Юлия Труш
Словесно-дидактические игры по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Словесно-дидактические игры по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Введение
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.
Публикация «Словесно-дидактические игры по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие фонематического слуха
- Словесные игры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигенции в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка.
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Совместив игру и сказку получаются замечательные (развивающие) дидактические игры, которые могут использовать как педагоги, так и родители.
В работе особое внимание уделяем словесно-дидактической игре, содержание которой ориентируется на сказку. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Словесно-дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В словесно- дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на внутренне представление и знание о предмете, воспоминании о нем.
Словесно-дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.
Словесно- дидактические игры способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать, действовать согласно инструкции, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Словесно- дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью словесно-дидактической игры.
Использование словесно-дидактических игр способствует решению следующих задач:
1. Побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий.
2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
3. Совершенствовать связную речь.
4. Обеспечивать количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса.
5. Формировать грамматический строй речи и т. д. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений.
6. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений и другие.
Картотека игр со звуками для детей старшего дошкольного возраста
1. «Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход игры:
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.
2. «Три слова»
Цель: учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход игры:
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове : утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышал звук У в слове : в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
3. «Картинки»
Цель: учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход игры:
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.
4. «Путешествия по комнате (группе)»
Цель: учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры:
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и искать предметы, в названии которых есть звук С. Чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, вы кладете красную фишку на найденный вами предмет.
Рекомендации. Не давайте сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У вас по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.
Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии педагог использует эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (мак, дом, вы можете использовать следующие, более сложные игры.
5. «Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель: учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.
Ход игры (1-ый вариант) :
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М, А, К. Какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы: ЭМ – вместо [м]. Ребенок воспринимает на слух два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
Ход игры (2-ой вариант) :
Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О. Ребенок путем проб и ошибок составляет слово «дом».
Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту.
Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.
6. «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»
Цель: учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход игры:
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец: Картинки: шапка, автобус, рак. Звуки: ш, а, р. Слово : шар.
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец: Картинки: комар, трава, сок. Звуки: р, а, к. Слово : рак.
3-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец: Картинки: куст, крот, кукла. Звуки: с, о, к. Слово : сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и, что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.
7. «Цепочка слов»
Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход игры:
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т. п.).
Эти игры можно использовать как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога, педагог с мячом – в центре круга.
Взрослый. Я буду называть звук и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.
Взрослый Ребенок
Звук А Апельсин
Звук У Улитка
Звук И Иголка
Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге. Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку, произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.
Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.
Дети (6-7 человек) и педагог сидят за столом. Педагог предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дети выбрали звук М. Считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т. д. Игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» - цепочка из рук получилась.
Сначала эта игра проводиться медленно, педагог дает возможность ребенку подумать, затем темп ускоряется.
8. «Волшебники»
Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход игры:
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.
Взрослый Ребенок
Ток Сок (т-с)
Дом Сом (д-с)
Лук Сук (л-с)
Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.
9. «Имена детей»
Цель: учить детей путем добавления согласных звуков образовывать новые слова.
Ход игры:
Взрослый. Вспомни имя девочки, которое начинается со звука А.
Ребенок. Алиса, Аня, Антонина.
Взрослый. Красивое имя Аня. Давай это имя с помощью согласных звуков превратим в новые имена девочек и мальчиков. К имени Аня добавь звук Т. Какое имя девочки мы услышим?
Ребенок. Таня.
Взрослый. К имени Аня добавь звук С. Какое имя мальчика мы услышим?
Ребенок. Саня.
И т. д.