Валерия Костенко
Конспект занятия для старших дошкольников «Знакомство с кубанской утварью»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Знакомство с Кубанской утварью»
Возраст воспитанников: старший дошкольный.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Задачи: Познакомить детей с предметами быта казаков. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к малой Родине.
Публикация «Конспект занятия для старших дошкольников „Знакомство с кубанской утварью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к
деятельности
Воспитатель встречает детей на доске иллюстрации Родного края.
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе?
Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья
-А что такое хата? Отлично!
О родном крае, о Кубани
(изображение на картине, фото, макет подворья)
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался?
Дети: добывали пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:(фото казака)
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак в беде не плачет.
Казак сам голодает, а конь его сыт.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Терпи казак- атаманом будешь.
Казаку честь-родину беречь.
Казачьему роду-нет переводу.
Воспитатель: А как называли жену казака?
Дети: Казачка (фото казачки)
Игра «Одень казака и казачку»
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам задание, одеть в костюмы казака и казачку
Воспитатель: Чем она занималась дома?(вырезные куклы с набором вырезной бумажной одежды, современной и казачьей)
Дети: Ходила к колодцу, приносила воду на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб (картинки труда казачек)
Воспитатель: Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке.)
Дети: В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
Воспитатель: А молоко в чем хранили?
Дети: Глиняный сосуд, который называется глэчик. (фото)
Воспитатель: Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Как называется посуда, в которой замешивают тесто?
Дети: Макитра-это горшочек из глины (фото)
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Лепка из соленого теста
Воспитатель: вот тесто замешано и сейчас мы с вами будем лепить пироги. (макет печи, фотографии)
Воспитатель: Ну, налепили и отправляем в русскую печь. Ребята, самое главное в казачьей хате — это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырёх тысяч лет? Русская печь отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жару не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили:
«Всё, что в печи,- на стол мечи».
«Печь нам – мать родная»,
«У печи всё красное лето».
Хлебом не корми, только с печи не гони.
Зимой в мороз даже кур под печкой держали.
Загадки
Воспитатель: Ребята, я загадаю загадки, а вы подумайте, про что они.
«Шуба в избе,
Рукав на улице».
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.»
Игра «Тесто»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тесто».
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается.
Воспитатель: Ребята, садитесь продолжим путешествие.
-Ну, а чаем поили гостей из….
Дети: самовара (фото, картинки)
Воспитатель: Правильно. Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия?
Дети: рубель и каталка (фото, картинки)
Игра «Отгадай, что делаю»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Встаньте, пожалуйста. Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.
Дети имитируют движения.
-копать
-нести коромысло
-хлеб класть в печь
-месить
-класть яблоки в корзину
-гладить
-прясть
Воспитатель: Молодцы, дети. Мы продолжаем наше путешествие.
А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник (фото, картинки)
Воспитатель: Какие цвета использовались в вышивке?
Дети: черный и красный на белом фоне
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам
деятельности
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
-Дом, в котором жили наши предки (хата)
-Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)
-С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)
-В чем замешивали тесто? (в макитре)
-Воду приносили из ….(колодца)
-Вкусный чай пили из …. (самовара)
-В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугун)
-А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (рушник)
-Какой запах в хате, наверное, уже и пирожки поспели наши (достает из печи пирожки)
Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами. Наше занятие подошло к концу.