Лучший педагог года

Пальчиковые игры как способ развития речевой деятельности детей раннего возраста

согомонян шогик
Пальчиковые игры как способ развития речевой деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Пальчиковые игры -лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста"

Ребенок с рождения не приспособлен к сложной работе с руками. Ручную моторику необходимо развивать с раннего возраста ребенка. Если малыш полюбит игры с пальчиками, значит, и в школе ему несложно будет овладеть письмом и любое задание, связанное с работой рук, выполнится без труда. Не секрет, что развивая моторику рук, развивается речь ребенка

Публикация «Пальчиковые игры как способ развития речевой деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах

Ребенок в дошкольном возрасте видит, слушает, чувствует и так познает мир. Ребенок стремится все потрогать руками, внимательно рассмотреть, попробовать на вкус. Ребенок не будет сидеть на месте, и если ему вещь понравилась, он всеми силами станет добиваться того, чтобы взять нужный ему предмет в руки. Пальчики маленького непоседы так и тянутся ко всему красочному и неизведанному.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Пока малыш не может сам вырезать и нанизывать, но у него есть хватательный рефлекс: в его ручки можно вкладывать разные предметы, кусочки разнофактурных тканей, мешочки с разной крупой. Пусть они будут разными по фактуре, ворсистые и гладкие, тонкие и толстые и т. д. Это и массаж и способ познания окружающей действительности одновременно. Когда ребенок научится контролировать движения своих ручек, начните учить его: загибайте пальчики, разгибайте пальчики, делайте круговые движения, лучше всего подойдет традиционная “Сорока белобока”. Не ленитесь, ведь теперь вы знаете, что это не просто развлечение, хотя, наверняка, это станет для ребенка по-настоящему увлекательной игрой. Очень важно, что вы разговариваете с малышом и вместе веселитесь. Кроме описывания круга по ладошке своим пальцем, делайте такой же круг, но с помощью пощипывания или покалывания (пальцем): “Птичка-птичка, вот тебе водичка, в

Развить мелкую моторику рук детей можно с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые гимнастики.

Ребенок в дошкольном возрасте видит, слушает, чувствует и так познает мир. Ребенок стремится все потрогать руками, внимательно рассмотреть, попробовать на вкус. Ребенок не будет сидеть на месте, и если ему вещь понравилась, он всеми силами станет добиваться того, чтобы взять нужный ему предмет в руки. Пальчики маленького непоседы так и тянутся ко всему красочному и неизведанному.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Разминать пальцами пластилин, глину.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

-Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

-Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец - большой

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

-Махать в воздухе только пальцами.

-Кистями рук делать «фонарики»

-Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

-Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

-Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль).

-Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

-Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

-Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором.

-Складывание матрешек.

-Игра с вкладышами.

-Рисование в воздухе.

-Игры с песком, водой.

-Мять руками поролоновые шарики, губку.

-Шить, вязать на спицах.

-Рисовать, раскрашивать, штриховать.

-Резать ножницами.

-Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д/)

К пяти годам возможность точных, произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кисти рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы (например, плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Точность и ловкость движений пальцев приобретается детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет: практика

Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:

Пальчиковые игры;

Занятия с мелкими предметами;

Массаж пальцев;

Лепка и рисование.

К пальчиковым играм относятся: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Коза рогатая» и другие смешные потешки, которые всем рассказывают в детстве. творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Пальчиковые гимнастики.

«КАПУСТА».

Мы капусту рубим,

(дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз).

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).

Мы капусту солим,

(имитируют посыпание соли из щепотки).

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимают и разжимают пальцы).

В кадку все утрамбовали,

(потирают кулак о кулак).

Сверху грузиком прижали.

(ставят кулак на кулак).

«Компот»

Будем мы варить компот,

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

слив положим и песок.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого).

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(опять «варят» и «мешают»).

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая- с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

-Ох!

(один хлопок)

И ушел

Газон засох

Как ребенок, играя с пальчиками, развивает речь?

Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»

Занятие по развитию речи ребенка или увлекательная игра

Ребенок с рождения не приспособлен к сложной работе с руками. Ручную моторику необходимо развивать с раннего возраста ребенка. Если малыш полюбит игры с пальчиками, значит, и в школе ему несложно будет овладеть письмом и любое задание, связанное с работой рук, выполнится без труда. Не секрет, что развивая моторику рук, развивается речь ребенка. Самыми важными и интересными упражнениями с пальчиками мы поделимся в нашей статье.

Как ребенок, играя с пальчиками, развивает речь?

Как ребенок, играя с пальчиками, развивает речь

Родителям порой непросто успеть за своим ребенком. Малыш с каждым днем открывает для себя новое и удивительное, а главное ребенок должен все ощутить руками.

Каким образом развивается речь, когда ребенок занимается упражнениями и играми с пальчиками?

Рука ребенка является помощником в развитии речи, так как на кончиках пальцев есть чувствительные точки, которые передают сигнал в зоны речи в головном мозге.

Совместная игра ребенка и взрослого с пальчиками учат малыша подражать взрослому, внимательно слушать и понимать речь.

Упражнения, которые сопровождаются речью, тренируют произношение звуков. Речь становится яркой, ритмичной и выразительной.

Во время упражнений ребенок должен запомнить движения, определенные положения пальцев рук, тем самым развивается память и внимание малыша. Ребенок может с помощью рук рассказывать стихи, сказки, истории.

Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»

Упражнения, которые развивают «непослушные пальчики»

Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, необходимо делать с раннего возраста ребенка. Малыш самостоятельно не сможет правильно брать ложку, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, рисовать и писать карандашами. Этому нужно учить! Упражнения, которые развивают точные движения пальцев рук, представлены в виде игр. Расскажем упражнения, которые выполняются с помощью различных пособий.

1. Сделайте «дорожки» из ниток, у вас получатся мягкие дорожки, из фольги — шершавые дорожки, из бумаги — гладкие дорожки. Их можно использовать для массажа рук ребенка или для игр с пальчиками, сопровождаемые стихотворным текстом.

Например: «Человек по дорожке мягкой (гладкой или шершавой) идет, громко песенки поет. На ноге стоит, в сторону глядит». Во время проговаривания текста пальцы «шагают» по дорожке. Делайте упражнение каждой рукой ребенка по очереди, а потом двумя руками одновременно.

2. Возьмите шершавые перчатки, мочалки, губки, щетки. Они продаются в аптеках и хозяйственных магазинах. Делайте ими массаж рук ребенка для улучшения кровообращения и нормализации мышечного тонуса.

3. Заготовьте еловые или сосновые шишки. Их можно сжимать и перекатывать в руках, перекидывать из руки в руку, делать массаж рук.

4. Подготовьте резиновые мячи: маленькие, средние, большие. Мячи могут быть гладким, а могут быть с шипами различного размера и разного диаметра. Цвета мячей лучше выбрать разные: красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые и другие. В речевых играх с помощью мяча ребенок дает правильный ответ. В играх с мячом отлично развивается ловкость.

5. В этом упражнении вам понадобятся емкости для сухого бассейна. Насыпьте в них горох, фасоль или любую крупу: гречиху, рис, перловку. Можно вместе с ребенком перебирать материал, пересыпать из одной руки в другую, ложкой перекладывать в другую емкость. В сухой бассейн спрячьте мелкие игрушки и ищите их. С помощью таких игр замечательно развиваются тактильные ощущения.

6. Пробки от пластиковых бутылок — прекрасный материал для творческих поделок с ребенком. Из пробок можно сделать мозаику или проделать в них дырку и нанизывать на нить.

7. Устраивайте с ребенком соревнования: кто сможет больше пробок удержать в руке, тот и победитель.

8. Увлекательная игра «Ходунки». Перед ребенком выставляется шахматная доска. Малыш указательный и средний пальцы рук ставит в основание пробок и передвигает пробки по шахматной доске под ритм стихотворения: «По доске я шагаю, весело и дружно пальчиками передвигаю». Второй вариант этой игры: все пальцы ребенка поставьте в пробки, и пусть малыш поочередно переставляет каждый палец

Пуговицы. нужно разложить по размеру, форме и цвету. Нарисуйте машинку или цветок, и пусть ребенок выкладывает пуговицами контур картинки. Таким образом, малыш будет тренировать правильный захват предмета тремя пальцами, который необходим для письма. В ходе игры закрепляйте названия цветов пуговиц. Учите ребенка пришивать пуговицы. Очень полезно, если малыш будет проговаривать каждое свое движение.

10. Природные материалы: засушенные листья и цветы, прутики, желуди, шишки используйте для аппликаций.

11. Бусинки можно собрать в отдельную коробочку или разложить по цветам. Нанизывание бусин на веревку — прекрасное занятие для развития тонких движений пальцев рук.

шишки : собирание шишек в корзину:

слепи "КОЛОБКА" ребенку дать желтую бумагу (лучше чтобы он выбрал сам) цвет Би проговаривая потешку сминал бумагу в колобок (ОЧЕНЬ УВЛЕКАТЕЛЬНО (МОЖНО ТАКЖЕ ИГРЫ ПРИОБЩИТЬ К ПОВСЕДНЕВНЫМ ЗАНЯТИЯМ в детском саду)

Девочкам очень понравится заниматься с бусинками, ведь помимо развития мелкой моторики в данной игре можно развивать эстетическое восприятие. В настоящее время в магазинах большой выбор бусин: больших и маленьких, прозрачных, цветных и блестящих. Сделайте украшения для мамы и бабушки, порадуйте папу поделкой из бусин, украшайте бусинами карандаши и ручки.

12. Трафареты из картона для вышивания, с проколотыми дырочками, с пластмассовой иглой — прекрасное пособие для развития точных движений пальцев рук. Детям старшего возраста можно купить готовые наборы с контурным рисунком.

13. Мозаика должна быть у каждого ребенка. С малышами можно выкладывать узоры, фигуры, небольшие сюжеты. С детьми старшего возраста мозаика подходит как пособие для закрепления образа букв, цифр.

14. Ведерки, домики, доски с вырезами станут прекрасным пособием для развития мелкой моторики детей раннего возраста, также развивается зрительное восприятие.

15. Трафареты для развития графических навыков пользуются спросом у детей в подготовительных группах детского сада или в школе. Детям младшего возраста можно предложить трафареты с контурами фруктов, ягод, овощей, транспорта, животных. Ребенок должен обвести очертание предмета и его назвать. Данным упражнение дополнительно обогащается и расширяется словарь ребенка.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Дидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возрастаДидактические игры для стимулирования речевой активности детей раннего возраста Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности, и что чем лучше развита у ребёнка речь, тем полноценнее.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как метод развития речевой активности детей раннего возраста В 2019 году мы впервые набрали группу от 1,5 до 3 лет. Ни для кого не секрет, что современные дети приходя, в дошкольное учреждение почти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как способ развития речевой деятельности детей раннего возраста
Опубликовано: 5 мая 2022 в 08:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры как способ развития речевой деятельности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем согомонян шогик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД