Ирина Изварина
Актуальность проблемы экологического воспитания в дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы экологического воспитания в дошкольной педагогике.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать её богатства.
Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает лесные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки. Современная педагогика рассматривает экологическое воспитание как, активный, целенаправленный процесс формирования основ экологической культуры. В наши дни особенно остро встает вопрос экологического воспитания дошкольников, так как экологическая катастрофа является глобальной проблемой современности. А так как дети будущие жители нашей планеты, творцы и продолжатели жизни на земле, им необходимы экологические знания. И чем раньше начнётся процесс экологического воспитания, тем больше уверенность в том, что наша природа – наше богатство будет в сохранности.
Публикация «Актуальность проблемы экологического воспитания в дошкольной педагогике» размещена в разделах
Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с природой.
К вопросам экологического воспитания дошкольников в своё время обращалось много учё ных: С. Н. Николаев, Т. И. Гризик, С. А. Веретенникова, Р. И. Жуковская, П. Г. Саморукова.
Вот почему выбрана эта тема, я согласна с мнением великих педагогов и осознаю всю угрозу, нависшую над природой в наши дни.
ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ: экологическое воспитание.
ПРЕДМЕТ: ознакомление с природой.
ЦЕЛЬ: определить пути и охарактеризовать условия экологического воспитания дошкольников.
ЗАДАЧИ:
1. Дать анализ проблеме экологического воспитания дошкольников в научно- методической литературе.
2. Проверить в практике детского сада наиболее эффективные формы, методы и приёмы экологического воспитания.
3. Сформировать методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
ГИПОТЕЗА: если в процессе работы воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, работает в тесном сотрудничестве с родителями, проводит работу последовательно, планомерно и систематично, то процесс экологического воспитания дошкольников будет проходить наиболее успешно.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: данный опыт работы можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Значение экологического воспитания дошкольников
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
1.2. Исторический аспект экологического
воспитания дошкольников
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – К. И. Тимирязева, И. В. Мичурина, писателей, художников и композиторов – А. С. Пушкина, М. Пришвина, В. И. Бианки, И. Левитана, А. К. Саврасова, П. И. Чайковского.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. В процессе воспитания в детском саду осуществляется всестороннее развитие детей в различных видах деятельности.
1.3. Формы экологического воспитания дошкольников
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия - проводятся в определенные часы, по заранее разработанному плану, согласованному с программой.
Экскурсия – это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всей группы детей, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Выбор места экскурсии зависит от её задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся с детьми средней, старшей и подготовительной групп. Экскурсии в одни и те же места рекомендуется проводить в разное время года. Готовясь к экскурсиям, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей.
Перед выходом проверяют, всё ли необходимое они взяли, затем напоминают детям, как они должны вести себя.
Прогулки – ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. Дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учётом местных условий. Воспитатель организует игры с использованием естественного материала – песка, снега, воды, листьев. Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.
Работа на земельном участке – на земельном участке дети трудятся преимущественно после дневного сна.
Работа в уголке природы – работа в уголке природы проводится в часы, отведённые для труда. Дети наблюдают за растениями и животными, привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.
1.4. Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные методы
Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. Наблюдение организуется при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и на экскурсиях, на прогулках и в уголке природы. В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Воспитатель в процессе руководства наблюдением использует разнообразные приёмы – вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.
Рассматривание картин – картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Практические методы
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно - печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно»
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Труд в природе – организуют в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
Словесные методы
Рассказ воспитателя – рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10 - 15 минут.
Беседа – выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная - используется перед наблюдением, экскурсией. Цель – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с детьми среднего и старшего возраста.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.
1.5. Краткие выводы по главе 1
Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте. Очень важно использовать разнообразные формы, методы и приёмы в работе с детьми, проводить её в тесном сотрудничестве с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты Земля.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА
2.1. Краткая характеристика коллектива детей и итоги констатирующего этапа исследования
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 109 в старшей группе. В эксперименте приняло участие 20 детей и их родителей.
Опытно-педагогическое исследование началось с анкетирования родителей. Родителям было предложено ответить на шесть вопросов. Анкеты были именные и открытые. Были предложены следующие вопросы:
1. Любит ли ваш ребёнок бывать на природе?
2. Ухаживает ли ваш ребёнок за растениями?
3. Знаете ли вы как знакомить дошкольников с природой?
4. Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
5. Наказываете ли вы ребёнка за грубое отношение к природе?
6. Нужна ли информация в родительском уголке по экологическому воспитанию дошкольников?
В анкетировании приняло участие 20 родителей. После обработки анкет были получены следующие результаты:
№ вопроса Да Нет Затрудняюсь
1 40% 60% -
2 40% 60% -
3 40% 60% -
4 40% 35% 25%
5 55% 35% 10%
6 50% 50% -
Обработав полученные результаты, было принято решение составить перспективный план по работе с родителями в вопросах экологического воспитания дошкольников
Были разработаны критерии оценивания знаний в растительном мире.
Условно были выделены три уровня оценки:
Высокий (красный цвет)- дети знают и правильно называют деревья, кустарники, цветы, знают строение растений, условия роста, правила поведения в природе.
