбки в аквариуме одинаковы или разные? Чем они различаётся? Какие гуппи? Какие рыбки большие, а какие маленькие? Одинакового ли ни цвета? Где плавают?» Вопросы могут быть другими в зависимости от видового состава рыб. Правильные ответы детей воспитатель поощряет.