Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог – психолог, методист Началова И. А.
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
Цели лекции :
1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонности», «задатки» «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.
Публикация «Лекция для учащихся „Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.
3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей
Ход лекции
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.
Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.
Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.
Интересы различают :
1. по содержанию (например, музыкальные, технические);
2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
3. по глубине (глубокие или поверхностные);
4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)
Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.
Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.
Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу : с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».
Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.
Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.
Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий : художники, музыканты, артисты.
Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Виды способностей
В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.
Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)
Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков
Технические Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца
Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление
Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний
Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность
Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.
Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.
Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.
Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.
Интернет-ресурсы по данной теме :
https://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=O - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса) : 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на вопросы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.
1. Закрепление знаний учащихся
1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?
1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?
1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7
1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?
1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
2. Физкультминутка
2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.
2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.
2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.
3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик»
«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,
«Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС,
«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,
«Карта интересов»
3.1 Вводный инструктаж
3.2 Самостоятельная работа учащихся
3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) :
3.3. 1 Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;
3.3. 2 Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);
3.3. 3 Целевые обходы:
инструктирование учащихся по выполнению задания;
оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
рациональное использование учебного времени учащимися.
3.3. 4 Заключительный инструктаж:
анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
разбор типичных ошибок учащимися;
вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
7. Подведение итогов урока учителем
сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
сообщение о теме следующего урока;
задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
9. Уборка рабочих мест
Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.
Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания
Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками
Педагогические Творческое воображение, образное мышление
Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми
Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать
Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.
Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.
1. Под интересом понимается. познавательная. человека на той или иной.
2. Склонность -. заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.
3. Способности - любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.