Средний (зелёный цвет)- дети узнают растения, но называют частично, иногда путаются, не могут самостоятельно ухаживать за растениями, только с помощью взрослого.
Низкий (синий цвет)- дети не только не называют растения, но и не всегда узнают их, не умеют ухаживать за ними, не знают правила поведения в природе.
Следующий метод, который использовали для выявления уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста – педагогическое наблюдение. Было проведено два наблюдения за детьми по заранее составленной программе.
Программа наблюдения за детьми на прогулке
Объект: прогулка на участке детского сада.
Цель наблюдения: наличие у детей бережного отношения к природе родного края, знание детьми растительного мира Кубани.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что:
• дети знают правила поведения в природе;
• дети выполняют эти правила;
• умеют ухаживать за растениями;
• знают названия деревьев;
• знают названия кустарников;
• знают названия цветов.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что:
• знают правила поведения в природе –40%
• соблюдают правила поведения -20%
• умеют ухаживать за растениями – 45%
• знают названия деревьев -40%
• знают названия кустарников – 30%
• знают названия цветов –50%
Программа наблюдения за дидактическими играми
экологического характера
Объект: дидактические игры «Ботаническое лото», «Вершки и корешки», «Лото».
Цель: наличие представления о строении растений, особенностях ухода за ними.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
• знают строение растений;
• знают условия роста;
• знают растительный мир; Кубани
• знают правила ухода за растениями.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что дети:
• знают строение растений –40%
• знают условия роста – 35%
• знают растительный мир Кубани –45%
• знают правила ухода за ними – 35%
Для получения наиболее достоверного результата, решено было провести диагностику экологических умений, навыков и знаний детей старшего дошкольного возраста. Диагностика проводилась по следующим параметрам:
• знание детьми 5-6 деревьев; Кубани
• знание детьми 2-3 кустарников; Кубани
• знание детьми 5-6 цветов; Кубани
• знание детьми 4-5 ягод; Кубани
• знание детьми 4-5 грибов Кубани
• знание детьми строения растений;
• знание детьми условий роста растений;
• умение вести себя в природе.
После обработки итогов диагностики были получены следующие результаты: высокий уровень – 5%, средний уровень – 75%, низкий уровень – 20%
Таким образом, исходя, из результатов исследования на констатирующем этапе было решено разработать и внедрить в практику работы детского сада систему мероприятий, направленных на повышение уровня экологического воспитания дошкольников.
2.2. Система мероприятий, направленная на повышение уровня экологического воспитания дошкольников
Первым этапом формирующего этапа стало составление перспективного плана по работе с детьми по экологическому воспитанию дошкольников /приложение 2/. Работа с детьми началась с проведения ряда занятий: «Растительный мир Кубани», «Экскурсия в парк осенью», «Чем богата природа родного края», «Лекарственные растения Кубани», «Экскурсия в сквер зимой».
Перед проведением занятий была проведена большая предварительная работа: чтение художественной литературы, экскурсии в музей, рассказы воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, рассматривание фотоальбомов и другое. Во время занятий ребята были очень активны, задавали много вопросов, рассуждали, выяснили причинно-следственные связи. На занятии «Растительный мир» - ребята закрепили свои знания о растительности Кубани, условиях и особенностях роста растений. Во время занятия «Экскурсия в парк осенью» ребята наблюдали за изменениями в жизни растений осенью, сменой окраски листьев. Там же во время занятия «Экскурсия в сквер зимой» ребята учились по характерным признакам узнавать и отличать деревья и кустарники друг от друга, выяснили особенности жизни растений в зимний период. На обобщающем занятии «Чем богата природа родного края» ребята демонстрировали свои знания о растительном мире Кубани, его отличии от других регионов, особенностях роста, закрепили правила поведения в природе.
Следующий этап работы с детьми – организация и проведение экскурсий по родному краю. Экскурсии были проведены для того, чтобы ребята в натуральных условиях имели возможность знакомиться с природой и увидеть явления природы в разных условиях. Были проведены: «Экскурсии в лес поздней осенью», «Экскурсия в зимний сквер», «Экскурсия в лес летом». Во время экскурсии в лес поздней осенью - ребята закрепили знания о деревьях, кустарниках, ягодах, Кубани дети знакомились с отличительными особенностями растений. Во время проведения экскурсии в сквер ребята выяснили особенности жизни растений в зимний период. Во время экскурсии на море ребята знакомились с растительным миром, находящимся вблизи от моря, особенностями пейзажа. Во время летней экскурсии дети познакомились с особенностями роста растений в летний период, их строением.
