наталья веряева
Родительское собрание в первой младшей группе «Развитие речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в I младшей группе
Тема собрания : «Развитие речи детей раннего возраста»
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями развития речи ребёнка раннего возраста;
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Развитие речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- проанализировать речевое развитие детей группы;
- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Форма проведения: консультация
Оборудование:
- методическая литература по теме родительского собрания;
- «Что читаем» (детская художественная литература);
- иллюстрации художников - сказочников, картины природы;
- аудиозаписи «Сказки для детей».
План проведения собрания
I. Вступительная часть.
(Родители знакомятся с выставками и садятся за столы)
Вступительное слово воспитателей.
II. Основная часть
1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
2. Задание.
3. Рекомендации «Игры на кухне».
III. Практическая часть
Работа в микрогруппах.
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов собрания. Прощание.
Приложение 1
Вступительное слово воспитателей.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Всем известно. Что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья - это источник. Который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром. Даёт ребёнку первые знания и умения.
(Воспитатель обращает внимание родителей на схему.)
Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача - познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен).
Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом. Если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» : «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединиться для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме - в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался.
Мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Сегодня вам будут предложены несложные задания. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.
Приложение 2
1. Педагогический всеобуч «Совсем немного науки»
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
• речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
• речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основные задачи речевого развития детей :
• овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
• развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Основу речевого развития ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни. Ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Хорошо развитая речь ребёнка способствуют успешному обучению в школе. Нарушения же речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, сочиняют стихи. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Приложение 3
Задание для родителей
Выберите из предложенного перечня факторы успешного речевого развития ребёнка и объясните свой выбор.
1 .Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого - образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей. (Обсуждение.)
Приложение 4
. Рекомендации, «игры на кухне».
Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
«Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. малыш крутится возле вас. предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.
"Давайте искать на кухне слова". Какие слова живут в борще? Винегрете? В кухонном шкафу? В плите? и пр.
"Угощаю". "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие2, "кислые", "соленые", "горькие" слова.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
1. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
2. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью, а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
3. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
Приложение 5
Работа в микрогруппах
(Воспитатель предлагает родителям объединиться в небольшие группы.)
Задания 1:
1. Подберите по пять эпитетов к словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.
2. Какими ласковыми словами вы называете своего ребёнка?
3. Знает ли ваш ребёнок, как зовут вас - родителей? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках. О членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город т. д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Сказка нужна всем - и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать путь, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка с родителем, разрешить конфликт и взяться за дело. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно ещё и играть.
Задание 2. Придумайте продолжение сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Приложение 6
Подведение итогов собрания
1 .Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ним, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и т. д.
3. Посетить вместе с ребёнком зоопарк, театр. Выставку.
4. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием.
5. Принимать активное участие в работе детского сада.
6. Принести в группу старые вещи пригодные для игр детей.
7. Сшить костюмы для героев сказок. Изготовить разные виды театров.
В заключение хочется пожелать вам крепкого здоровья, счастья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!
Список литературы для педагогов
1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. - М. ,1991.
2. Божович Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. ,1968.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. -М. ,1982.
4. Исенина Е. И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде. //Докт. Дисс. - М. ,1986
5. Карпова С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М. ,1967.
6. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
7. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. - М. ,1964.
8. Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. - М. ,1964.
9. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А. В. - М. ,1976.
10. Розенгард-Пупко Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста. - М. ,1963.
Литература для родителей
1. Валлон А. Психологическое развитие ребенка //Вопросы психологии. - 1976. -№4.
2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М. ,1985.
3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М. -Л. ,1932.
Литература для детей
1. Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4 года: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В. В. Гербова и др. – М. : Издательство Оникс, 2008.- 272 с.
2. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2 кн. Кн. 1 / авт-сос. С. Д. Томилова – Москва: АСТ, 2013 г.