Также, для закрепления знаний детей были проведены мероприятия, обобщающие знания, умения и навыки детей. Было проведено развлечение «Осень в России», во время которой ребята знакомились с особенностями жизни растений в осенний период через устное народное творчество, использовали в речи пословицы, поговорки, приметы, знакомились с трудом взрослых осенью, закрепили знания об овощах и фруктах Кубани. Также с ребятами было проведено «Поле чудес» по теме «Знатоки природы» - во время проведения, которого дети отгадывали загадки о растениях, работали с картинками, отвечали на вопросы о флоре, ребят Кубани а были очень раскрепощенными, любознательными. Также по составленному перспективному плану была проведена беседа, «Лекарственные растения Кубани» - во время которой ребята знакомились со свойствами шиповника, брусники, черники, клюквы, подорожника, одуванчика и их внешним видом. На прогулках ребята наблюдали природные явления в разное время года. В течение года много внимания уделялось чтению произведений художественной литературы, проведению дидактических игр экологического содержания. В группе создан мини-музей «–Кубань моя малая Родина», изготовлены альбомы «Лекарственные растения а», собра гербарий совместно-взрослые и дети.
Параллельно велась работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Первый этап работы с родителями – выступление на родительском собрании «Воспитание любви и заботливого отношения к природе»- где родители, узнали какое значение, оказывает природа на развитие личности ребёнка, с помощью каких методов и приёмов осуществляется экологическое воспитание в практике работы ДОУ. Также был проведё н ряд консультаций для родителей: «Влияние природы на духовный мир ребёнка», где рассказывается о значении природы для развития чуткости, доброты, становлении эмоций дошкольников. «Что такое экологическое воспитание?» - где родители познакомились с содержанием экологического воспитания, формами работы. «Природа и дети» - что дает ребенку общение с природой, как ребенок познает окружающий мир. «Пусть дети научатся любить родную природу» где рассказывается о том, как научить ребенка заботливо и бережно относиться к природе. «Введите детей в природу» - где родители познакомились со способами привлечения внимания к явлениям природы, какие средства необходимо использовать для этого. «Воспитание нравственных чувств через природу» - где рассказывалось о формировании морального облика, становлении личности ребёнка.
Одним из этапов работы было оформление фотостенда «Природа и мы» - где ребята показали, как относятся к природе, как трудятся в природе. Даже для закрепления полученных знаний родителями был проведен семинар- практикум «По страницам Красной Книги»- где родители познакомились с основанием, с её создателями, родители вникли в вопросы охраны редких растений, высказали своё мнение о том, как данный материал эффективно использовать в работе с детьми. В завершении с родителями был проведен КВН «Знаете ли вы природу родного края» - где родители отвечали на вопросы о природе Сахалина, придумывали названия команд и девиз, вспоминали стихи и поговорки, загадки о природе. В конце команда победителей была награждена призами. Во время реализации мероприятий с родителями, царила атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, установились партнерские взаимоотношения. Повысился психолого-педагогический уровень знаний родителей.
2.3. Итоги заключительного этапа исследования
После проведенной системы мероприятий, было решено провести повторное анкетирование родителей по тем же вопросам, что и на констатирующем этапе. Получены следующие результаты:
№ вопроса Да Нет Затрудняюсь
1 100%
2 80% 20%
3 100%
4 10% 90%
5 100%
6 100%
После сравнения результатов на констатирующем и заключительном этапах видно, видно насколько изменилось отношение родителей к вопросам экологического воспитания дошкольников. Родители стали полноценными участниками воспитания и развития своих детей.
Далее было проведено повторное наблюдение за детьми в процессе их общения с природой.
Программа наблюдения за детьми на прогулке
Объект: прогулка на участке детского сада.
Цель наблюдения: наличие у детей бережного отношения к природе родного края, знание детьми растительного мир Кубани.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
• знают правила поведения в природе;
• выполняют эти правила;
• умеют ухаживать за растениями;
• знают названия деревьев;
• знают названия кустарников;
• знают названия цветов.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что дети:
• знают правила поведения в природе – 90%
• выполняют эти правила – 80%
• умеют ухаживать за растениями – 80%
• знают названия деревьев – 100%
• знают названия кустарников – 80%
• знают названия цветов –100%
Программа наблюдения за дидактическими играми
экологического характера
Объект: «Ботаническое лото», «Вершки и корешки», «Лото».
Цель наблюдения: наличие представлений о строении растений, особенностей ухода за ними.
Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:
• знают строение растений;
• знают условия роста;
• знают растительный мир Сахалина;
• знают правила ухода за ними.
Протокол наблюдения: наблюдение показало, что дети:
• знают строение растений – 90%
• знают условия роста – 85%
• знают растительный мир Кубани – 90%
• знают правила ухода за ними – 80%
Для получения более достоверного результата, решено было провести повторную диагностику знаний, умений детей по экологии по тем же параметрам, что и на констатирующем этапе. После обработки результатов получен следующий итог: высокий уровень – 70% средний уровень – 30%; низкий уровень – 0%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот период формируется познавательный интерес в рамках экологического мышления, сознания и экологической культуры. Но происходит это при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы.
Разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня познавательного интереса в рамках экологической воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность. Сравнив результаты на констатирующем и на заключительном этапе видно, что высокий уровень экологического воспитания детей на заключительном этапе повысился на 70%, низкий уровень знаний отсутствует /приложение
3. Следовательно, гипотеза подтвердилась полностью.
Автор Изварина И. С.